Анализ психолого-педагогической подготовки педагогов включает оценку трехкомпонетной структуры готовности педагогов.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива.
Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности – наличие мотива включения в инновационную педагогическую деятельность.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам дошкольного образования в условиях федерального государственного образовательного стандарта [1], инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности [2].
Таким образом, психолого-педагогическая подготовка определяется, как процесс мотивационного отношения педагога к инновационной деятельности, овладения им системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности.
В рамках рассмотренной структуры был разработан и апробирован проект психолого-педагогической подготовки педагогов к инновационной деятельности. Новизна проекта заключалась в разработке и внедрении модели психолого-педагогической подготовки педагогов к инновационной деятельности, которая является средством формирования профессиональной компетентности, и позволяет внести качественные изменения в воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Проект включает содержание работ по следующим направлениям:
– система мотивации и стимулирования;
– формирование теоретической компетентности;
– обеспечение практической готовности педагогов.
В процессе данных работ проходили мероприятия, направленные на формирование компетенций педагогов в условиях федерального государственного образовательного стандарта, мотивацию и стимулирование к освоению инновационной деятельности, компетентность в реализации инновационных педагогических технологий, формирование практических умений.
Нами разработана комплексная система оценки эффективности психолого-педагогической подготовки педагогов, которая включает:
- первичный анализ уровня подготовленности педагога с учетом требований внешней среды;
- текущий анализ и коррекция подготовки педагогов;
- итоговый анализ [3].(см рис. 1).
Рис. 1. Модель «Анализ подготовки педагогов к инновационной деятельности»
В рамках данной модели нами осуществлен первичный контроль, проводится текущий контроль подготовки педагогов к инновационной деятельности на базе четырех дошкольных образовательных учреждений г. Кирова: МКДОУ № 175, МКДОУ № 180, МКДОУ № 179, МКДОУ № 171.
В ходе первичного анализа нами была осуществлена диагностика готовности педагогов к инновационной, в которой было прошено 80 педагогов. Результаты данного этапа убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по подготовке педагогов к инновационной профессиональной деятельности. Проводимое нами исследование позволило выявить педагогов, испытывающих недостаточную готовность к инновационной деятельности, которая выражена в их мотивационной, информационной и операциональной неготовности [4].
По данному направлению совместно с МКОУ ДПО «ЦПКРО» г. Кирова было проведено обучение педагогов, в процессе которого был осуществлен текущий анализ подготовки педагогов.