Полный текст статьи
Печать

Пристрастие к селфи в современном мире приобрело глобальный характер. Как полномасштабное социальное явление селфи имеет ярко выраженные негативные последствия для человека. Одно из них - это возрастание у личности уровня нарциссизма и самолюбования.

Высокая частота употребления терминов «селфи» и «нарциссизм» в современном научном обороте за рубежом и недостаточная разработанность вопроса о связи увлеченности селфи с нарциссическими чертами личности в отечественной психологии обусловливило актуальность поставленной нами проблемы.

Селфи (от англ. self – сам, себя, лично) – разновидность автопортрета, когда человек фотографирует сам себя с вытянутой руки, чаще всего, на мобильный телефон. В 2013 г. Оксфордский словарь признал «селфи» словом года [6]. Как полагают историки, одним из первых селфи является фотография 30-летнего Роберта Корнелиуса, сделанная им в 1839 году [2]. Интересен факт о том, что в 1914 году в возрасте 13 лет великая княжна Анастасия Романова сделала селфи при помощи фотокамеры и зеркала и отправила его своему другу. В письме она рассказала: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали» [2].

На сегодняшний день сложно найти человека, не публиковавшего хоть раз свое фото в социальных сетях и других интернет-платформах. Для большинства людей селфи является невинной забавой, для других популярным хобби, а для некоторых это стало смыслом жизни [7].

Предметом изучения психологии селфи стало в 2014 году. Однако и сегодня база данных научных работ по психологии «PsychINFO» по запросу «selfie» выдаёт семь ссылок, и только две из них – монографии, принадлежащие профессорам Мичиганского университета John S. Ogrodniczuk и Christopher T. Barry [8].

Специалисты в области психологии, в частности британский психиатр - доктор Д. Вил, говорит о том, что увлеченность селфи является психическим расстройством [10]. В 2014 году американской психиатрической ассоциацией селфи официально признано обсессивно–компульсивным расстройством. Оно характеризуется постоянным желанием фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети [11]. По мнению J.Wortham и N. Berlatsky цель такого поведения - компенсировать отсутствие самоуважения путем набора большого количества лайков и восполнить дефицит положительных эмоций [7]. Однако чрезмерное увлечение селфи может привести к проблемам на работе и внутри семьи, поскольку увлеченное фотографирование собственной персоны во многих случаях перерастает в зависимость, что негативно влияет на личностное развитие человека [4].

Увлеченность селфи может проявиться в любом возрасте. При этом наиболее подвержен влиянию информационной среды юношеский возраст. Данный вывод подтвержден результатами психологических и медицинских исследований, проведенными, например, в Ростовском государственном медицинском университете [9]. Увлеченность селфи в юношестве обусловлена потребностью юношей и девушек в личностном самоопределении, в необходимости ответить на жизненно важные вопросы о том «Кто Я?», «Каково мое место в этом мире?» и т. п.

Негативных последствий увлеченности селфи много. Так, стремясь превзойти самого себя, человек делает нестандартные снимки, рискуя своим здоровьем и жизнью. По мнению американского ученого К. Томпсона это объясняется феноменом нарциссизма, характерного для человеческой природы. Об этом пишет в своей книге «Умнее, чем вы думаете: как технологии меняют наш ум к лучшему». К. Томпсон считает, что селфи – всего лишь новый уровень развития человеческого нарциссизма. Это не эволюция человека и его представлений о себе и своей роли в обществе, это технологическая эволюция естественной человеческой потребности, которую раньше мы воспринимали менее остро в силу отсутствия доступных каналов распространения информации [1].

Тема нарциссизма на протяжении всей истории европейской культуры, начиная с древнейших времен и заканчивая сегодняшним днем, воспроизводит себя в древнегреческом мифе о Нарциссе, влюбившемся в свое отражение в воде [5].

В психологии существуют разные подходы к пониманию нарциссизма. Большинство ученых признают психоаналитический подход О. Кернберга и Х. Кохута. Мы в нашем исследовании опирались на точку зрения О. Кернберга, согласно которой нарциссизм – это совокупность нарциссических черт, по выраженности которых можно судить о серьезности расстройства личности. Как утверждает О. Кернберг, в случае нормального нарциссизма в структуре личности человека есть лишь нарциссическая составляющая, как одна из частей внутреннего мира человека. В случае патологического нарциссизма эта составляющая «берет власть на себя» и становится доминирующей, определяющей всю жизнь человека [3].

Таким образом, нарциссизм – это чрезмерная самовлюбленность и ощущение собственной важности. В юношеском возрасте наиболее доступный способ подчеркнуть значимость и успешность своей персоны - это прибегнуть к селфи и тем самым обратить на себя внимание.

Эмпирическое исследование по изучению особенностей проявления селфи у юношей и девушек в зависимости от уровня сформированности нарциссических черт личности было проведено в феврале-марте 2016 года. В нем приняло участие 100 респондентов в возрасте 18-23 лет. Из них 41 юноша и 59 девушек, студенты ВУЗов города Киров.

Гипотеза заключалась в предположении о наличии особенностей в выражения селфи у юношей и девушек с высоким уровнем нарциссизма, позволяющие рассматривать селфи как проявление нарциссизма.

Для достижения цели и проверки гипотезы применялась методика «Нарциссические черты личности» О. А. Шамшиковой и Н. М. Клепиковой [6] и тест «Насколько вы зависимы от селфи?» РИАМО [12].

Проанализируем полученные результаты.

Тест по выявлению уровня зависимости от селфи показал, что 32% участников исследования свободны от данного увлечения. Для них чтобы чувствовать себя комфортно не обязательно показывать миру, как они сегодня выглядят, и как здорово на них сидит новая футболка. Они не любят заниматься самолюбованием и ни в чем не убеждают других. Их чувство уверенности в себе никто не колеблет. Селфи для них – лишь очередной тренд среди увлечений современной молодежи.

62% юношей и девушек являются любителями селфи. Это люди, которым хочется поделиться с миром настроением сегодняшнего дня или показать, в каких новых и интересных местах они побывали. Но иногда неудачное селфи может расстроить их. У данных респондентов существует опасность стать селфи-зависимыми.

Девиз 6% испытуемых – «Ни дня без селфи». Им свойственна склонность к «селфизму», который в зарубежной психологии признан заболеванием. Каждый день они делают селфи, чтобы поскорее разместить их в социальных сетях и получить одобрение пользователей соцсетей, обновляя посты в надежде увидеть больше лайков.

По методике «Нарциссические черты личности» было установлено, что для студентов свойственно проявление следующих черт: потребность в постоянном внимании и восхищении; сверхзанятость чувством зависти; дерзкое, заносчивое поведение.

Потребность в постоянном внимании и восхищении, в комплиментах, которую отражает данная шкала, обусловлена внутренней обеспокоенностью в несостоятельности. Попытка всегда быть в центре внимания, привлекаемого, например, громким смехом провоцирует человека на поиск друзей, чье восхищение создает благоприятный психологический микроклимат.

Сверхзанятость чувством зависти отражает зависть личности к окружающим и мысли о том, что другие всегда завидуют. Реальные или воображаемые преимущества других в приобретении социальных благ воспринимаются как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями.

Дерзкое, заносчивое поведение – это проявление надменного, заносчивого отношения к окружающим. Время других людей презирается, преобладает односторонняя коммуникация, которую инициирует собеседник.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты математической обработке.

Корреляционный анализ выявил наличие значимой связи между уровнем зависимости от селфи и шкалой № 4 «Потребности в постоянном внимании и восхищении», значимость на уровне 0,315***.

По Т-критерию Стьюдента выяснили, что у девушек с высоким уровнем зависимости от селфи высокий балл по шкалам № 4 «Потребность в постоянном внимании и восхищении» и № 8 «Сверхзанятость чувством зависти», а у юношей с высоким уровнем зависимости от селфи обнаружены высокие баллы по шкале № 9 «Дерзкое, заносчивое поведение».

Множественный регрессионный анализ показал, что высокие баллы по шкалам № 4, 8, 9 на 30% определяют склонность к селфизму у юношей, и лишь на 9% у девушек. Исходя из этого, можно полагать, что склонность к селфи у юношей является признаком нарциссизма, а у девушек нет.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о существовании особенностей в выражении селфи у юношей и девушек с высоким уровнем нарциссизма, позволяющая рассматривать селфи как проявление нарциссизма нашла свое подтверждение.