Полный текст статьи
Печать

Проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания является актуальной для нашего времени и общества [1]. Значительный интерес вопросы эмпатии вызывают в профессиональной деятельности педагога. Связано это с тем, что в современных условиях развития общества возникает необходимость в появлении новых ценностей в системе образования и рассмотрении модели профессионализма специалистов сферы дошкольного образования. Возрастающие требования к профессиональной компетентности педагогов обуславливают актуальность совершенствования системы психологического сопровождения образовательного процесса с учетом развития личностно-профессиональных качеств специалистов.

Особенностью педагогической деятельности является не только высокий уровень профессиональных знаний и навыков специалиста, но и его способность реализовывать данные ресурсы в своей деятельности за счет развития профессионально-важных качеств [3]. Одним из необходимых в профессии педагога качеств является эмпатия как эмоциональное сопереживание, понимание внутреннего мира своих воспитанников, способность прочувствовать ситуацию, откликнуться на их эмоциональное состояние, возникающие сложности.

Проблема эмпатии, ее понимание и использование в деятельности имеет достаточно длительную историю изучения. В рамках древнегреческой философии понятие эмпатии соотносилось с симпатией и определялось как духовная объективная общность, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

На современном этапе развития психологической науки проблема изучения эмпатии находит свое отражение в работах К. Роджерса, Дж. Игана, В. В. Бойко, Е. А. Горбатовой, Е. В. Рязановой, И. М. Юсупова, Н. С. Шкитиной и др. Эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. В качестве рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, позволяющего почувствовать и понять его, эмпатию рассматривал К. Роджерс [5]. В. В. Бойко подробно анализирует компоненты эмпатии [2]. И. М. Юсуповым изучена связь эмпатии с коммуникативной, конфликтологической компетентностью личности [6]. Е. А. Горбатова анализирует структурные компоненты эмпатии, выделяя альтруистическую направленность (в противовес эгоистической направленности как нацеленности, прежде всего, на себя и свои потребности);  эмоциональную активность (способность человека к быстрому реагированию на воздействия среды с подключением интеллекта, волевых процессов); широту эмоционального репертуара (в противовес фиксации на переживаниях, отсутствию гибкости в межличностном взаимодействии); адаптивную гибкость эмоций (способность проявлять себя в быстрой настройке на другого человека с одновременной способностью сохранять свое «Я»); коммуникативную толерантность (позволяющую с пониманием и терпением относиться к некоторым особенностям другого человека, в том числе к тем, которые не нравятся); развитую экспрессию (включающую в себя степень выражения: силу, яркость, выразительность эмоций и контроль человека за их проявлением вовне); способность к синтонии, наблюдательность, воображение, интуицию, способность к идентификации [4].

Актуальность исследования обусловлена тем, что педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность, отвечает за качественную организацию дошкольной образовательной среды, делая ее благоприятной для всестороннего развития детей. В связи с этим, важным является изучение эмпатических способностей как развитых навыков работы педагога со своей эмоциональной сферой, что способствует формированию чувствительности в отношениях с детьми, умению понимать их состояние и потребности.

Целью эмпирического исследования явилось изучение содержательных характеристик эмпатии во взаимосвязи с личностными особенностями педагогов дошкольного образовательного учреждения и на этой основе разработке практических рекомендаций для педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию эмпатии в профессиональной деятельности. Для достижения поставленной̆ цели, нами было организовано экспериментальное исследование, в котором приняло участие 30 педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Кирова.

В качестве метода сбора эмпирических данных выступили: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программы SPSS: ранговая корреляция Спирмена.

Результаты и их обсуждение. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить взаимосвязь содержательных характеристик эмпатии и личностных особенностей педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Фактор А (замкнутость – общительность) положительно коррелирует с показателями «общий уровень эмпатии» (r=0,59; p≤0,01) и «эмоциональный канал эмпатии» (r=0,49; p≤0,01). У педагогов, которые характеризуются такими личностными особенности как общительность, открытость, естественность,  искренность, готовность к сотрудничеству, гибкость в социальном взаимодействии, внимание к людям, чуткость в большей степени выражена способность к проявлению эмпатии в отношениях с детьми. Эмпатия  проявляется в способности быть на одной «эмоциональной волне» в общении с дошкольниками, сопереживать им, быть эмоционально отзывчивыми к потребностям детей. Это может быть связано с умением педагогов «входить» в энергетическое поле, в мир детских переживаний, понимать и чувствовать детей.

