Постановка проблемы. Какие приоритетные направления ставит наше образование? Одно из них - работа с одаренными детьми. Мы знаем, что одаренные дети – потенциал, который обеспечит интенсивное развитие нашего общества. В связи с этим возрастает роль системы образования, направленная на поиск новых технологий выявления и поддержки одаренных детей.
Изучая теоретические основы развития одаренных детей, мы начали с истории развития изучения одаренности детей.
Активное исследование проблемы одаренности начало формироваться в эпоху Возрождения. Были предприняты первые попытки глубокого психологического осмысления одаренности
Так, испанский врач Хуан Уарте высказал мысль связанную с перспективой возрождения могущества Испанской империи. Он считал, что это возможно при максимальном использовании на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одной из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи – изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора [1].
Возникали споры по поводу происхождения одаренности. Одни считали, что это божественный дар. Другие предполагали, что оно имеет земное происхождение. В подтверждении этого тезиса русский философ, поэт В. Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно» [1].
Изучая труды английского ученого Ф. Гальтон, мы встретились с таким понятием как гениальность. Исследователь считал, что гениальность имеет наследственную обусловленность, это мы видим в книге «Наследственность таланта; ее законы и последствия» [2].
С именем известного французского психолога А. Бине связывают «тестологию», которая является следующим шагом на пути развития представлений о гениальности. Разработанные им тесты использовались не для выявления одаренности, а, наоборот – для отсева недееспособности.
Проблема одаренности в нашей стране после постановления разрабатывалась как психология потребностей. Наиболее яркое отражение это нашло в работах талантливого исследователя способностей Б.М Теплова.
Подтверждение мы находим у русского исследователя П.П.Соколова, который утверждал: «В общем, под ним разумеются, с одной стороны врожденные дарования детей, а с другой – их умственное развитие, изменяющееся в зависимости от их возраста и от условий их воспитания. Ребенок тем выше стоит в умственном отношении, чем он способнее, чем культурнее та общественная среда, в которой он развивается» [3].
Так, центральной задачей психологии одаренности становится установление способов научного анализа качественных способностей одаренности и способностей. Основной вопрос должен заключаться в том, какова одаренность и каковы способности данного человека.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский считал, что повышенный уровень способностей возможен тогда, когда обучение опережает развитие. Поэтому, опираясь на зону ближайшего развития, создается развивающий толчок с учетом всех последующих предпосылок. В связи с этим, Л.С. Выготский рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии [4].
Таким образом, как показывает проведенный краткий обзор, проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии педагогике, и в настоящее время накоплен большой теоретический и практический материал, позволяющий выявлять и эффективно развивать детские таланты.