Новые социальные запросы общества определяют цели современного образования. Главным является «научить учиться». Обучающиеся в школе должны получить личностное, познавательное и общекультурное развитие, обладать ключевыми компетенциями.
Важнейшей задачей современной системы образования является освоение учащимися конкретных предметных знаний, приобретение навыков в рамках отдельных дисциплин, формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». В основе Стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который направлен на воспитание и развитие качеств личности, которые должны отвечать требованиям информационного общества. «…Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…» (П.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения).
Программа развития универсальных учебных действий основного общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Она дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, служит основой разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Определены цели и задачи программы.
Цели программы:
- обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования;
- развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка.
Задачи программы:
- формирование и развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин;
- создание необходимых условий для развития универсальных учебных действий (личностные, метапредметные, предметные) в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин и во внеурочной деятельности;
- организация проектно-исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД;
- организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности и читательской компетенции;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД.
Программа развития УУД включает описание содержания и организации работы по формированию и развитию:
- универсальных учебных действий;
- информационно-коммуникационной компетентности обучающихся;
- основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- стратегий смыслового чтения и работы с информацией.
Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры, которая является одной из важнейших составляющих общей культуры человека. География является классической дисциплиной, которая формирует научную картину мира человека, а также это единственная интеграционная учебная дисциплина, которая изучает пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня. При изучении предмета учителю необходимо организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся с различными источниками географической информации: учебником, картами, статистическими материалами, научно-популярной и справочной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения, интернета.
Для построения образовательного процесса, который опирается на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны практико-ориентированные, системно - деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные, ролевые и другие формы и методы обучения. Среди разнообразных современных методик и технологий наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Теория проектного метода обучения разработана в трудах В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, В.В. Рубцова, Н.В. Матяш и других ученых. Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность школьников обеспечивает у них высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (Т.И.Шамова, В.В.Пасечник, А.М.Матюшкин, И.Н. Пономарева, В.А.Самкова, и др.). В отечественной дидактике метод проектов рассматривается как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др)
и как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина и другие)
Метод проектов позволяет реализовать в школе основные направления модернизации образования: формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций; интеграцию учебного содержания; развитие пользовательских навыков в информационных технологиях; развитие практических умений и способностей. Участие школьников в проекте позволяет приобрести опыт (как школьникам, так и учителю). Метод проектов относится к «деятельностной» педагогике и способствует развитию личности, учит самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты. На уроках географии применяются групповые и коллективные формы организации уроков, проблемные и исследовательские методы обучения. Учитель на уроке и внеурочной деятельности является организатором сотрудничества, консультантом, управляющим поисковой работой обучающихся.
Участники проекта подхватывают проектную инициативу, они договариваются друг с другом о форме обучения, развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех, организуют себя на дело, информируют друг друга о ходе работы и вступают в дискуссии.
Для обучающихся основной школы в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Следовательно проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах.
Темы исследовательских работ выбраются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной) В ходе работы решаются проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Полученный результат должен быть социально и практически значимым.
Презентации результатов проектов или исследований проводятся на уроках, школьных научно-практических конференциях, а лучшие проекты рекомендуются на городские и республиканские научно-практические конференции. Это дает шанс школьникам публично заявить о себе и о своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности. Ежегодно школьники занимают призовые места на городских и республиканских научно-практических конференциях.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика и он сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности в обучающегося. В ходе проекта можно оценивать: осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
В ходе проектной и исследовательской деятельности в обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В результате проектной деятельности организуется общение школьников, при котором формируются коммуникативные универсальные учебные действия: управление совместной деятельностью, взаимодействие.
Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся:
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию познавательных мотивов учения (так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.)
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни