Полный текст статьи
Печать

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Антон Семёнович Макаренко

 "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос, - писала Н. К. Крупская в своих "Педагогических сочинениях».

Организация взаимодействия с семьей – работа трудоёмкая, которая не имеет готовых технологий. Её успех определяется  активностью, инициативностью, коммуникативностью и терпением педагогов детского сада,  умением стать профессиональными помощниками семьям воспитанников.

Цели взаимодействия детского сада и семьи: 

  • Совершенствования процесса психолого – педагогического просвещения современных семей;
  •  поиск эффективных форм психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах регулирования  детско-родительских отношений, предупреждение и преодоление проблем семейного воспитания через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях дошкольной организации;
  •  организация взаимодействия всех членов семьи на основе диалога;
  • помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
  • информирование  о возможных правовых мерах защиты семьи, ребёнка;
  • оказание помощи в сфере эмоционально-психологического здоровья;
  •  формирование нравственно-правовой устойчивости всех членов семьи;
  • создание системы личностно-ориентированного взаимодействия путем организации единого образовательного пространства ДОО и семьи.

Основными  принципами, которыми руководствуется педагог-психолог  при организации работы с семьёй:

1. Информационная открытость детского сада для семьи.

2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

 3. Индивидуальный подход.

4. Сотрудничество, а не наставничество.

5. Динамичность.

Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своём будущем, развитие напряжённости в личностных отношениях, эмоциональная разобщённость ведут к нарушению детско-родительских отношений.

 В связи с этим, приоритетными направлениями  психологической службы детского сада по вопросу работы с  родителями являются:

  • Психологическое просвещение родителей;
  • Психологическое консультирование;
  • Организационно-методическая работа.

 Как показывает практика, многие родители желают иметь «хорошего ребёнка». Но, не имея способов реализации этого желания, родители прибегают к «авторитарности», а это приводит к тому, что ребёнок попадает под влияние желаний и установок своих родителей, при этом не задумываясь о своих желаниях и чувствах. Всё это ведёт к нарушению мироощущения ребёнка и возникновению проблем личностного  роста.

 Чаще всего, родители испытывают  трудности в том, что бывают не уверены в своих силах, в правильности выбора методов воспитательного воздействия. Поэтому так необходимо реализация целостной системы взаимодействия дошкольной организации и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способы взаимодействия в своей семье. 

Были выделены ряд причин, вызывающие сложности при взаимодействии детской организации и семьи, а именно:

  • Отсутствие установки на сотрудничество со стороны родителей;
  • Недостаточная готовность педагогов к своей профессиональной деятельности;
  • Различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий;
  • Недостаточная информированость родителей об особенностях организации педагогической деятельности, а со стороны педагогов – об условиях и особенностях семейного воспитания;
  • Стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями.

Всё это свидетельствует о наличии трудностей между участниками педагогического процесса.

Для установления прочного взаимодействия педагогов и родителей необходимо решить ряд проблем:

  • Устранение недоверия между родителями и дошкольной организацией;
  • Знание запросов родителей;
  • Информированость родителей об особенностях организации педагогической деятельности;
  • Знание о трудностях семейного воспитания, опоры на семейные ценности;
  • Формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков коммуникативного общения.

 В связи с этим возникла необходимость поиска новых, активных форм работы с родителями, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы – формы активного  обучения, целью которых является передача знаний, формирование и отработка умений и навыков, развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, самораскрытие участников и самостоятельный поиск способов решения собственных психологических проблем.

На данных мероприятиях  используются активные формы и методы общения с родителями, а именно:

  • Игры и упражнения;
  • Художественно-творческая деятельность;
  • Телесно-ориентированные игры и упражнения;
  • Элементы арт-терапии и сказкотерапии;
  • Художественное слово;
  • Моделирование проблемных ситуаций;
  • релаксационные и динамические паузы. 

Использование таких форм работы:

 -развивает у родителей интерес к играм детей, получению  положительных эмоций;

-формирует коммуникативные навыки;

-закрепляет позитивные способы решения конфликтных ситуаций в общении с детьми;

-моделирование проблемных ситуаций помогает родителям глубже и объективнее увидеть себя со стороны, задуматься над своими методами и приёмами воспитания в семье;

-использование элементов сказкотерапии облегчает видение и принятие  проблемы, и пути выхода из неё;

-релаксационные и динамические паузы снимают психоэмоциональное напряжение, развивают чувство коллективизма и взаимоподдержки.

 

Ожидаемые результаты:

  • Повышение психолого-педагогической, эмоциональной  культуры родителей;
  • совершенствование профессионализма и компетентности педагогов;
  • формирование доверия и взаимопонимания между участниками  педагогического процесса;
  • снижение ситуативной и личностной тревожности родителей и педагогов, развитие отзывчивости и эмоциональной устойчивости;
  • улучшение психологического климата в семье и в коллективе;
  • формирование устойчивых навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний у родителей и педагогов;
  • повышение самооценки и уверенности в себе у всех участников педагогического процесса.

Решение проблемы сплочения семьи  невозможно без участия ребёнка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон.

 Это условие реализуется путём вовлечения родителей  в образовательный процесс через совместные конкурсы, выставки, праздники, развлечения, экскурсии.

Результаты работы по гармонизации семейных отношений не сиюминутны, они отсрочены во времени…

Однако, анализ мнений педагогов, родителей в нашей дошкольной организации показал:

  • У родителей повысилась психолого-педагогическая грамотность;
  • улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, между педагогами и родителями;
  • увеличилось количество  индивидуальных обращений,а также увеличилось количество положительных отзывов.
  • Возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.

Мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути сотрудничества. У нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни.

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.»                                      Антон Семёнович Макаренко