В последнее время большое внимание стало уделяться так называемым «трудным» подросткам. И это не случайно, так как проблема аддиктивного поведения подрастающего поколения имеет серьезное общественное значение. На сегодняшний день социальная значимость проблемы аддиктивного поведения подтверждается следующими данными: наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с аддиктивным поведением, которое проявляется не только в агрессивности и совершении правонарушений, но и в употреблении всевозможных психоактивных веществ.
Под аддиктивным поведением понимают одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями [2].
Как известно, подростковый период в жизни человека – это время «второго рождения личности», перестройки мотивационно-потребностной сферы, бурного развития самосознания, окончательного формирования характера, преодоления личностной нестабильности. Этот период наиболее чувствителен к разного рода воздействиям социума, в том числе и негативным. Поэтому в отрочестве нередко возникают отклонения в психическом развитии и проблемы, приобретающие социальное звучание [1]. Сложность проблем аддиктивного поведения определяется такими факторами как ослабление социальных институтов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения; падение уровня жизни многих семей из-за экономических изменений в нашей стране; вариантность форм аддиктивного поведения, их обусловленность врожденными и социально-обусловленными детерминантами [4].
Изучению аддиктивного поведения посвящены многочисленные работы таких отечественных авторов как Ю. М. Антонян, С. А. Беличева, В. Л. Васильев, Я. М. Глинский, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. А. Невский и др., а также ряда зарубежных: Г. Айзенк, А. Бандура, Г. Беккер и др. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения представлены в работах А. А. Александрова, И. А. Горьковской, Е. П. Емельянова и др. [3]. В своих исследованиях авторы отмечают, что начало отклоняющегося поведения обусловливают: личностная сфера; социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями общества; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; нарушения социализации, то есть неблагоприятные особенности взаимодействия подростка с семьей, со сверстниками, в школе [5].
В рамках нашего исследования изучались социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков. Исходя из этого, целью исследования явилось изучение особенностей социально-психологических детерминант аддиктивного поведения подростков. Проверялась гипотеза о различии выраженности самооценки психических состояний личности и акцентуаций характера у подростков с аддиктивным поведением и подростков с поведением в норме.
Исследование проводилось на базе образовательного учреждения г. Вятские Поляны. Всего в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 11-14 лет, которые составили две выборочные совокупности. Первая выборка – подростки с аддиктивным поведением; вторая выборка – подростки с нормальным поведением. Аддиктивность поведения подростков, принявших участие в исследовании, была установлена на основании причин их постановки на внутришкольный учет: употребление психоактивных веществ, кража, хулиганство, уклонения от учебы.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка, в адаптации Н. В. Перешеиной и М. Н. Заостровцевой к подростковому возрасту для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности; опросник «Акцентуации характера» Г. Шмишека. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием U–критерия Манна–Уитни.
В результате обработки данных опросника самооценки психических состояний были получены показатели, представленные в табл. 1
Таблица 1
Количественные показатели встречаемости уровней выраженности самооценки психических состояний подростков
Уровень выраженности |
Психические состояния |
|||
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессивность |
Ригидность |
|
Подростки с аддиктивным поведением (n1=15) |
||||
Высокий |
1 |
0 |
4 |
2 |
Средний |
9 |
11 |
10 |
10 |
Низкий |
5 |
4 |
1 |
3 |
Подростки с нормальным поведением (n2=15) |
||||
Высокий |
0 |
0 |
1 |
1 |
Средний |
3 |
7 |
6 |
6 |
Низкий |
12 |
8 |
8 |
8 |
Анализ полученных результатов осуществлялся с учетом среднего и высокого уровня выраженности самооценки психических состояний. Установлено, что 67% подростков с аддиктивным поведением испытывают беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, объективные характеристики которых к этому не располагают. У подростков с нормальным поведением этот показатель составляет 20%. Фрустрации подвержены 73% подростков с аддиктивным поведением. Они отличаются низкой самооценкой, часто боятся трудностей и стараются избегать неудач. У подростков с нормальным поведением средний и высокий уровень фрустрации выражен у 47% испытуемых. Для 93% подростков с аддиктивным поведением характерна агрессивность и для 80% - ригидность. Для подростков с нормальным поведением эти показатели составляют 47%.
