Полный текст статьи
Печать

Модернизация современного образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (далее ФГОС) ставят перед отечественными педагогами новые задачи. Пути решения этих задач определяются особенностями тех образовательных моделей, которые реализуют в своей деятельности учебно-воспитательные учреждения, а также традициями отечественной педагогики, которые задают устойчивые стереотипы мышления и практической деятельности.

В условиях модернизации образования приоритетной становится цель, связанная с формированием самостоятельной  познавательной деятельности, приобретающей творческо-преобразовательный характер.

Уже становится очевидным, что необходимо переориентировать систему образования на освоение молодыми людьми принципиально новых возможностей для овладения различными видами деятельности, отвечающим общемировым требованиям к человеку, обеспечивающих консолидацию российского общества и инновационный путь развития страны. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний, но и готовность к переобучению, умение ставить и осуществлять жизненные цели.

Современными педагогами рассматриваются цели обучения, непосредственно связанные с развитием умственных способностей и склонностей учащихся к различным областям научных знаний:  постановка развивающих целей обучения (Е.Н. Селивёрстова); структура цели  педагогического исследования (Д.В. Здор); генезис идеи целеполагания в построении обучения (О.А. Бобылева); структура содержания образования в сфере целеполагания (В.В. Краевский); цели современного образования                      (Т.М. Ковалёва); образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский и др.).

В документе, определяющем стратегическую политику в сфере образования, - национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [1].  

В настоящее время в России нарастает деятельностная направленность образования, в полной мере реализованная на Западе на рубеже XIX-XX веков теоретиками и практиками реформаторской педагогики (Д. Дьюи, М. Монтессори и др.).

С конца XX века на Западе и в начале XXI века в России деятельностный взгляд на образование находит свое выражение в компетентностном подходе. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

В международном сообществе по мере утверждения компетентностного подхода к обучению формируется новое понимание образовательного процесса. Определение целей образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые приобретают учащиеся в результате учебно-воспитательной деятельности.

Т.М. Ковалёва как активный участник инновационного педагогического движения выделяет две составляющие целей современного образования:

1) «заказ государства – установление чётких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и потенциала, которые нужны в государстве от каждого человека»;

2) «частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого человека (ученика, родителей как потенциальных заказчиков на образовательные услуги) на вопрос «Чему и зачем он намерен учиться?» [2].

Частный заказ на образование, – как отмечает Т.М. Ковалёва, – стал учитываться только в последнее время, оставаясь, безусловно подчиненным государственному заказу.

Таким образом, переход на ФГОС нового поколения потребовал модернизации системы образования, направленной на реализацию конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и инновационной направленности целостного образовательного процесса.