Полный текст статьи
Печать

Проблема мудрости в психологии долгое время оставалась без внимания.    Первые эмпирические исследования мудрости начали проводиться лишь в 80-х годах прошлого века. В нашей стране до сих пор существует мало работ и исследований, посвященных теме мудрости. Между тем данная проблема имеет большое теоретическое и практическое значение.

С одной стороны, исследования, направленные на понимание природы мудрости, позволяют сделать весомый вклад в понимание процессов старения, сохранения интеллекта и психического здоровья в пожилом возрасте. С другой стороны, известно, что мудрость проявляется в умении решать разнообразные жизненные проблемы, ориентироваться в житейских ситуациях, а значит, изучение данной проблемы может помочь человеку развить в себе эти способности, научиться принимать решения в трудных и неопределенных жизненных вопросах и умело преодолевать кризисные ситуации и препятствия.

Мудрость рассматривается как сторона (составляющая) естественного интеллекта, которая имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам [3, 264], как дар распознавания тенденций преобразования, роста, развития жизни людей, изменения социальных ситуаций отношений [1,17].

Дж. Вебстер дает следующее определение мудрости: мудрость – это применение знаний, полученных в ходе критических жизненных событий, и направленных на решение задач во всех сферах жизни (карьера, творчество, отдых, здоровье, духовность и развитие самоактуализации). Он так же подчеркивает, что мудрый человек сосредоточен не только на себе, но и на окружающих [5].

М. Ардельт трактует мудрость «как интеграцию когнитивных, рефлексивных и аффективных характеристик личности» [4, с. 274]. Исследования Моники Ардельт привели ее к выводу о том, что наличие этих групп характеристик является необходимым и достаточным для человека, чтобы быть мудрым [2, 4].

Люди часто смешивают такие понятия, как интеллект и мудрость, хотя между ними существуют принципиальные различия. Мудрость является многомерным и интегративным конструктом, в котором интеллект выступает лишь частью всего ансамбля личностных и когнитивных характеристик входящих в мудрость.

               Рассматривая интеллект как некий уровень умственного и социального развития человека, который способствует его быстрой адаптации к изменяющимся жизненным условиям и ситуациям, влияя на скорость и правильность принятия решений в рамках ограничений, наложенных социумом, можно предположить наличие некоторой связи уровня общего интеллекта и имеющимися у человека определенными, чаще всего неосознаваемыми, жизненными сценариями.

Проблема эмпирического исследования мудрости и интеллекта особенно актуальна, так как это позволит подробнее изучить данные явления и выяснить, существует ли между ними взаимосвязь.

Эмпирическое исследование проводилось с помощью опросника шкалы мудрости SAWS Дж. Вебстера и теста «Прогрессивные матрицы Равена». Количественный анализ данных проводился с использованием методов математической статистики (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена). В эксперименте участвовали 83 респондента в возрасте от 18 до 45 лет (36 мужчин и 47 женщин). Средний возраст по выборке - 22,54.

Далее нами был проведен корреляционный анализ на предмет выявления различных взаимосвязей. Для начала мы провели непараметрический корреляционный анализ Спирмена и теста-опросника мудрости Дж. Вебстера

               Проведенное исследование по выявлению взаимосвязи мудрости и интеллекта, с помощью опросника шкалы мудрости SAWS и теста «Прогрессивные матрицы Равена» выявило следующие результаты:

Таблица 1  

Корреляции между мудростью и временной перспективой

 

Рефлексия

Юмор

Открытость

Эмоциональная регуляция

Интеллект

Критический жизненный опыт

0,329**

0,307 **

-

-

-

Юмора

-

-

0,357**

0,353**

-

Открытость

0,224*

0,357**

-

-

-

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя).

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).

Полученные результаты показывают, что мудрость, представленная моделью Дж. Вебстера, и интеллекта не коррелируют между собой и не подтверждают гипотезы о взаимосвязи мудрости и интеллекта. Вне зависимости от возраста и пола взаимосвязи между мудростью и интеллектом обнаружено не было.