В результате обработки данных опросника акцентуаций характера были получены показатели, представленные в табл. 2
Таблица 2
Количественные показатели встречаемости акцентуаций характеров у подростков
Уровень выраженности |
Акцентуации характера |
|||||||||
Гипертимный |
Застревающий |
Эмотивный |
Педантичный |
Тревожный |
Циклотимный |
Демонстративный |
Возбудимый |
Дистимный |
Экзальтированный |
|
Подростки с аддиктивным поведением (n1=15) |
||||||||||
Сильно выраженный |
10 |
4 |
12 |
3 |
5 |
6 |
4 |
2 |
4 |
13 |
Тенденция |
3 |
7 |
2 |
3 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
1 |
Слабо выраженный |
2 |
4 |
1 |
9 |
3 |
2 |
4 |
6 |
4 |
1 |
Подростки с нормальным поведением (n2=15) |
||||||||||
Сильно выраженный |
9 |
2 |
4 |
0 |
1 |
4 |
0 |
5 |
1 |
8 |
Тенденция |
4 |
6 |
8 |
10 |
4 |
5 |
3 |
6 |
3 |
5 |
Слабо выраженный |
2 |
7 |
3 |
5 |
10 |
6 |
12 |
4 |
11 |
2 |
Диагностика типа акцентуации характера показала, что для аддиктивных подростков характерна сильная выраженность нескольких типов акцентуаций характера. Наиболее выражены следующие типы акцентуаций характера: экзальтированный (87%), эмотивный (80%), гипертимный (67%), циклотимный (40%). Менее выражены такие типы акцентуаций характера, как тревожный (33%), педантичный (20%), возбудимый (13%).
Полученные результаты говорят о том, что подростки с аддиктивным поведением могут бурно реагировать на жизнь, для них характерна демонстративность поведения, они впечатлительны, эмоционально возбудимы, необдуманны в поведении, что и приводит к отклоняющимся формам поведения.
С целью выявления различий в выраженности психических состояний и акцентуаций характера у подростков с аддиктивным поведением и подростков с нормальным поведением был проведен сравнительный анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни. В результате сравнения эмпирических показателей были получены данные, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Средние показатели выраженности социально-психологических характеристик личности
Социально-психологические детерминанты |
Средние показатели |
Значения U–критерия |
||
Подростки с аддиктивным поведением |
Подростки с нормальным поведением |
Эмпирическое значение |
Уровень значимости |
|
Самооценка психических состояний |
||||
Тревожность |
8,7 |
4,9 |
46,5 |
р≤0,01 |
Фрустрация |
9,6 |
7,0 |
65 |
р≤0,05 |
Агрессивность |
11,7 |
8,3 |
58 |
р≤0,05 |
Ригидность |
9,9 |
8,3 |
85,5 |
р≥0,05 |
Акцентуации характера |
||||
Гипертимный |
17,0 |
16,6 |
108,5 |
р≥0,05 |
Застревающий |
13,5 |
11,1 |
78,5 |
р≥0,05 |
Эмотивный |
16,8 |
13,8 |
59 |
р≤0,05 |
Педантичный |
11,9 |
12,0 |
102,5 |
р≥0,05 |
Тревожный |
13,8 |
9,4 |
55,5 |
р≤0,01 |
Циклотимный |
15,4 |
13,0 |
75,5 |
р≥0,05 |
Демонстративный |
14,3 |
7,7 |
29 |
р≤0,01 |
Возбудимый |
11,8 |
13,2 |
93 |
р≥0,05 |
Дистимный |
13,4 |
7,8 |
51,5 |
р≤0,01 |
Экзальтированный |
18,4 |
16,0 |
86,5 |
р≥0,05 |
Сопоставление средних показателей выраженности самооценки психических состояний выявило, что существуют достоверные различия в показателях уровня тревожности, фрустрации и агрессивности у подростков с аддиктивным поведением и подростков с поведением в норме. Таким образом, у аддиктивных подростков обнаруживается ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. В отличие от детей с нормальным поведением, они, как правило, импульсивны, тревожны, раздражительны, агрессивны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.
Сопоставление средних показателей выраженности акцентуаций характера выявило, что существуют достоверные различия в показателях следующих типов акцентуаций характера: эмотивный, тревожный, демонстративный, дистимный.
Таким образом, проведенное исследование показало, что значимыми социально-психологическими детерминантами формирования аддиктивного поведения подростков являются: повышенная тревожность, фрустрация, агрессивность, акцентуированность характера. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем в работе школьного психолога для разработки психолого-коррекционных программ по работе с детьми аддиктивного поведения, а также для профилактики проявления отклоняющегося поведения.