Полный текст статьи
Печать

Проблеме предупреждения нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Анализ литературы показал, что изучением предупреждения дисграфии занимались многие ученые: Е. М. Гопиченко, Г. И. Жаренкова, А. А. Леонтьев, Р. А. Лурия, А. К. Маркова, К. Н. Монахов, Л. К. Назарова, В. Морган, Н. А. Никашина, Е. Ф. Соботович, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева и др. В области коррекции письменной речи у младших школьников работали И. Н. Садовникова, Е. С. Большакова, А. В. Ястребова. М. А. Поваляева, Н. А. Корнев.

Возможность предупреждения дисграфии вполне реальна, потому что все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. Оптическая дисграфия может появиться у детей, если есть несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Она проявляется в смешениях, заменах сходных графически рукописных и печатных букв. Все это сопровождается расстройствами различных видов памяти, внимания и эмоционально-волевой сферы. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых букв.  

С целью изучения логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии нами была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края с сентября 2014 г. по май 2015 г. Испытуемыми являлись 12 детей с ОНР 3 уровня подготовительной группы.  Из них четыре ребенка составили экспериментальную группу (ЭГ-1), а четверо детей, с которыми работал логопед ДОУ по традиционной системе составили группу (ЭГ-2), остальные 4 дошкольника, не имеющие речевые расстройства составили контрольную группу (КГ).

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре-октябре 2014г.

Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики для выявления предпосылок оптической дисграфии. Данные методики направлены на выявление нарушений пространственного восприятия, сформированности зрительного восприятия и на предпочтение латерализации. В их число вошли:

  1. Методика на исследование сформированности зрительно-пространственных представлений включала в себя следующие задания:

Ребенок должен выполнить инструкции:

а)                Показать на картинке, где карандаш лежит на книге, где под книгой, а где в книге;

б)                Предложить ему самому положить карандаш на книгу, под книгу и в книгу;

в)                Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.

Затруднения в выполнении заданий могут свидетельствовать о недостаточной развитости у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающихся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.

  1. Методика, направленная на выявление способности ориентироваться в сторонах пространства, включала в себя следующие задания:

а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом.

б) Сложить два карандаша (счетные палочки) в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами (счетными палочками), а затем так же сложить букву «И». Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Эти задания позволяют выявить правильность ориентировки ребёнка в сторонах пространства.

  1. Методика на определение целостности восприятия пространства (синтезирование отдельных частей в целый предмет), включала задания:

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие картинки. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

Обследование каждого дошкольника проводилось индивидуально, в доброжелательной обстановке, начиная с установления контакта при помощи беседы, содержание которой определялось эмоциональным состоянием ребенка, наличием у него мотивации, готовностью включиться в работу. Все обследование занимало не более 20 минут, задания постепенно усложнялись.

Для каждой серии заданий был подобран наглядный материал. В ходе обследования использовались игровые приемы, стимулирующие деятельность детей. Инструкции к выполнению заданий были разбиты на 2-3 коротких предложения, объем каждого из которых не превышал 5-6 слов.

При затруднениях ребенку оказывалась дозированная помощь (от повторения инструкции и дополнительной стимуляции до введения элементов обучения). Это позволяло выявить зоны не только актуального, но и ближайшего развития ребенка. Вместе с тем оказание помощи не предполагало прямых подсказок детям и исправления их ошибок в ходе обследования.

При выполнении детьми заданий были получены следующие результаты: предпосылки дисграфии были выявлены у 8 детей экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2), у 4 дошкольников предпосылки не обнаружились (КГ). У двоих детей (Вероники и Миланы) из группы ЭГ-1 выявился средний уровень успешности выполнения заданий, а двое других детей (Александр и Денис) – низкий уровень. Похожая ситуация наблюдалась у детей из ЭГ-2 , где также двое детей - Богдан и Дмитрий показали средний уровень успешности выполнения заданий, а двое других детей - Алексей и Виктория – низкий уровень.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили у них следующие предпосылки оптической дисграфии:

  1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений;
  2. Затруднение дифференциации левой и правой сторон пространства;
  3. Неумение синтезировать отдельные части в целый предмет;
  4. Нарушения координации движений и тонкой моторики рук.

Формирующий эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края с октября 2014 г по апрель 2015 г.

Цель формирующего эксперимента – провести коррекционную работу по устранению предпосылок оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-      разработать комплекс дидактических упражнений, направленный на предупреждение оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ;

-      организовать и провести экспериментальное обучение;

-      провести контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность предложенных коррекционных мероприятий.

За основу взяты положения и методики коррекционной работы Р. И. Лалаевой, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, И. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнева, Е.В.Мазановой и др.

Коррекционная работа состояла из 3 этапов, каждый отличается задачами, содержанием, объёмом усваиваемого материала. Содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливало детей к прохождению нового, более сложного материала.

1 этап – подготовительный – формирование умений и навыков, необходимых для предупреждения дисграфии на элементарном уровне. На данном этапе мы развивали зрительное восприятие предметов, учили объяснять взаимное расположение предметов в пространстве. Для этого поясняли и показывали значение предлогов на, над, под, в, с, из-под, между, через, из-за и т.д.

2 этап – основной – продолжение работы по предупреждению дисграфии только на более высоком уровне. На данном этапе мы обучали детей определять стороны пространства от себя. В начале отрабатывали с детьми «схему тела», т.е. они должны были запомнить, где правая рука, где левая рука и все, что справа, слева, сверху, снизу. Закрепляли эти понятия в речи детей. После ознакомления со «схемой тела» мы перешли к зарисовыванию на листе бумаги по указанию логопеда: методики на развитие зрительно-моторной координации.

3 этап – заключительный – совершенствование логопедической работы по предупреждению дисграфии и ее закрепление.

Направления коррекционной работы:

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
  2. Формирование пространственного восприятия и представлений:
  3. Развитие зрительно-моторных координации.

Для каждого этапа разработаны серии дидактических упражнений.

Программа формирующего эксперимента строилась с учетом общедидактических принципов (сознательность и активность в обучении, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход и др.) и специальных коррекционных принципов (системность, комплексность, учет причин, механизмов и структуры речевого дефекта, дифференцированный подход и др.), которые определяют: развитие и коррекцию у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (развитие зрительного и буквенного гнозиса), формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительно-моторных координации.

Вся коррекционная работа проводилась с детьми дошкольного возраста с ОНР в условиях подготовительной группы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1 г. Курганинска Краснодарского края, выделенной на основе предварительного исследования состояния готовности детей к овладению письмом.

В ходе работы нами был апробирован комплекс дидактических методик и упражнений, направленный на предупреждение оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ, реализованы все этапы обучения, после чего проведен контрольный эксперимент.

Контрольный эксперимент проводился в мае 2015г.

Цель контрольного эксперимента - оценка эффективности разработанного комплекса дидактических упражнений.

В контрольном эксперименте участвовали 8 детей подготовительной группы: ЭГ-1 – дети, которые прошли обучение в формирующем эксперименте, и дети ЭГ-2, не принимавшие участие в формирующем эксперименте.

При проведении контрольного эксперимента применялись методики констатирующего эксперимента.

В констатирующем эксперименте 50 % детей имели низкий уровень успешности выполнения заданий направленных на выявление предпосылок оптической дисграфии, 50 % детей – средний уровень. Теперь, в контрольном эксперименте те дети, которые были на среднем уровне поднялись на высокий - 50 % детей (Александр Ч. и Денис Ч.), а дети с низкого уровня поднялись на средний - 50 % детей (Вероника Т. и Милана Т.).

Таким образом, результаты проведенного логопедического исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии сформированности зрительно-пространственных представлений; дифференциации сторон пространства; синтезировании отдельных частей в целый предмет; нарушении координации движений и тонкой моторики рук.

Большинство детей теперь имеют высокий и средний уровень сформированности зрительно-пространственных представлений; дифференциации левой и правой сторон пространства; синтезировании отдельных частей в целый предмет; нарушении координации движений и тонкой моторики рук, в то время как у дошкольников ЭГ-2 не выявлено столь значительной положительной динамики, несмотря на то, что с ними проводилась традиционная логопедическая работа.

Правильная организация работы по предупреждению оптической дисграфии у детей с ОНР в условиях подготовительной группы ДОУ, тесное взаимодействие педагогов, качественная дифференциальная диагностика позволили осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем объясняется высокая эффективность работы и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, в чем мы и убедились, сопоставив результаты первоначальной диагностики, до начала экспериментального обучения, и контрольной, после реализации системы логопедической работы.