Полный текст статьи
Печать

Задача данной статьи состоит в  описании структурно-функциональных связей в психологической системе профессиональной увлеченности личности и определении   концепта профессиональной увлеченности, где человек выступает как самоорганизующаяся система.  Предпосылкой данного исследования является  работа по проектированию и обсуждению психологической системы профессиональной увлечённости  на  научных конференциях психологического сообщества (пленарный видеодоклад «Факторы профессиональной увлеченности личности» на межвузовской научной конференции магистров-психологов «Magistris Debut», в Пермском государственном национальном исследовательском университете 14 декабря  2015 г, статья [1] в рамках подготовки и участия во Всероссийском конкурсе для молодых учёных «Лучшая молодёжная научная статья – 2016», пленарный доклад на конференции «Молодежь и наука: актуальные проблемы психологии» в Вятском государственном университете 28 апреля 2016 г).

 Идея  построения  психологической системы профессиональной увлечённости основана на ряде положений:

‒  определение психологической системы профессиональной деятельности  ведущей по отношению к системе профессиональной  увлечённости;

‒ компоненты системы профессиональной увлечённости  заданы характеристиками системы профессиональной деятельности;

‒ структура  субъекта профессиональной  увлечённости определена взаимосвязями компонентов и их функциональной вовлечённости в достижение целей всей системы профессиональной увлечённости.

Для определения соотношения психологических систем профессиональной деятельности и профессиональной увлеченности базовой идеей становится понимание профессиональной деятельности как контекста реализации профессиональной увлеченности.

В теории системогенеза В.Д. Шадрикова профессиональная деятельность рассматривается как целенаправленная система, которая включает в себя  шесть функциональных блоков: цели профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, программа профессиональной деятельности, информационная основа профессиональной деятельности, принятие решения и подсистемы профессионально важных качеств [2] Увлечённость является психологической подсистемой, которая способствует достижению цели всей системы профессиональной деятельности и в целом жизненному успеху.

Контекст профессиональной деятельности позволяет рассматривать профессиональную увлеченность как профессиональную активность субъекта, направленную на достижение профессиональной востребованности и профессиональной идентичности. Баланс или гармоничное соотношение  между ними  определяют целевое состояние системы ‒ «профессиональный успех».

Профессиональный успех ‒  метапонятие, абстрактная категория, не имеющая строгого определения. Это такое состояние личности в процессе осуществления профессиональной деятельности, переживание его доставляет  удовольствие, к которому сама личность стремится. С одной стороны, человек сам идентифицирует свои профессиональные успехи (субъективный успех), но поскольку профессиональная деятельность всегда осуществляется в профессиональном сообществе, успешность профессионала должна быть адекватно оценена  членами его профессиональной среды (объективный успех). Говоря о субъективном успехе, мы имеем в виду профессиональную идентичность, а об объективном успехе ‒ профессиональную востребованность. В тех случаях, когда два этих компонента находятся в балансе, можно говорить об успешности профессиональной увлечённости в деятельности [3]. Этот вывод подтверждается и отношениями  компонентов в системогенетической концепции деятельности В.Д.Шадрикова:  достижение состояния профессионального успеха является целевым показателем всей системы профессиональной деятельности.  

Обратимся к содержательному анализу  структурно-функциональных  связей профессиональной увлечённости.  Ответим на вопрос ‒ каковы же характеристики субъекта профессиональной увлечённости.

Следовательно, первыми признаками субъекта профессиональной увлеченности выступают интринсивная мотивация и профессиональная идентичность. Эти связи проявлены, эксплицированы, но не отражают всех аспектов формирования профессиональной увлеченности субъекта.

В теории «потока» описаны следующие основные черты деятельности, которые способствуют переживанию возникновения интереса к деятельности (внутренней мотивации): ясные цели (различимые ожидания и правила); равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания; прямая и незамедлительная обратная связь; общение и доверительные отношения с коллегами по работе; признание; осознание смысла своей работы; свобода и ощущение контроля над ситуацией или деятельностью [4].

В модели Job Demand-Recourses (В. Шауфели и А. Бэккер) [5] аспекты саморегуляции деятельности также отражают механизмы обратной связи и самооценки своего положения в организации и своей принадлежности.

Таким образом, все эти аспекты профессиональной деятельности семантически связаны с третьим признаком субъекта профессиональной увлеченности ‒ саморегуляцией деятельности (цели, правила, ожидания, равновесие способностей и сложности, обратная связь от работы); с четвертым признаком ‒ профессиональной вовлеченностью (обратная связь от руководителя, отношения, контроль, принадлежность, смысл); и пятым ‒ профессиональной востребованностью (обратная связь от других, признание, свобода).

Профессиональную увлеченность нередко употребляют как синоним вовлеченности, хотя они различны. Увлеченность это внутренне обусловленое состояние и отношение; вовлеченность – внешне обусловленное и внешне организованное явление (предусматривается осуществление внешних действий по вовлечению субъекта), при этом профессиональная вовлеченность является одним из факторов профессиональной увлеченности. 

Итак, профессиональную увлеченность мы определяем как стойкое, эмоционально позитивное отношение личности к профессиональной деятельности, направленное на достижение личностно значимого результата (профессиональной востребованности и идентичности), и позволяющее человеку длительное время поглощенно, с центрированностью на профессиональной цели (это обеспечивает самоорганизация или саморегуляция) заниматься профессиональной деятельностью, мотивационно подкрепляемую самим процессом ее  выполнения.

