Современный студент приходит в вуз, руководимый многими мотивами[4].
Проблемы мотивации на протяжении многих тысячелетий являются предметом изучения философии, культурологии, политологии, психологии, социологии и т.д. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Регуш С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сорокоумова, X. Хекхаузен, 3. Фрейд, и мн. др.). Впервые в 1910 г. слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Далее термином пользовались для описания поведения человека и животных в поведенческом направлении. В контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется в значении конкретизации потребности, условий, направления деятельности. Продолжая данную научную традицию, Л.И. Божович, полагает, что мотив – это мощная побудительная сила осуществления деятельности, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, с. 53].
Понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»
Понятие «мотивация» является в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии [5, с. 40-41]. Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение.
Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различной мотивации и зависит от: выбора образовательным учреждением образовательной системой, на базе которого реализуется учебная деятельность; организации образовательного процесса; субъектных особенностей обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); субъектных особенностей преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту и своей профессиональной деятельности; специфики учебного предмета, мотивации студентов и пр. Мотивация студентов является важным структурным компонентом учебной деятельности.
Анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяют весь период обучения в вузе на три этапа. Первый этап - 1 курс, характерен высокий уровень профессиональных и учебных мотивов. На втором этапе - 2-3 курс уже снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов. Третий этап (4-5 курс) – происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения.
С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес.
Цель исследования: изучение учебной мотивации студентов. Гипотеза: мотив «приобретение знаний» является преобладающим у студентов вуза. Среди некоторых эмпирических задач исследования можно определить следующие: выявить особенности учебной мотивации у студентов, на основе применения математической обработки данных определить преобладающие мотивы студентов, предложить рекомендации студентам с разным типом мотивации. Выборкабыла представлена студентами вуза и составила 50 человек. Для подтверждения гипотезы были использованы «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для данной выборки студентов являются следующие: мотив №1 «стать высококвалифицированным специалистом» (t=1.74, p£0.05), мотив № 2 «получить диплом» (t=0.63, p£0.05), мотив № 6 «приобрести глубокие и прочные знания», мотив № 10 «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», мотив № 16 «получить интеллектуальное удовлетворение».
Наименее значимыми мотивами для данной выборочной совокупности являются: мотив № 9 «Не отставать от сокурсников», мотив № 11 «выполнять педагогические требования», мотив № 12 «достичь уважения преподавателей, мотив № 13 «быть примером для сокурсников», мотив № 15 «избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Гистограмма 1 отражает 16 мотивов по уровню их значимости [2, с. 28-31].
Гистограмма 1
В программе «Exel» были просчитаны средние значения по данным мотивам. На гистограмме 2 показано, что большим средним значением обладает мотив «Приобретение знаний» (6,2), «Овладение профессией» (5,4), а меньшим – «Получение диплома» (5,2).
Гистограмма 2
Таким образом, было выдвинутое предположение о том, что между мотивами могут существовать значимые различия, а также ведущим мотивом студентов вуза может являться мотив «приобретение знаний» подтвердилось.
Рекомендации для студентов и преподавателей с целью повышения учебной мотивации.
- Осознание теоретической и практической значимости получаемых знаний. Важно понимать, что знания, приобретаемые на каждом курсе, способны обеспечить успешную профессиональную деятельность.
- Рейтингование является современным методом мотивации студентов. Первые строчки в рейтинге студенческой успешности могут значительно повысить шансы дальнейшего трудоустройства выпускника.
- Расширение границ персональной ответственности студентов как возможность проявить себя в той области, которая наиболее им близка.
- Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент – чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии.
- Овладение навыками целеполагания. Важно ставить перед собой не слишком растянутые во времени осуществимые цели, представить себе более ощутимый результат и результат на перспективу, записать их как можно подробнее в глагольных формах действия и стремиться к достижению в ближайшей временной перспективе.
- Самостоятельный поиск. Студенты могут анализировать собственные знания, создавая себе ситуации самопроверки, а также объяснять трудные задания менее подготовленным студентам.
В результате исследования были выявлены первоочередные мероприятия, которые, по мнению студентов, будут способствовать повышению их мотивации к учёбе [3, с. 28-31]. Это более широкое применение инноваций в обучении; повышение стипендии, усиление материального стимулирования студентов; мотивация преподавателей и создание условий материального стимулирования студентов; возможность выбора изучаемых предметов; введение блочной системы обучения, когда экзамены сдаются по окончании изучения дисциплины, а не в конце семестра; увеличение доли часов аудиторных занятий, сокращение часов на самостоятельную работу студентов; создание здоровой конкурентной среды среди студентов с применением экономических и неэкономических методов мотивации, включая «автоматическую» сдачу зачётов и экзаменов по результатам учёбы (работы), стимулирование творческого подхода преподавателями; решение проблем отдыха студентов (предоставление путёвок на курорты, в санатории, профилактории).