Полный текст статьи
Печать

По новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность младших школьников осуществляется через разнообразные формы (кружки, секции, поисковые и научные исследования и др.), направленные на достижение результатов освоения УУД. Реализация внеурочной деятельности учащихся организуется по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), развивающих личность как самостоятельного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности.

Для учащихся современная школа должна стать местом, где они овладевают универсальными знаниями и умениями, она должна создавать условия и среду для проявления их индивидуальных особенностей и способностей.  Реализация и обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся совершается посредством учебных курсов по различным интересам детей и во внеурочной деятельности.

Начальное образование в школе является не только базой для формирования учебной деятельности младшего школьника, но основой, где развиваются познавательные интересы, нравственные и духовные начала поведения личности. Именно на начальной ступени обучения формируются УУД, результат которых сказывается в общей культуре поведения, в духовно-нравственном, творческом, интеллектуальном развитии обучающихся, в готовности ученика к самообразованию, самостоятельному выбору и самосовершенствованию. И одну из важных ролей в формировании основных УУД играет внеурочная деятельность учащихся младших классов.

Внеурочная деятельность обеспечивает вариативное построение образовательного процесса, учет индивидуальных образовательных способностей и потребностей обучающихся. Младшему школьнику, в силу своего возраста, сложно ориентироваться в предлагаемом образовательном пространстве. В решении данной проблемы необходимо создание условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории учащихся, необходимо сопровождение самоопределения младших школьников и управление их личностным развитием.  Вышеназванные функции может выполнять педагог или учитель с тьюторской компетентностью.

Тьюторское сопровождение образовательного процесса младших школьников создаст условия для активности каждого учащегося, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. Цели и задачи организации внеурочной деятельности и тьюторского сопровождения представлены в таблице 1: 

Таблица 1

 

Цели

Задачи

Внеурочная деятельность

развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
  • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в  избранном    направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Тьюторское сопровождение

создание условия для осознания учеником младших классов своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.

  • формирование устойчивости и глубины познавательного интереса (длительность, осознанный выбор);
  • развитие адекватного уровня готовности младшего школьника к обучению в

средней школе;

  • развитие высокого уровня личностного развития учащихся;
  • развитие культуры

выбора, коммуникативных

и творческих компетенций.

 

Данная таблица обнаруживает  близость содержания целей и задач внеурочной деятельности и тьюторского сопровождения младших школьников. Тьютор сопровождает, организует включение ученика в образовательное пространство посредством различных методов: портфолио, проектная деятельность, фестивали-семинары, ролево-гостевые занятия и другие; сопровождает реализацию учеником индивидуальной образовательной программы в открытом образовании. А пространство внеурочной деятельности дает возможность младшим школьникам свободно выбирать внеурочные занятия согласно своим познавательным интересам, реализовать свое творчество и идеи.

Основное содержание тьюторского сопровождения по Т.М. Ковалевой состоит:

«Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную»  среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.

Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже  предложены различные варианты,  и тьюторанту надо все их попробовать.   Тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.

В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы  выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т.д.» [4]

Опыт тьюторского сопровождения в начальной школе показывает, что тьютор помогает младшему школьнику осознавать, фиксировать и реализовывать сой познавательный интерес, выявляет индивидуальные познавательные запросы, учит эффективным способам реализации познавательной деятельности.

Актуальность использования технологии тьюторского сопровождения в организации внеурочной деятельности заключается в его способности обеспечении доступной, эффективной и качественной образовательной развивающей среды. Тьюторская работа по реализации индивидуальной образовательной программы предоставит возможность младшим школьникам стать активным и инициативным участником образовательного процесса, создаст условия для проявления индивидуальности, самостоятельности, в готовности к самообразованию и самосовершенствованию. Тьюторское сопровождение внеурочной деятельности младших школьников в условиях ведения ФГОС позволит решить основные цели и задачи формирования УУД.