Полный текст статьи
Печать

Анализ  психолого-педагогической подготовки педагогов включает оценку трехкомпонетной структуры готовности педагогов.

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива.

Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности – наличие мотива включения в инновационную педагогическую  деятельность. 

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам дошкольного образования в условиях федерального государственного образовательного стандарта [1], инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей  педагогической  практики.

Третий компонент готовности педагога к инновационной  деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности [2].

Таким образом, психолого-педагогическая подготовка  определяется, как процесс мотивационного отношения педагога к инновационной деятельности, овладения им системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности.

В рамках  рассмотренной структуры  был разработан и апробирован проект психолого-педагогической подготовки педагогов к инновационной деятельности. Новизна проекта заключалась в разработке и внедрении модели психолого-педагогической подготовки педагогов к инновационной деятельности, которая является средством формирования профессиональной компетентности, и позволяет внести качественные изменения в воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Проект включает содержание  работ по следующим направлениям:

– система мотивации и стимулирования;

– формирование теоретической компетентности;

– обеспечение практической готовности педагогов.

В процессе данных работ проходили мероприятия, направленные на формирование компетенций педагогов в условиях федерального государственного образовательного стандарта, мотивацию и  стимулирование к освоению инновационной деятельности, компетентность в реализации инновационных педагогических  технологий, формирование практических умений.

Нами разработана комплексная система оценки эффективности психолого-педагогической подготовки  педагогов, которая включает:

  • первичный анализ уровня подготовленности педагога с учетом требований внешней среды;
  • текущий анализ и коррекция подготовки педагогов;
  • итоговый анализ [3].(см рис. 1).

 

Рис. 1. Модель «Анализ  подготовки педагогов к инновационной деятельности» 

В рамках данной модели нами осуществлен первичный контроль, проводится текущий контроль подготовки педагогов к инновационной деятельности на базе четырех дошкольных образовательных учреждений г. Кирова: МКДОУ № 175, МКДОУ № 180, МКДОУ № 179, МКДОУ № 171.

В ходе первичного анализа нами была осуществлена диагностика готовности педагогов к инновационной, в которой было прошено 80 педагогов. Результаты данного этапа убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по подготовке педагогов к инновационной профессиональной деятельности. Проводимое нами исследование позволило выявить педагогов, испытывающих недостаточную готовность к инновационной деятельности, которая выражена в их мотивационной, информационной и операциональной неготовности [4].

По данному направлению совместно с МКОУ ДПО «ЦПКРО» г. Кирова  было проведено обучение педагогов, в процессе которого был осуществлен текущий анализ подготовки педагогов.