Полный текст статьи
Печать

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В зависимости от характера отклонения в развитии выделяют различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова): с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями поведения и общения, со смешанными дефектами.

Согласно статистике Минздрава, число детей с ограниченными возможностями здоровья (от новорожденных до подростков 17 лет) неуклонно растет. По данным Минздрава, на 2014 год детей-инвалидов в России насчитывается 540 тыс. 837 человек, что больше на 3,7%, чем в 2013 году и на 9,2%, чем в 2010 году [1].

Семья с ребёнком с ОВЗ – это семья с особым статусом. В связи с наличием у ребенка нарушений психического или физического развития помимо традиционных функций семья должна выполнять и ряд специфических: абилитационно-реабилитационная (комплекс мероприятий направленных на восстановление и достижение по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной ребенком от рождения), коррекционная (преодоление отставаний в развитии и обучении), компенсаторная функции (восполнение недостатка сил ребенка в противостоянии среде и адаптации к ней) .  Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Необходимо создание специальных жилищных условий и частичная смена мебели, иногда приходится прибегать к переезду в квартиру на более низком этаже. Услуги для ребенка с ограниченными возможностями преимущественно бесплатные (лечение, медицинские процедуры, массаж), но их не хватает для успешной реабилитации. Также ребенку могут понадобиться необходимые приспособления и аппараты, обучения, ортопедическая обувь, специальные кровати, дополнительные сеансы массажа и т.д.

Такие семьи нередко подвергаются отрицательному отношению со стороны окружающих, особенно соседей. К сожалению не все люди готовы с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и часто недовольны нарушением спокойствия, тишины. Часто окружающие люди уклоняются от общения с особой семьей и дети с ограниченными возможностями страдают от недостатка социальных контактов и очень узкого круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Ограниченность коммуникаций может привести к психическим расстройствам, задержке развития и даже снижению уровня интеллекта.

Общество не всегда понимает проблемы таких семей, и лишь некоторые ощущают поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей  с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. Это очень мешает социальному и речевому развитию ребенка.

Мы провели опрос среди родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы анкеты составлены так, что бы можно было выявить основные характеристики, нужды и трудности семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Исследование проводилось в центре РООРДИ «Дорогою добра» г. Кирова, в опросе приняли участие 38 родителей. Из них 36 женщин (матери) и 2-е мужчин (отцы), мы выяснили, что в большинстве случаев, воспитанием ребенка с ОВЗ занимаются матери. В таких семьях чаще всего бывает 1 ребенок.

На вопрос " Могут ли родители с ребенком пользоваться услугами общественного транспорта? " 90 % семей могут пользоваться услугами общественного транспорта, но 10% семей не пользуются общественным транспортом т.к он редко бывает оборудован для детей с ОВЗ, поэтому у большинства семей не всегда есть возможности посещения культурных мероприятий. В этом случае очень помогают благотворительные мероприятия и волонтерские объединения, они дарят возможность смотреть спектакли, участвовать в мастер классах и других развлекательных мероприятиях за минимальную плату или бесплатно.

На вопрос об оценке медицинского обслуживания по пятибальной шкале 15%- оценили на "4" и "5" баллов, 38% - оценили на "3" балла, 42% - оценили на "2" и менее баллов. Родители отмечают недостаток необходимых лекарств, и отсутствие многих обследований в бесплатных учреждениях. Почти все опрошенные семьи испытывают необходимость в регулярных консультациях психолога или семейного терапевта, чтобы следить за динамикой развития своего ребенка и помогать грамотно справляться с особенностями характера и возникающими трудностями. 15%  семей регулярно занимаются с психологом платно.

На вопрос оценки социального обслуживания 17% родителей поставили "4" и "5" баллов, 38% поставили оценку "3" и 45 % поставили всего "2" балла. Родители недовольны качеством и количеством предоставляемых услуг, отмечают недостаток специалистов, готовых постоянно сопровождать их семью. Необходимо отметить, что некоторые услуги проводятся на платной основе и не у всех семей есть возможность ими пользоваться. Многие родители не используют полный пакет доступных бесплатных услуг, т.к. не знают о них.

Оценка образовательных услуг на 65% средняя-"3" балла, 20% - поставили только "2" балла, 10 % оценили образовательные услуги на "5" и 5% воздержались от ответа. Множество образовательных учреждений не оборудованы для приема детей с ОВЗ. В образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся. 80% родителей  беспокоит отношение здоровых сверстников к особенностям своего ребенка. Родителям очень помогают дополнительные специальные центры развития детей. Чуткие и квалифицированные педагоги помогают ребенку перестроится в новый режим, исправляют дефекты речи, развивают учебные и коммуникативные навыки, приучают детей к дисциплине.

95% родителей считают, что их ребенок нуждается в профессиональной ориентации, в связи с тем, что  выбор профессии очень сложный процесс, а детям с ограниченными возможностями здоровья он дается еще тяжелей. Очень сложно без помощи специалистов соотнести состояние здоровья ребенка с требованиями различных профессий. Таким детям и их родителям необходимы профессионально – ориентационные беседы, занятия в кружках, мастерских, экскурсии  на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости, встречи со специалистами.

Все опрошенные высоко оценивают работу неправительственных организаций разной направленности. Они помогают родителям собрать необходимые вещи, лекарства, материальные средства на лечение и обследования ребенка, организовывают обучение и обмен опытом, включая проведение семинаров, курсов конференций, и других видов и форм распространения знаний, устраивают праздники и благотворительные концерты, дети с удовольствием участвуют в различных мастер классах.

Родители считают очень важным критерием раскрытие особенностей у своего ребенка, которые смогли бы компенсировать недостатки. Для этого необходимо организовать как можно больше доступных занятий и мастер классов, проводить благотворительные концерты, где бы дети с ОВЗ могли проявить себя. Очень важен вопрос о воспитании и грамотном обучении детей, при котором учитель будет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Родителей волнует нехватка материальных средств и в связи с этим отсутствие возможности полноценно обследовать и лечить ребенка. Им зачастую не хватает простой моральной поддержки и возможности набраться сил для дальнейшего продвижения, поэтому необходимо создание инклюзивных или специальных дошкольных общеобразовательных учреждений.

В результате по данным проведенного нами исследования родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима социально-педагогическая поддержка. Наиболее распространенными методами социальной работы с особенными семьями являются: патронаж, консультация, тренинг.

Патронаж является наиболее эффективным методом, т.к. специалист полностью взаимодействует с семьей и сопровождает ее на всех этапах жизни.

Еще одной активно используемой формой работы с такой категорией семей является консультация. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, относится к категории клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические встречи с семьей позволяют своевременно замечать негативные изменения внутри семьи и устранять их [3].

Наряду с консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. В образовательных тренингах активно используются, например, индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видео материалов и др. С помощью тренинга можно обучить родителей новым коммуникационным навыкам, психогигиеническим навыкам (приемы саморегуляции, преодоления стресса и др.) и психолого-педагогическим навыкам (игротерапия, сказкотерапия и др.)

Все перечисленные формы социально-педагогической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности реабилитационных учреждений разного типа, активно адаптируются к условиям отечественной социальной сферы. Кроме того, эффективное решение проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, требует участия многих специалистов: медицинских работников, коррекционных педагогов, психологов, юристов. Они могут работать в одном реабилитационном центре либо в различных учреждениях. В любом случае социальный педагог, прибегая к помощи других специалистов или организаций, работает в команде, разделяя знание о семье с теми, кто способен предоставить ей необходимую поддержку. Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска, помочь сделать реабилитацинный процесс более продуктивным и простым.