Фактор Н (робость – смелость) положительно коррелирует с показателем «рациональный канал эмпатии» (r=0,51; p≤0,01). У педагогов, которые характеризуются такими личностными особенности как решительность, смелость в социальных контактах, активная позиция, свобода в собственных размышлениях и их выражении, в большей степени выражена способность направлять свое внимание и мышление на детей, их психоэмоциональное состояние, потребности, возникающие сложности, нарушения поведения. Это свидетельствует о наличии интереса педагога к детям и их развитию, о стремлении непредвзято выявлять особенности каждого ребенка.

Фактор I (жесткость – чувствительность)  положительно коррелирует с показателями «общий уровень эмпатии» (r=0,38; p≤0,01), «интуитивный канал эмпатии» (r=0,49; p≤0,01), «проникающая способность в эмпатии» (r=0,47; p≤0,01) и «идентификация в эмпатии» (r=0,42; p≤0,01). Педагоги которые характеризуются такими личностными особенности как чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, терпимость к себе и окружающим, стремление заботиться о других в большей степени выражена способность к проявлению эмпатии в отношениях с детьми. Эмпатия проявляется в способности интуитивно действовать в условиях нехватки объективной информации, опираясь на собственный опыт, интуитивно понимать состояние и потребности детей, создавать атмосферу открытости и доверия в общении с детьми. Это может быть связано с умением педагогов понимать детей на основе сопереживания.

Фактор Е (подчиненность – доминантность) положительно коррелирует с показателем «общий уровень эмпатии» (r=0,36; p≤0,05). У педагогов, которые характеризуются такими личностными особенности как настойчивость, решительность, стремление к лидерству в большей степени выражена способность эмпатически относиться к детям. Это может быть обусловлено тем, что эмпатия это не только сопереживание, но и грамотная организация процесса взаимодействия с детьми на основе понимания ситуации и личностных особенностей детей.

Фактор Q4 (расслабленность – напряженность) отрицательно коррелирует с показателем «общий уровень эмпатии» (r=-0,49; p≤0,01). Чем более педагогов характеризуют такие личностные особенности как напряженность, постоянная собранность, активность, несмотря на утомление, тем в меньшей степени они способны проявлять эмпатию по отношению к детям, поскольку собственное состояние педагогов требует внимания (усталость может проявляться в раздражительности, импульсивности или напротив, в эмоциональной отстраненности от взаимодействия с детьми). Это может быть связано с фрустрированностью педагогов в сфере важных жизненных потребностей.

Вывод. Рассмотрев все выявленные значимые взаимосвязи в группе педагогов, можно отметить основные важные моменты. Наибольшее количество значимых связей берет на себя фактор I (жесткость – чувствительность), положительно коррелируя с содержательными характеристиками эмпатии. В этом отношении, проявлению эмпатии способствуют такие личностные характеристики педагогов как чувствительность, развитая интуиция, мягкосердечность, терпимость к себе и детям, стремление заботиться о них. При этом, в обследуемой нами группе педагогов выявлена значимая отрицательная связь фактора Q4 (расслабленность – напряженность) и общего уровня эмпатии. Данная связь свидетельствует о том, что собственное напряженное состояние и фрустрированность важных потребностей педагогов значительно снижают их способность проявлять эмпатию во взаимодействии с детьми. Кроме того, профессиональный стресс, профессиональная усталость могут проявляться в раздражительности, нетерпимости, стремлении подгонять развитие детей, отсутствии толерантности к особенностям того или иного ребенка. Это требует специально организованной работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения в целях предупреждения нарушений личностного и профессионального развития специалистов.

Полученные результаты эмпирического исследования выявляют необходимость разработки практических рекомендаций для педагогов.