В современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В нашей стране формированию гражданской идентичности у младших школьников уделяется большое внимание. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, способствующие этому процессу [4].
Осуществление данного процесса в практической деятельности требует обращения к основным категориям исследования: идентичность и гражданская идентичность. Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Гражданская идентичность – это сознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл [3].
Таким образом, грaждaнcкая идентичноcть мoжет рассматриваться c двух разных точек зрения:
1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;
2) феномен надиндивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства. Гражданская идентичность в этом случае выступает как одна из многих категорий, наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Функция гражданской идентичности заключается в реализации базисной аффилиативной потребности личности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью. Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся. Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении [5]. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально-активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения по сравнению с компетентностной и деятельностной.
Ключевой задачей самоопределения младших школьников является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [2].
Основными направлениями воспитания гражданской идентичности учащихся в образовательном процессе являются: духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитания.
Показателями сформированности гражданской идентичности у младших школьников выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности [1].
Формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников могут быть различны:
–- в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;
– во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Таким образом, организация работы по формированию основ гражданской идентичности у младших школьников предполагает отбор учебного материала, позволяющего формировать когнитивный компонент основ гражданской идентичности в ходе изучения предусмотренных программой начальной школы предметных областей, проведение бесед гражданско-патриотической направленности на классных часах, подготовку и проведение воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам.