Полный текст статьи
Печать

Проблема совершенствования профессионального уровня педагога является одной из главных проблем образования. Сегодня в МБУ ДО «Дворец детского творчества» активно обсуждается «Профессиональный стандарт педагога», который с сентября 2016 года будет реализовываться. В данном документе раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, педагога дополнительного образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности [1]. 

Введение профессионального стандарта неразрывно связано с проблемой повышения качества образования т.к. во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в третьих, повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Стандарт выдвигает следующие новые компетенции к педагогу:

  • Работа с одаренными учащимися;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

А это, в свою очередь, влечет за собой изменения системы методического сопровождения, понимаемой как метод взаимодействия методической службы с педагогическим коллективом, группами педагогов, направленный на разрешение проблем их профессиональной деятельности и развития.

Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» содержит в себе следующие понятия: личность, индивидуальность, индивид, маршрут. Доктор педагогических наук И.С. Якиманская, трактует понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» следующим образом: 

- индивид — это представитель человеческого рода, наделенный определенными - свойствами и биологическими характеристиками;

- индивидуальность — это уникальное своеобразие каждого человека, который  является субъектом собственного развития; 

- личность — это человек, носитель социальных отношений с устойчивой системой общественных ценностей, которые определяют его к той или иной социальной группе [2] .

         Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой уникальный путь конкретного педагога в процессе педагогической деятельности.

         Как практическая часть магистерской диссертации «Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования» в МБУ ДО «Дворец детского творчества» нами апробируется «Индивидуальный образовательный маршрут педагога».

         Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута предусматривает диагностику профессионального мастерства, самоопределения педагога – составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута, реализация маршрута и рефлексивный анализ эффективности.

         В маршруте педагога сформулированы:

  1. Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с программой развития МБУ ДО «Дворец детского творчества»;
  2. Профессиональные умения, которые необходимо развить или сформулировать;
  3.  Средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач;
  4.  План деятельности педагога на 3 учебных года с описанием содержания деятельности на каждый учебный год (публикация, участие на конференциях, чтениях, выступление на семинарах, участие учащихся на конкурсах).

В целях совершенствования методической работы в 2013 году

проведено анкетирование «Оценка и предложения по совершенствованию методической работы МОБУ ДОД ДДТ». По результатам анкетирования выявлено следующее:

  1. 85,7% педагогов указали необходимость методического сопровождения, желание и готовность педагогов работать по индивидуальному образовательному маршруту.
  2. 14,2% заявили о готовности поделиться с опытом работы в форме выступлений на семинарах, конференциях.
  3. В качестве затруднений в профессиональной деятельности обозначили «неумение систематизировать работу» - 57,1%; «неуверенность в правильности выбора форм воспитательной деятельности» - 39,2%; «недостаточность знаний в разработке образовательной программы» - 85,7% и др.

В качестве эксперимента введения индивидуального образовательного

маршрута выбран этнокультурный центр, количество педагогов которого составляет 24. В течение 2 лет, исходя из запросов педагогов, проведены обучающие семинары по разработке образовательной программы, организации проектной деятельности обучающихся, ознакомлению новых нормативных документов; психологические тренинги по устранению профессионального выгорания, мотивационные тренинги и др.

О результативности и эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута в этнокультурном центре свидетельствуют следующие показатели:

  1. 12,5% педагогов провели на республиканском уровне авторские семинары по методике преподавания предметных областей с охватом 186 учителей из 14 улусов республики;
  2. Выпущены 3 учебно-методических сборника из опыта работы;
  3. Выпущены 53 открытых занятия на прямом эфире радио НВК Саха по проекту «Удьуор тыыны уЬуйан», 24 занятия по проекту «I speak English»;
  4. 2 дополнительные общеобразовательные программы заняли 2-3 места на республиканском конкурсе авторских программ, проведенные Министерством образования РС(Я).

В ходе собеседования педагоги этнокультурного центра указывают

необходимость и эффективность введения индивидуального образовательного маршрута в деятельность педагогов других центров.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут повышает профессиональную компетентность педагогов, качественные показатели деятельности, степень ответственности педагогов за результат деятельности.