Полный текст статьи
Печать

Интеллектуальное развитие дошкольников – процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Период дошкольного детства является самым замечательным и беззаботным отрезком жизни человека, но и в то же время особенно важным для его интеллектуального развития. В эти годы закладываются основы формирования личности человека, его ценностные ориентации в окружающем мире, позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому важно успеть вложить в ребенка самые необходимые знания.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Н. К. Крупская писала, что игра дошкольников является наиболее активным способом познания окружающего мира. В процессе игры ребенок быстрее и легче запоминает большее количество слов, чем при целенаправленном запоминании. Развивающее значение игры весьма многообразно. Так, например, использование дидактической игры повышает интерес к занятиям, ребенок становится более сосредоточенным, обеспечивается лучшее усвоение материала. Дидактические игры, которые направлены на умственное развитие дошкольников, больше всего могут быть приближены к школьным занятиям. Интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста нужно придавать первостепенное значение, так как в этом возрасте формируются навыки успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, умение взаимодействовать со сверстниками. Когда ребенок играет, он изучает цвет, форму, свойства предметов, растения, животных. Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в своих знаниях и силах, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, эффективно повышающей интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников. Интеллектуальное развитие детей в дошкольной образовательной организации должно включать:

  • развитие речи и речевого общения (диалогическая и монологическая речь);
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховки);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим;
  • обучение этнически ценным способам общения.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективна игра при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы дошкольника.