Полный текст статьи
Печать

Актуальность.Преподаватели ВУЗов в настоящее время сталкиваются с настоятельной необходимостью идти в ногу со временем и использовать все новейшие технические средства связи, т.к. современный студент – это человек, информационные компетенции которого намного развитее, чем все остальные, также необходимые для человека, получающего высшее профессиональное образование. Вследствие этого, создание Открытых Образовательных Ресурсов (далее ООР) как открытого источника академических знаний имеет большое значение и важность не только для преподавателей, но и для государственных организаций и структур. Одним из первых о важности ООР заговорил В.П.Тихомиров, доктор экономических наук, ректор МЭСИ с 1992 по 2007 гг. С 1987 г. В.П. Тихомиров занимается проблемой дистанционного, открытого и электронного обучения, продвигает идею образовательных сетей. Поддерживает идею «Образование для всех», выдвинутую ЮНЕСКО.

Программа «Открытые образовательные ресурсы» (OpenEducationalResources) была создана по инициативе ЮНЕСКО[1] в 2002 г.  Целью данной программы является поддержка достижений в образовании, улучшение системы образования, поощрение к обмену знаниями и накопление профессиональных знаний, доступных для любого человека из любой точки мира. Разработка программы проходит в рамках направления деятельности ЮНЕСКО «Образование для всех (EducationForAll)» и направлена на усиление роли образования для всех, вне зависимости от возраста, пола и расовой принадлежности.

Знания и информация имеют большое значения для каждого человека, появление новых технологий может помочь изменить к лучшему экономику всех стран и общество в целом. ЮНЕСКО работает над тем, чтобы побудить правительства стран больше инвестировать в науку, технологии и инновации, и в свою очередь создает «сообщества знаний» (knowledgesocieties). Данные сообщества должны держаться на четырех «китах»:

1)     свобода выражения;

2)     всеобщий доступ к информации и знаниям;

3)     уважение к другим культурам и традициям;

4)     равные возможности для получения образования для всех.

В настоящее время это направление деятельности ЮНЕСКО вылилось в следующие программы:

1)     Открытый Доступ к Научной Информации (OpenAccesstoScientificInformation) – программа, позволяющая изучать все новейшие достижения науки;

2)     Открытые Образовательные Ресурсы (OpenEducationalResources) – предоставляет открытый доступ к учебным программам, материалам, необходимым для самообразования, высшего профессионального образования, проведения исследований;

3)     Бесплатное Программное Обеспечение (FreeandOpenSourceSoftware/FOSS) – без нужного программного обеспечения невозможно нормальное функционирование таких программ, как ООР и ОДНИ, невозможен свободный обмен знаниями и информацией, поэтому ЮНЕСКО, выступая в роли лаборатории идей, мотивирует научные сообщества и IT компании (например, IBM, Google, Microsoft, Intelна создание инфоструктуры (информационной структуры);

4)     Открытая Образовательная Платформа (OpentrainingPlatform) – сообщество ВУЗов, предоставляющих свои материалы для ООР;

5)     Открытое и Дистанционное Образование (OpenandDistanceLearning) – программа, в рамках которой разрабатываются и применяются методики дистанционного обучения при помощи современных технологий.

В июне 2012 г. в Париже в здании ЮНЕСКО прошел Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам,на котором была принята Парижская декларация по ООР, и которая, в частности, рекомендует государствам-членам ЮНЕСКО:

  1. Способствовать лучшему пониманию и использованию ООР.
  2. Облегчить создание благоприятных условий для использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Усилить разработку стратегий и политик в области ООР.
  4. Содействовать пониманию и использованию систем открытого лицензирования.
  5. Поддерживать прочную основу для устойчивого развития качества учебных материалов.
  6. Способствовать стратегическим альянсам в области ООР.
  7. Поощрять разработку и адаптацию ООР в различных языковых и культурных контекстах.
  8. Поощрять исследования в области ООР.
  9. Облегчить поиск, получение и распространение ООР.
  10. Поощрять открытое лицензирование образовательных материалов, созданных за счёт государственных средств.

У истоков программы, которая позже была названа ООР, стоял Массачусетский Технологический Институт (MIT) со своей программой OpenCourseWare[2]. В 2001 г. администрация и преподавательский состав института объявили о предоставлении свободного доступа к материалам практически всех своих курсов в целях предотвращения «закукливания» знаний. Так как эту инициативу стало подхватывать все больше ВУЗов по всему миру, в 2002 г. ЮНЕСКО организовала первый Всемирный Форум по ООР, на котором и был принят термин «Открытые Образовательные Ресурсы».

При поддержке HewlettFoundation[3] ЮНЕСКО создала международное сообщество ООР вики в 2005 г. для свободного обмена информацией и знаниями при проведении исследований, связанных с функционированием ООР.Сообщество, продвигающее идею ООР, в которое входят практики, исследователи, политики, преподаватели и студенты, насчитывает в данный момент более 2000 человек.

