Полный текст статьи
Печать

Проблема отношений между родителями и детьми всегда привлекала внимание психологов. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями: реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии. Данное единство находится под влиянием следующих факторов: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования; эмоционально – нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. 

Существует несколько типов и стилей детско-родительских отношений, многим из которых необходима коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

Д. Боулби, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, Е.Г. Сухарева рассматривают феноменологию родительских отношений, позиций, стилей поведения, а также их направленное влияние на формирование характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего поведения.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии детско-родительских отношений.

Изотерапия является видом терапии, которая предполагает исцеление с помощью изобразительного творчества, в первую очередь рисования. На сегодняшний день изотерапия нередко применяется как способ психологической коррекции детей, страдающими невротическими, психосома­тическими отклонениями, а также детей и подростков, испытывающими трудности в социализации и социальной адаптации, при решении внутрисемейных конфликтов, при затяжных стрессах и др.

В своей практической деятельности многие дошкольные образовательные организации используют детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость) и для коррекции детско-родительских отношений. Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. Ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Творчество оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, так как способствует развитию богатой фантазии и предполагает символическую деятельность. Чувства и эмоции часто выражаются посредством используемых детьми символов. Таким образом, происходит смешение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира наделяются чувствами.

У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики или этики.

Началом для  коррекционной работы являются действия, которые выполняются руками. Нужно так же помнить, что в процессе коррекции детско-родительских отношений необходимо запастись терпением и быть последовательным. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

В дошкольных образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности) вследствие негативных форм детско-родительских отношений, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, и повышению общительности.   Такие занятия снижают проявление негативных эмоций, повышают самооценку, общительность и оптимизм детей, снижают тревожность.

Изобразительное творчество способствует лучшему осмыслению самого себя, свободному выражению своих мыслей и чувств, а также помогает освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не толь­ко отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Именно поэтому изотерапия так эффективна при коррекции детско-родительских отношений.