Полный текст статьи
Печать

Согласно В.А. Якунину адаптация - это процесс взаимодействия человек - окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде [1].

Человек ощущает потребность в адаптации, когда вступает во взаимодействие с системой, с которой имеет определенное рассогласование, и это приводит к необходимости изменений. Они могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступил во взаимодействие или же с характером этого взаимодействия. Пусковой механизм адаптации человека - это смена окружающей среды [2]. Для студента первокурсника высшего учебного заведения (ВУЗа) это потеря привычного для школы круга общения, друзей, учителей с известными и привычными для школьника педагогическими подходами. В результате при переходе выпускников школ к другой форме обучения студент первокурсник испытывает стресс. От того, насколько успешной будет адаптация студента, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера. Все это обосновывает актуальность рассматриваемой проблемы.

Целью данной работы явился анализ проблем адаптации у первокурсников ВУЗов.

Для достижения поставленной цели нами было проведено закрытое анкетирование, в котором приняло участие 20 студентов первокурсников ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ).

По результатам исследования было установлено, что 93,75% студентов считает систему образования в ВУЗе как существенно отличающуюся от школьной. Среди главных отличий по результатам анкетирования студентами были названы следующие: отношение к студентам (18,75%); система оценки знаний (12,5%); система построения учебного процесса (18,75%); увеличение нагрузки, объема информации, требований к уровню знаний (25%); повышение личной ответственности к процессу обучения, уровня самостоятельности (25%).

Кроме этого, 62,5% опрошенных отмечают, что переход от одной системы к другой является существенным для первокурсников. Только 25 % на вопрос: «Какие трудности возникли у Вас в связи с переходом к новой системе образования?», ответили - «Никаких». Остальные же среди имеющихся трудностей отметили: адаптацию к новому месту учебы, необходимость запоминать большой объем информации, недостаток времени. Среди причин, вызывающих сложность у студентов включиться в учебный процесс, были названы: лень, безответственность, недостаточная степень организованности, неподготовленность к взрослой жизни. Причем, из 20 опрошенных причину сложности приспособления к новым условиям обучения видят в себе только 25%. Остальные 75% считают, что проблема с адаптацией вызвана внешними факторами - необходимостью адаптации к новому месту проживания и учебы, к новому, еще не сформировавшемуся коллективу, непониманием одногруппников.

Все опрошенные считают, что формирование коллектива в группе студентов необходимо. В качестве обоснования, например, отдельные студенты сформулировали доводы в пользу способности коллектива стимулировать личность к более продуктивному процессу обучения. Однако только 75% опрошенных в конце первого семестра положительно ответили на вопрос: «Сформировался ли в их группе коллектив?».

Фактически 100% опрошенных отказались от помощи со стороны при сформировавшихся у них трудностях. Однако перечень мероприятий, который был предложен самими студентами в качестве дополнительных для обеспечения успешной адаптации первокурсников, свидетельствует о том, что всё-таки они рассчитывают на нее. Среди мероприятий, которые помогли бы в успешной адаптации, первокурсники назвали мероприятия, направленные на ускорение сплочения коллектива (проведение различных викторин, интеллектуальных конкурсов, дней здоровья), на повышение адаптации студентов к новому месту учебы и жизни (экскурсии по вузу, получение информации о месте предоставления иногородним студентам медицинской помощи и т.д.), на адаптацию к высокой нагрузке (психологические тренинги во время перерывов).

Таким образом, проведенный анализ показал, что при переходе от одной системы образования к другой у бывших школьников действительно возникают проблемы адаптации к новым условиям как обучения, так и условиям социализации. Успех адаптации в сложившейся ситуации будет зависеть как от самих студентов, так и от грамотного педагогического управления данным процессом, применения новых педагогических технологий.