Полный текст статьи
Печать

В настоящее время актуальной проблемой является низкий уровень развития эстетической культуры школьников, будущего России. Учащиеся начальных классов недостаточно знают о произведениях искусства и не осознают всего величия шедевров культуры. Эстетическая культура является частью мировоззрения человека, без её развития мировоззрение нельзя считать целостным. В связи с этим, очень важно сформировать у учащихся представления о видах искусства, культурных ценностях, формировать любовь к прекрасному, умение видеть истинную красоту.

В своё время важность формирования эстетической культуры отмечали многие известные педагоги (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и др.). В процессе формирования эстетической культуры они придавали особое значение младшему школьному возрасту. Однако данная проблема разработана достаточно слабо. Тогда как её решение может положительно повлиять на многие стороны практики.

Мы поставили перед собой задачу – обосновать эффективность использования изобразительного искусства как средства формирования эстетической культуры младших школьников.

В. В. Бычков пишет, что эстетическая культура – это «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе связанных с актуализацией, реализацией, фиксацией эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека» [1, с. 543].

К методам эстетического воспитания относят: беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в рисовании, декоративно-прикладном творчестве, рассказы о произведениях искусства, занятия в художественных кружках [2].

А.А. Ткачук и Н.Н. Ушнурцева отмечают, что в начальной школе предусмотрено «четыре основных вида уроков: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве» [3, с. 60]. Данные уроки влияют на развитие художественного и эстетического вкуса.

Анализируя опыт работы педагогов, мы отметили Е. Ю. Степаненко, учителя, имеющего опыт работы в школе № 54 г. Магнитогорска с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла. Она считает, что на уроках в начальных классах следует активно использовать демонстрацию разнообразных предметов искусства, а также наблюдение за окружающим миром.

В программе развития эстетической культуры младших школьников Т. В. Шундиковой, педагога школы-интернат № 30 г. Комсомольск-на-Амуре, восприятие художественных произведений является средством формирования эстетического отношения к искусству и жизни. Результатом применения программы стал рост эстетической культуры учащихся (выявлено: 35% детей имеют высокий уровень и 65% – средний).

Е. В. Хуснутдинова, педагог «ДШИ №1» с.п. Салым в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уверена что, «эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельности, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, передавать красоту окружающей среды» [4].

Итак, эстетическая культура младших школьников развивается в процессе бесед на эстетические темы, рассказов о произведениях искусства, их анализе, на занятиях по изобразительной деятельности, занятиях в художественных кружках, на уроках по изобразительному искусству. Научить видеть прекрасное призвана система эстетического воспитания, основой которой является искусство и его виды, в том числе живопись. Художественное творчество в высокой степени влияет на формирование эстетических взглядов, культуру и мировоззрение человека. Знакомя младших школьников с изобразительным искусством, можно воспитать достойного представителя будущего общества.