Полный текст статьи
Печать

Школьная тревожность является специфическим видом тревожности, характерным для определенного класса ситуаций − ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами образовательной среды. При анализе научных исследований нами  были выделены основные причины школьной тревожности у первоклассника. Это проблемы как внутри микросоциума, который окружает ребенка − семья или класс, так и внутренние конфликты и переживания первоклассника, физиологическая и психическая несформированность ребенка.

Исследование школьной тревожности проводилось на базе МБОУ СОШ № 16 г. Кирова. В исследовании участвовало 56 учащихся первых классов. Задачей исследования явилось выявление  уровней школьной тревожности у первоклассников. В ходе  исследования было использовано две методики: «Шкала школьной тревожности» А.М. Прихожан, а также «Школа зверей» А.М. Парачева, целью которых является выявление общего уровня школьной тревожности учащихся начальной школы.

Методику А.М. Прихожан мы выбрали, потому что она является оптимально подходящей для данного возраста. Также в силу несконструированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня рефлексии испытуемого,  то есть его способности замечать те или иные состояния, в нашем случае, состояния тревоги. По результатам исследования более половины группы (60%) не имеют ярко выраженной школьной тревожности. При соотношении отрицательных ответов на предъявляемые рисунки с изображением на карточке, мы обратили внимание на то, что негативные ответы (грустное, унылое, скучное лицо у ребенка) в большей степени  соответствовали ситуации, где ребенок взаимодействует с учителем или же была представлена ситуация, когда ребенок выполняет какое-либо задание. Соотношение негативных ответов детей с ситуацией, которая была смоделирована на картинке, показывает нам и то, что негативные ответы, связаны также с ситуациями, где изображены дети, взаимодействующие на уроке или вне учебной обстановки. 

При взаимодействии ребенка с учителем тревожность может возникать по следующим причинам: учитель строит свою педагогическую деятельность, исходя из авторитарного стиля общения, а также по причине того, что ребенок не может адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к учителю и его новым требованиям, которых не было в дошкольном образовательном учреждении.

Для конкретизации полученных данных в исследовании была использована также методика А.М. Парачева «Школа зверей». Данная методика оптимально походит по возрастным ограничениям. Она является проективной, что позволяет детям легко и непринужденно выполнять задания в интересной форме, не испытывая чувства тревоги и страха. Методика также включается в себя множество параметров для интерпретации, что дает возможность дать объективную оценку исследуемого феномена у конкретного ребенка.

Анализ параметров представленных в методике показал, что о наличии школьной тревожности можно говорить, как и по результатам первой методики, у 40% респондентов. Проанализировав работы детей, относящиеся к группе риска, можно говорить о том, что на всех изображениях присутствуют ярко выраженные темные тона. Присутствие данного параметра указывает на то, что дети испытывают угнетенное состояние во времяпрепровождении в школе. Наличие феномена школьной тревожности показал такой параметр рисунка как нажим. Нажимы были достаточно слабыми, что в интерпретации методики как раз говорит о том, у детей присутствует школьная тревожность.

Чтобы выявить  наличие страха  перед учителем у респондентов,  мы проанализировали размеры фигур на листе. Анализ этих размеров дает основание говорить о том, что  у детей данный страх присутствует. На всех рисунках кроме одного четко выделен учитель и ученики. А та фигура, которая изображает самого первоклассника, немного меньше чем остальные присутствующие звери.

При проведении индивидуальных бесед с детьми, попавшими в группу риска, по результатам данных методик, выяснилось, что действительно, респонденты не любят выполнять задания в классе, так как боятся оценки со стороны педагога. Дети описали неприятные ощущение волнения, страха, когда учитель высказывается о том, насколько хорошо или плохо выполнено конкретное задание.

Таким образом, наше исследование показало, что есть дети, у которых, по результатам исследования присутствует феномен школьной тревожности. Исходя из этого, можно делать вывод о том, что необходима специальная деятельность психолога по профилактике школьной тревожности у первоклассников.