Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Антон Семёнович Макаренко
"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос, - писала Н. К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях».
Организация взаимодействия с семьей – работа трудоёмкая, которая не имеет готовых технологий. Её успех определяется активностью, инициативностью, коммуникативностью и терпением педагогов детского сада, умением стать профессиональными помощниками семьям воспитанников.
Цели взаимодействия детского сада и семьи:
- Совершенствования процесса психолого – педагогического просвещения современных семей;
- поиск эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах регулирования детско-родительских отношений, предупреждение и преодоление проблем семейного воспитания через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях дошкольной организации;
- организация взаимодействия всех членов семьи на основе диалога;
- помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- информирование о возможных правовых мерах защиты семьи, ребёнка;
- оказание помощи в сфере эмоционально-психологического здоровья;
- формирование нравственно-правовой устойчивости всех членов семьи;
- создание системы личностно-ориентированного взаимодействия путем организации единого образовательного пространства ДОО и семьи.
Основными принципами, которыми руководствуется педагог-психолог при организации работы с семьёй:
1. Информационная открытость детского сада для семьи.
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
3. Индивидуальный подход.
4. Сотрудничество, а не наставничество.
5. Динамичность.
Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своём будущем, развитие напряжённости в личностных отношениях, эмоциональная разобщённость ведут к нарушению детско-родительских отношений.
В связи с этим, приоритетными направлениями психологической службы детского сада по вопросу работы с родителями являются:
- Психологическое просвещение родителей;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
Как показывает практика, многие родители желают иметь «хорошего ребёнка». Но, не имея способов реализации этого желания, родители прибегают к «авторитарности», а это приводит к тому, что ребёнок попадает под влияние желаний и установок своих родителей, при этом не задумываясь о своих желаниях и чувствах. Всё это ведёт к нарушению мироощущения ребёнка и возникновению проблем личностного роста.
Чаще всего, родители испытывают трудности в том, что бывают не уверены в своих силах, в правильности выбора методов воспитательного воздействия. Поэтому так необходимо реализация целостной системы взаимодействия дошкольной организации и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способы взаимодействия в своей семье.
Были выделены ряд причин, вызывающие сложности при взаимодействии детской организации и семьи, а именно:
- Отсутствие установки на сотрудничество со стороны родителей;
- Недостаточная готовность педагогов к своей профессиональной деятельности;
- Различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий;
- Недостаточная информированость родителей об особенностях организации педагогической деятельности, а со стороны педагогов – об условиях и особенностях семейного воспитания;
- Стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями.
Всё это свидетельствует о наличии трудностей между участниками педагогического процесса.
Для установления прочного взаимодействия педагогов и родителей необходимо решить ряд проблем:
- Устранение недоверия между родителями и дошкольной организацией;
- Знание запросов родителей;
- Информированость родителей об особенностях организации педагогической деятельности;
- Знание о трудностях семейного воспитания, опоры на семейные ценности;
- Формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков коммуникативного общения.
В связи с этим возникла необходимость поиска новых, активных форм работы с родителями, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы – формы активного обучения, целью которых является передача знаний, формирование и отработка умений и навыков, развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, самораскрытие участников и самостоятельный поиск способов решения собственных психологических проблем.
На данных мероприятиях используются активные формы и методы общения с родителями, а именно:
- Игры и упражнения;
- Художественно-творческая деятельность;
- Телесно-ориентированные игры и упражнения;
- Элементы арт-терапии и сказкотерапии;
- Художественное слово;
- Моделирование проблемных ситуаций;
- релаксационные и динамические паузы.
Использование таких форм работы:
-развивает у родителей интерес к играм детей, получению положительных эмоций;
-формирует коммуникативные навыки;
-закрепляет позитивные способы решения конфликтных ситуаций в общении с детьми;
-моделирование проблемных ситуаций помогает родителям глубже и объективнее увидеть себя со стороны, задуматься над своими методами и приёмами воспитания в семье;
-использование элементов сказкотерапии облегчает видение и принятие проблемы, и пути выхода из неё;
-релаксационные и динамические паузы снимают психоэмоциональное напряжение, развивают чувство коллективизма и взаимоподдержки.
Ожидаемые результаты:
- Повышение психолого-педагогической, эмоциональной культуры родителей;
- совершенствование профессионализма и компетентности педагогов;
- формирование доверия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса;
- снижение ситуативной и личностной тревожности родителей и педагогов, развитие отзывчивости и эмоциональной устойчивости;
- улучшение психологического климата в семье и в коллективе;
- формирование устойчивых навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний у родителей и педагогов;
- повышение самооценки и уверенности в себе у всех участников педагогического процесса.
Решение проблемы сплочения семьи невозможно без участия ребёнка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон.
Это условие реализуется путём вовлечения родителей в образовательный процесс через совместные конкурсы, выставки, праздники, развлечения, экскурсии.
Результаты работы по гармонизации семейных отношений не сиюминутны, они отсрочены во времени…
Однако, анализ мнений педагогов, родителей в нашей дошкольной организации показал:
- У родителей повысилась психолого-педагогическая грамотность;
- улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, между педагогами и родителями;
- увеличилось количество индивидуальных обращений,а также увеличилось количество положительных отзывов.
- Возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.
Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути сотрудничества. У нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.» Антон Семёнович Макаренко