Полный текст статьи
Печать

Новые социальные запросы    общества определяют   цели  современного образования. Главным является «научить учиться». Обучающиеся в школе должны получить  личностное, познавательное   и общекультурное развитие, обладать  ключевыми компетенциями.

          Важнейшей задачей современной системы образования является   освоение учащимися конкретных предметных знаний, приобретение навыков в рамках отдельных дисциплин,  формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».   В основе Стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который  направлен на  воспитание и развитие качеств личности,  которые должны отвечать требованиям информационного общества.  «…Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…» (П.7, ч.1  ФГОС НОО второго поколения).   

               Программа развития универсальных учебных действий  основного  общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Она дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, служит основой разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Определены цели и задачи программы.

Цели программы:

  •  обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно -  деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования;
  •  развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом  возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка.

Задачи программы:

  • формирование и развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин;
  • создание  необходимых условий для развития универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные) в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин и во внеурочной деятельности;
  • организация  проектно-исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД;
  • организация  деятельности по развитию ИКТ – компетентности и читательской компетенции;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД.

Программа развития УУД включает описание содержания и организации работы по формированию и развитию:

  •  универсальных учебных действий;
  •  информационно-коммуникационной компетентности обучающихся;
  •  основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры, которая является одной из важнейших составляющих общей культуры человека. География является классической дисциплиной, которая формирует научную картину мира человека, а также это единственная интеграционная учебная дисциплина, которая изучает пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня. При изучении  предмета учителю необходимо    организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся с различными источниками географической информации: учебником, картами, статистическими материалами,  научно-популярной  и справочной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения, интернета.

Для построения образовательного процесса, который  опирается на потребности, способности и возможности всех его субъектов,  нужны практико-ориентированные,  системно - деятельностные, групповые, игровые,  проблемные, рефлексивные, ролевые и другие формы и методы обучения. Среди разнообразных современных методик и технологий наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Теория   проектного метода обучения разработана в трудах В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, В.В. Рубцова, Н.В. Матяш и других ученых. Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность школьников  обеспечивает у них  высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (Т.И.Шамова,  В.В.Пасечник,  А.М.Матюшкин, И.Н. Пономарева, В.А.Самкова, и др.). В отечественной дидактике метод проектов рассматривается  как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др)

 и как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин,  М.В. Крупенина и другие)

 Метод проектов позволяет реализовать  в школе основные направления модернизации  образования: формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;  интеграцию учебного содержания;  развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;  развитие практических умений и способностей.  Участие  школьников в проекте позволяет приобрести  опыт (как школьникам, так и учителю).  Метод проектов относится к «деятельностной» педагогике  и  способствует  развитию личности, учит  самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты.  На уроках географии применяются  групповые и коллективные  формы организации уроков, проблемные и исследовательские методы обучения. Учитель  на уроке и внеурочной деятельности является организатором сотрудничества, консультантом, управляющим  поисковой  работой обучающихся.

Участники проекта подхватывают проектную инициативу,  они  договариваются друг с другом о форме обучения,  развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех,   организуют себя на дело,  информируют друг друга о ходе работы и  вступают в дискуссии.

 Для обучающихся  основной школы в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков.  Следовательно проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах.

Темы исследовательских  работ  выбраются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной) В ходе работы решаются  проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Полученный  результат должен быть социально и практически значимым.

Презентации результатов проектов  или исследований проводятся на уроках, школьных научно-практических  конференциях, а лучшие проекты рекомендуются на городские и республиканские научно-практические конференции. Это дает  шанс школьникам публично заявить о себе и о  своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности. Ежегодно школьники занимают призовые места на городских и республиканских научно-практических конференциях.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика и он сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).  Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

 Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности в  обучающегося. В ходе проекта можно оценивать:  осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта;  степень осмысления использованной информации;  уровень сложности и степень владения использованными методиками;  оригинальность идеи, способа решения проблемы; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

В ходе проектной и исследовательской деятельности в  обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые  обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Личностные универсальные действия    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные действия   дают учащимся организовать их учебную деятельность.  Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В результате проектной деятельности организуется общение школьников, при котором  формируются коммуникативные универсальные учебные действия: управление совместной деятельностью,  взаимодействие.

Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся:

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию познавательных мотивов учения (так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.)
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни