Модернизация современного образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (далее ФГОС) ставят перед отечественными педагогами новые задачи. Пути решения этих задач определяются особенностями тех образовательных моделей, которые реализуют в своей деятельности учебно-воспитательные учреждения, а также традициями отечественной педагогики, которые задают устойчивые стереотипы мышления и практической деятельности.
В условиях модернизации образования приоритетной становится цель, связанная с формированием самостоятельной познавательной деятельности, приобретающей творческо-преобразовательный характер.
Уже становится очевидным, что необходимо переориентировать систему образования на освоение молодыми людьми принципиально новых возможностей для овладения различными видами деятельности, отвечающим общемировым требованиям к человеку, обеспечивающих консолидацию российского общества и инновационный путь развития страны. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний, но и готовность к переобучению, умение ставить и осуществлять жизненные цели.
Современными педагогами рассматриваются цели обучения, непосредственно связанные с развитием умственных способностей и склонностей учащихся к различным областям научных знаний: постановка развивающих целей обучения (Е.Н. Селивёрстова); структура цели педагогического исследования (Д.В. Здор); генезис идеи целеполагания в построении обучения (О.А. Бобылева); структура содержания образования в сфере целеполагания (В.В. Краевский); цели современного образования (Т.М. Ковалёва); образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский и др.).
В документе, определяющем стратегическую политику в сфере образования, - национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [1].
В настоящее время в России нарастает деятельностная направленность образования, в полной мере реализованная на Западе на рубеже XIX-XX веков теоретиками и практиками реформаторской педагогики (Д. Дьюи, М. Монтессори и др.).
С конца XX века на Западе и в начале XXI века в России деятельностный взгляд на образование находит свое выражение в компетентностном подходе. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
В международном сообществе по мере утверждения компетентностного подхода к обучению формируется новое понимание образовательного процесса. Определение целей образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые приобретают учащиеся в результате учебно-воспитательной деятельности.
Т.М. Ковалёва как активный участник инновационного педагогического движения выделяет две составляющие целей современного образования:
1) «заказ государства – установление чётких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и потенциала, которые нужны в государстве от каждого человека»;
2) «частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого человека (ученика, родителей как потенциальных заказчиков на образовательные услуги) на вопрос «Чему и зачем он намерен учиться?» [2].
Частный заказ на образование, – как отмечает Т.М. Ковалёва, – стал учитываться только в последнее время, оставаясь, безусловно подчиненным государственному заказу.
Таким образом, переход на ФГОС нового поколения потребовал модернизации системы образования, направленной на реализацию конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и инновационной направленности целостного образовательного процесса.