Все обозначенные признаки могут быть определены более строго  в концепте профессиональной увлеченности как индивидуальном свойстве субъекта деятельности, которое проявляется в его профессиональном успехе, реализации профессиональной деятельности на нормативно заданном уровне и которое значимо и положительно коррелирует хотя бы с одним её основными параметрами – профессиональной востребованностью, профессиональной идентичностью и  обусловлен профессиональной мотивацией, вовлеченностью в работу, саморегуляцией деятельности [1].

Для наглядности представим систему профессиональной увлеченности в виде схемы  (рис.1). 

Рисунок 1 Теоретическая модель психологической системы профессиональной увлеченности 

Для верификации теоретической модели использованы измерения следующих параметров: профессиональной идентичности (по Ермолаевой Е.П.), профессиональной востребованности личности (Е.В. Харитоновой, Б.А. Ясько), профессиональной мотивации (Ш. Ричи и П. Мартин), саморегуляции поведения (В.И. Моросановой).  Для оценки вовлеченности будем использовать опросник Gallup Organisation Q12 [6].

В эмпирическом исследовании участвовали представители различных направлений реализации профессиональной деятельности в сфере "человек-человек": преподаватели, руководители проектных групп, торговые представители, консультанты. Выборка составила 103 человека.

 Следует отметить, что общий показатель увлеченности работой (М=3,97, σ=0,89) находится в пределах средних значений (3,07 – 4,6).  Около 9% от общего числа опрошенных, характеризуются низким уровнем увлеченности. При этом высокий уровень увлеченности демонстрируют 5% респондентов. Таким образом, опрошенных респондентов можно охарактеризовать как людей, в целом, увлеченных своей профессиональной деятельностью, но испытывающих радость и удовлетворение от своей работы не часто (по данным авторов методики среднее значение, полученное по выборке, позволяет говорить о том, что состояние увлеченности респонденты испытывают примерно два‒три раза в месяц).

  Анализ парных ранговых корреляций Спирмена показал значимые взаимосвязи характеристик увлеченности и параметров модели (Рис 2). 

Рисунок 2 Модель психологической системы профессиональной увлечённости  с экспликацией взаимосвязей компонентов 

 Анализ данной модели даёт основания для выводов о её целостности, структурной и функциональной согласованности компонентов профессиональной увлечённости, о вкладе каждого компонента в достижение единой цели системы ‒ баланса профессиональной востребованности и профессиональной идентичности.

 Кроме того, на основе анализа главных компонентов (метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера), стало возможным определить характеристики субъекта профессиональной увлечённости  с позиции структурно-функционального подхода к определению качеств субъекта. Качества субъекта профессиональной увлечённости могут быть определены в две подсистемы. Каждая из подсистем качеств обеспечивает особую надёжность профессионала и формируется в результате достаточного уровня зрелости увлечённости профессиональной деятельностью.

Первая структурно-функциональная подсистема названа нами «программно-результативной надёжностью» и образована следующими показателями  увлечённости: («энергичность» (,731), «энтузиазм» (,818), «поглощённость» (,631), «вовлечённость» (,715),); показателями целевых состояний: («идентичность» (,698), «профессиональная востребованность» (,864), «уровень реализации профессионального потенциала» (,737)); показателями саморегуляции профессиональной деятельности: показатель «общей регуляции профессиональной деятельности» (,737), «надёжность» (,508), «моделирование» (,565), «оценка результатов деятельности» (,598), «программирование» (,634). Это сложившаяся структурно-функциональная система отражает взаимосвязи мотивационной готовности к увлечённости деятельностью, следования субъекта цели профессиональной деятельности и наличие у него чёткой программы деятельности.

Вторая структурно-функциональная подсистема «исполнительско-мотивационной надёжности» образована следующими показателями отношения к коллективной форме деятельности: отрицание требований к «условиям работы»(‒,763), к «социальным контактам» (‒,741), к «взаимоотношениям в группе» (‒, 797);  мотивами: «признание» (,640), «достижения» (,784), «власть и влиятельность» (,781), «полезность работы» (,546); и регуляции деятельности: «оценка результатов деятельности» (,476), «надёжность» (,532); а также характеристиками личности: «гибкость» (,452), «энергичность» (,454).

Первая подсистема качеств субъекта профессиональной увлечённости отражает наиболее востребованный современным рынком труда сегмент «талантов», самоорганизующихся профессионалов, управляющих профессиональными сетями. Вторая подсистема отражает качества  профессионалов, не ориентированных на работу в профессиональном сообществе, но  подстраивающихся под текущую ситуацию. Это также самоорганизующиеся профессионалы, но рассчитывающие на стратегию собственного самоутверждения. Каждая из подсистем качеств субъекта профессиональной увлечённости формируется по законам системогенеза ‒ неравномерности и гетерохронности.

Взамосвязь показателей мотивации, саморегуляции, вовлеченности и увлечённости является важным индикатором профессионального развития личности и основой для карьерного сопровождения личности.

Увлечённость и вовлечённость создают условия для профессиональной идентичности и профессиональной востребованности.  Данный вывод может служить  исходным положением для проектирования развивающей организационной среды.