Фонд HewlettFoundation, созданный Уильямом Р. Хьюлеттом, совместно с женой Флорой ЛэмсонХьюлетт и их старшим сыном, Уолтером Б. Хьюлеттом, с 2002 г. сотрудничает с ЮНЕСКО и выдает гранты ученым, преподавателям, студентам, занимающимся созданием и продвижением ООР. TheEducationProgramтакже инвестирует деньги в организации, которые:

-        разрабатывают и поддерживают ООР;

-        исследуют и оценивают воздействие, оказываемое использованием ООР в образовательном процессе;

-        разрабатывают инновационные модели ООР.

Другим примероморганизации, работающей в рамках ООР, является американский Институт изучения проблем управления знаниями в образовании (InstitutefortheStudyofKnowledgeManagementinEducation)[4]. Институт ISKME – это независимая некоммерческая научно-исследовательская организация, созданная в Калифорнии в 2002 г. Данный институтзанимается проведением исследований, распространением, использованием и стратегическим управлением знаниями в сфере образования.Своей задачей ISKME видитоказание консультационной поддержки школам, колледжам, университетам и организациям в области сбора и обмена информацией, при создании открытых образовательныхресурсов, помощь благотворительным организациям и государственным учреждениям в разработке процесса выдачи грантов, проводя исследования и изучая эффективность оценки и результатов, полученных в ходе выполнения проектов. ISKME является активным участником программы ЮНЕСКО ООР. Его участие в этой программе заключается в поддержке обмена знаниями и непрерывном совершенствовании образовательных ресурсов, используемых в преподавании и обучении. Для этого ISKME организовал проект под названием «TheCommunityCollegeOpenTextbookProject (CCOTP)», целью которого является создание открытых библиотек учебных пособий для муниципальных колледжей.

Следующие университеты также участвуют в программе ООР:

США:

-        Йельский университет (OpenYaleCourseshttp://oyc.yale.edu/)предлагает большой выбор курсов по гуманитарным, естественнонаучным и другим дисциплинам.

-        Принстонский университет (PrincetonUniversityhttp://www.princeton.edu/)

-        Гарвардский университет (HarvardUniversityhttp://ocp.hul.harvard.edu/)разрабатывает собственную программу – Программу Открытых Коллекций (theOpenCollectionsProgram (OCP).Разработчики программы создали 6 специализированных электронных коллекций, которые в общей сложности насчитывают 2,3 миллиона цифровых страниц.

-        Нотрдамскийуниверситет (University of Notre Damehttp://ocw.nd.edu/)

Страны Европы

-        Открытый университет (TheOpenUniversityhttp://www.open.ac.uk/) использует следующие платформы:

-        OpenLearn –бесплатные обучающие материалы;

-        YouTube – более 800 видеороликов о самом университете, лекции и т. п.;

-        iTunesU – широкий выбор подкастов, в 2012 г. университет стал первым в Европе с миллионом подписчиков;

-        OpenResearchOnline – одна из крупнейших электронных библиотек.

-        Парижский Технологический Институт (ParisInstituteofTechnologyhttp://apetice.paristech.fr/)

-        УниверситетНоттингема (University of Nottinghamhttp://unow.nottingham.ac.uk)

Япония

-        Нагойский Государственный Университет (NagoyaUniversityhttp://ocw.nagoya-u.jp/)предоставляет широкий спектр бесплатных курсов, таких как история, литература, искусство и культура, политика и экономика, юриспруденция, философия, педагогика, психология, информатика, математика, экология, физика, химия.

Австралия

-               Университет Южного Квинсленда (UniversityofSouthernQueenslandhttp://ocw.usq.edu.au) предлагает для свободного изучения следующие курсы:

1)  Программирование в C++;

2)  Обучение студентов с особенностями развития;

3)  Создание интерактивных мультимедиа;

4)  Введение в туризм;

5)  Общие науки.

В настоящее время становится характерным стремление различных университетов объединяться для создания общих Интернет-ресурсов, единой образовательной среды. Например, в 2012 г. Гарвард и МТИ объявили о создании нового проекта Edxonline. Для реализации открытых курсов объединились 16 университетов в рамках проекта Coursera. Делается это с целью избавиться от негативного качества ООР – разобщенности и непродуктивного дублирования информации.

В России, несмотря на основную проблему, касающуюся развития ООР, а именно, отсутствие правовой базы для предоставления бесплатного доступа к информации, являющейся интеллектуальной собственностью, существуют открытые образовательные ресурсы, которые размещены на веб-серверах университетов, которые их разрабатывают.

Это такие ВУЗы как:

-        Государственная академия Московский архитектурный институт (http://www.marhi.ru/), размещенные материалы рассчитаны на выпускников школ, будущих абитуриентов.

