Глубокие социально-экономические, общественно-политические преобразования в жизни современного российского общества обусловили модернизацию отечественного профессионального образования всех типов, в том числе среднего. Выпускник среднего звена должен быть готов к эффективной профессиональной деятельности, необходимой обществу на данном этапе его развития, должен быть самостоятельным при выборе решений в стандартных и нестандартных ситуациях, способным применять сведения из различных областей науки и практики в решении актуальных проблем, обладать высокой коммуникативной и экологической культурой.
В этой связи следует отметить, что разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), предполагает новый образовательный результат, который состоит в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Так, задача колледжа не только дать обучающимся знания, умения, навыки и формировать компетенции, но и способствовать развитию экологической культуры и бережного отношения к окружающей природной среде в профессиональной деятельности. Будущий специалист среднего звена не должен быть только образованным человеком, он должен быть и экологически воспитанной личностью, трезво смотрящей и анализирующей глобальные экологические проблемы, происходящие в мире [3].
В программе стратегического развития СВФУ среди приоритетных направлений определены экологическая безопасность и технологически эффективное воспроизводство, рациональное природопользование [2, с.10-11]. В частности, в колледже технологий Технологического института ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова дисциплина «Экология» изучается как вариативная часть программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Программирование в компьютерных системах», «Компьютерные системы и комплексы», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Сварочное производство» и по дисциплине «Экологические основы природопользования» по специальности «Водоотведение и водоснабжение». По всем специальностям разработаны учебно-методические комплексы дисциплин, которые в современном этапе требуют реализации компетентностного подхода.
Учебно-методический комплекс дисциплин (далее – УМКД) является одним из важнейших компонентов организации и сопровождения образовательного процесса. Объем содержания обучения и способы построения учебного процесса являются основными составляющими УМКД.
Целью разработанной УМКД является предоставление обучающимся учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала по дисциплине «Экология» и «Экологические основы природопользования», как части программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), способствующей реализации целей и содержания образовательного стандарта по специальностям.
Учебно-методический комплекс по «Экологии» содержит 5 блоков:
- Нормативный
- Теоретический
- Практический
- Диагностический
- Методический [1].
В нормативном блоке содержатся рабочая учебная программа дисциплины, календарно-тематический план изучения дисциплины.
Теоретический блок содержит курс лекций по дисциплине, который можно изучить самостоятельно с помощью, рекомендуемой в конце рабочей программы литературы.
Практический блок содержит комплекты заданий для самостоятельной работы студентов, обязательных для каждого студента. Задания для СРС содержат творческий характер, например, разработать экологический проект по предложенным или выбранным самостоятельно студентами темам. Студенты, формируясь в группы, создают проектные работы исследовательского характера. Исследовательская деятельность дает им огромные возможности для формирования естественно-научного и экологического мышления, является средством для формирования общих и профессиональных компетенций. Посредством исследовательской работы у студентов пробуждается творческий интерес. Далее, дается задание для самостоятельного составления кроссворда, используя экологическую терминологию, которое является одним из успешных средств повышения экологического кругозора и грамотности.
Методический блок включает в себя методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ, требующие от обучающихся творческой активности, умения найти и переработать информацию, необходимую для усвоения вопросов, предложенных для самостоятельного изучения.
Диагностический блок содержит материалы в виде тестов для самостоятельной работы, обязательной для выполнения после изучения разделов; контрольные вопросы для текущего контроля, зачета и экзамена. В диагностическом блоке является обязательным включение фондов оценочных средств (ФОС). Целью ФОС является установление соответствия уровня подготовки обучающихся на данном этапе обучения требованиям ФГОС. ФОС по дисциплине «Экология» позволяет оценить знания, умения и освоенные компетенции, входящих в программу подготовки специалистов среднего профессионального образования. Контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации разработаны в трех уровнях, согласно сформированности компетенций: пороговый, повышенный, высокий. Успешное прохождение тестирования, выполнение и защита самостоятельных работ являются необходимым условием положительной оценки промежуточной аттестации студента по дисциплине.
Учебно-методический комплекс по дисциплине размещается в системе дистанционного обучения СВФУ MOODLE, где обучающиеся могут самостоятельно работать с УМКД, получать задания, дистанционно решать и сдавать выполненные работы. В ходе выполнения самостоятельной работы по экологическим дисциплинам студенты развивают информационную компетенцию и учебную самостоятельность. Предложенные разнообразные задания и выполненные на определенном уровне позволяют преподавателю оценить общие и профессиональные компетенции по уровням. Также использование УМКД, размещенных в систему дистанционного обучения СВФУ MOODLE, возможна индивидуальная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, разработка и использование в учебном процессе учебно-методического комплекса по дисциплинам «Экология» и «Экологические основы природопользования», как средство воспитания экологической культуры и реализации требований ФГОС СПО в формировании общих и профессиональных компетенций, дает большие потенциальные возможности в повышении эффективности и качества образовательного процесса. Согласно научному определению В.И. Вернадского, «ноосфера – это часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им». С этих позиций, основная задача колледжа не только дать обучающимся знания, умения, навыки и формировать компетенции, но и способствовать развитию у них экологической культуры и бережного отношения к окружающей природной среде в профессиональной деятельности. Специалист среднего звена, будучи образованным человеком, должен быть и экологически воспитанной личностью, трезво смотрящей и анализирующей глобальные экологические проблемы, происходящие в мире.