Полный текст статьи
Печать

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игра, игровая деятельность (англ. play) – одна из форм активности человека и животного. Детская игра заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях. Основной единицей игры является роль. В целом игра человека, как деятельность в условных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, обучения способам осуществления предметных действий, овладение предметами науки и культуры. В отечественной психологии игровую деятельность изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие [3].

  Интеллектуальная игра - вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования).   Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

  Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. Подобные игры применяются и в учебном и воспитательном процессе [1,2]. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

В качестве примера предлагаю разработанную нами игру «Затерянные во времени», рассчитанную на школьников 5 классов. Поиграть в нее можно во внеучебное время.

  Дети должны представить, что они в другой вселенной, так как их похитили пришельцы и только выигравшая команда попадет домой. Класс должен разделиться на команды по равному количеству участников, оставшиеся дети могут быть организаторами. Каждому участнику даются песочные часы и футболки одного цвета для поддержания духа команды. В каждой команде должен присутствовать командир. Командир определяет кто на какую станцию отправится. В каждой станции должен находится по одному представителю из каждой команды. Все ребята будут играть одновременно на разных станциях. Это схематически будет выглядеть вот так:

Станции:

 1. «Вкусовые рецепторы». Перед тем как участники из разных команд пойдут на первую станцию, им предлагается с закрытыми глазами на вкус попробовать какую-нибудь специю. После этого они открывают глаза, оставляют на своей базе свои песочные часы и отправляются на станцию. На станции стоят разные коробки с разными специями. Участники должны выбрать ту специю, которую они попробовали. Если они не уверены, что вовремя успеют, они могут вернуться на базу и перевернуть свои часы и пойти обратно. Если один из участников не успеет вовремя прийти и его время закончится, он выходит из игры на 2 минуты.

 2.  «Торговля». Перед тем как участники пойдут на вторую станцию им будет сообщено на иностранном языке (французский, китайский, корейский), что они должны купить на рынке. Участники должны запомнить это слово и отправиться покупать этот товар за определенное время. Конкурсанты должны оставить свои песочные часы на базе и также если они не уверены, что успеют могут вернуться и перевернуть свои часы.

3.  «Поставь банку». Конкурсанты оставляют свои песочные часы на базе и отправляются на станцию. На станции их ждет полная банка от колы, которую они должны поставить таким образом, чтобы она встала на одно ребро. Секрет в том, что нужно перелить ровно половину банки, тогда сработает закон физики и банка будет стоять по наклонной.

4. «Слова». Составить 15 слов, из одного слова. (Например: Снегурочка. Снег, ручка, сон, крона, нора, сурок, река и.т.д)

5. «Собери». Представители из каждой команды должны оставить свои песочные часы на базе и отправиться на пятую станцию, где они будут собирать пазлы.

Итог игры. В конце конкурса победит, та команда, которая заработает больше всего баллов. За 1 место - 5 баллов, за 2 место - 3 балла, за 3 место – 2 балла. Выигравшая команда отправляется на землю из другой вселенной и награждаются призами. Команды, которые не выиграли получают поощрительный приз.

В игре у школьников формируется воображение, мышление. Игровая деятельность помогает детям стать личностью, общаться со сверстниками. При создании и проведении игры нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.