-        МГТУ им. Н.Э. Баумана (http://bigor.bmstu.ru), БиГОР расшифровывается как База и Генератор Образовательных Ресурсов. Основными подсистемами БиГОР являются информационная, инструментальная, компилирующая и обучающая.

-        Московский Физико-Технический Институт (МФТИ https://mipt.ru) участвует в международном проекте Coursera – образовательный онлайн-проект, предоставляющий бесплатный доступ к образовательным курсам ведущих университетов мира.

-        Высшая школа экономики (http://www.hse.ru) также участвует в Coursera.

-        Новосибирский Государственный Университет (http://www.nsu.ru)

-        Национальный Исследовательский Ядерный Университет (НИЯУ МИФИ https://mephi.ru)

-        Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет (http://www.tsu.ru/) – проект Открытый Университет.

-        НОУ «ИНТУИТ» (http://www.intuit.ru) – крупнейший Интернет-ресурс в России. Реализует следующие программы дистанционного обучения:

1)  профессиональная переподготовка;

2)  повышение квалификации;

3)  курсы (всего 599);

4)  видеокурсы (всего 231);

5)  сертификации (всего 59);

6)  академия Intel (всего 30);

7)  академия Microsoft (всего 102).

Следует отметить, что не все курсы в НОУ «ИНТУИТ» являются бесплатными. Например, курсы/видеокурсы и сертификации являются бесплатными, а профессиональная подготовка и повышение квалификации – платные. Тем не менее, большая часть материалов предоставляется на безвозмездной основе.

Однако не только ВУЗы создают и продвигают ООР. Этим также занимаются международные организации, например, Всемирный банк и его проект YouThink, посвященный изучению глобальных проблем экономики, экологии и образования.

Создание и развитие ООР также поддерживается на национальном уровне. В России таким примером может служить Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) с проектом «Юные Геологи» (http://www.rosnedra.gov.ru).

Наряду с этим, разработчикам ООР оказывают материальную поддержку и частные компании, и благотворительные фонды, например, Благотворительный фонд В. Потанина, который стал инициатором создания проекта «Преподаватель он-лайн» (http://www.fondpotanin.ru/).

Образовательный открытый видео-портал UNIVERTV (http://univertv.ru/) также поддерживает частная компания (на сайте не указано название). На сайте представлен 21 раздел, от астрономии до юриспруденции, имеются ссылки на другие Интернет-ресурсы.

Существующие ООР могут быть использованы для:

1)     углубления собственных знаний;

2)     изучения основных понятий и идей в своей профессиональной области;

3)     изучения областей знаний за пределами своей профессиональной деятельности;

4)     изучения дополнительного материала к изучаемому предмету;

5)     разработки учебного плана для своего курса;

6)     изучения новых методов преподавания;

7)     решения задач, связанных с работой над своими проектами;

8)     подготовки к будущим исследованиям;

9)     планирования направлений исследования.

Для преподавателя английского языка ООР является отличным источником аутентичных материалов, так как нашей задачей является не только познакомить студентов с оригинальным английским языком, но и научить находить нужную информацию в англоязычных источниках.Как пишет Д.С. Быкова в своей статье об интерактивных образовательных технологиях в ВУЗе: «Тем не менее, какими бы интересными и прогрессивными ни были новые технологии, они не должны рассматриваться в качестве панацеи от всех бед, или как короткий путь, ведущий к более эффективному преподаванию» [5, 503]. Философский аспект использвания новейших технологий освещает в своих работах Е.Э. Крылова. Данные идеи поддерживают и другие преподаватели нашего ВУЗа, например, Е.В Таттыбаева, А.Р.Табулдинова, Н.С.Панарский, И.В. Серафимович. Обычно преподаватель сам находит нужные по тематике ООР, анализирует их, а затем предлагает своим студентам. Вопрос о качестве контента является одним из серьезнейших, когда мы говорим об Интернет-ресурсах. Поэтому в данной статье особое внимание уделяется именно тем ООР, которые создают крупные ВУЗы, заботящиеся о своей репутации. Студенты умеют пользоваться Интернетом, но зачастую не умеют правильно оценивать найденную ими информацию, так как у них недостаточно ни общих знаний, ни знаний по будущей профессии. Цель преподавателя – научить этому, т.е. не только дать знания по профессии, но и обучить умению критически мыслить и делать правильные выводы. ООР – это прекрасная возможность получить практически всю необходимую информацию, но превратить эту информацию в знания, умения и навыки студенту может помочь только преподаватель.

Проанализировав существующие на настоящий момент ООР, мы приходим к выводу, что эти источники информации являются уникальным дополнением к существующему образовательному процессу. Они полезны не только для студентов, но и для преподавателей, которые сами обучаются в течение всей преподавательской деятельности, и ООР для нас – своеобразная площадка для обмена опытом, знаниями, своеобразные курсы повышения квалификации.