Полный текст статьи
Печать

Стремительно меняющаяся ситуация в отечественной системе образования в последние два десятилетия не позволяет педагогу не реагировать на те новые требования, которые предъявляются к нему. Осуществление реформы в этой важнейшей общественной сфере стремительно изменяет то профессиональное положение, в котором находится каждый педагог, независимо от места его работы и должности.

В обществе быстрыми темпами формируется новая информационная культура; возрастает роль информационных технологий во всех направлениях деятельности человека; постоянно изменяется законодательная база.

Поэтому современный педагог, это, прежде всего, профессионал, который шагает в ногу со  временем, а именно, владеет современными электронными образовательными ресурсами, использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии для повышения качества современного образовательного процесса, что особенно актуально в условиях введения ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества.

В системе дошкольного образования в настоящее время  происходят значительные перемены, что связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет изменить качество образовательного процесса, сделать различные виды деятельности детей современными, более интересными и результативными. Но для реализации ИКТ нужен не только современный педагог, свободно владеющий  электронно-образовательными ресурсами (ЭОР), но и по-настоящему современный детский сад, использующий ЭОР как для обучения детей, так и для информирования их родителей в режиме он-лайн, и для проведения просветительской работы с ними.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) [5] определены требования к условиям реализации современных программ подготовки воспитанников дошкольных образовательных организаций, а также кадровые требования, которые предполагают создание соответствующей современным требованиям образовательной среды, способствующей профессиональному развитию педагогических работников.

ФГОС ДО также определил требования к педагогам, согласно которым педагог должен владеть ИКТ-технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Составляющими экспертной оценки информационной компетентности выступают: владение педагога навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами; работа в программах Word (создание электронных документов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм) и Power Point (создание презентаций); работа в сети Интернет с электронной почтой (осуществление поиска информации в сети, работа с образовательными Интернет-ресурсами); осуществление информационно-технологического обеспечения  и ведение образовательной деятельности с использованием мультимедийного оборудования; осуществление оптимального выбора информационных технологий и электронных ресурсов в соответствии с поставленными задачами (в работе с детьми, педагогами и родителями (или их законными представителями).

Однако ныне действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и, тем более, в обществе в целом, где все более значительной ценностью становится информация, и все более важное значение приобретают способы ее хранения и использования. Компьютер и мультимедиа как инструменты извлечения и обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОО состоит в том, что с детьми, по идее,  должны бы работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Но вся сложность заключается в том, что такого рода специалисты едва ли станут работать в ДОО. Именно в связи с этим обстоятельством задача освоения соответствующих компетенций работниками ДОО приобретает в наши дни столь важное значение. Учитывая это обстоятельство, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.