Полный текст статьи
Печать

Современные требования к школьному образованию предполагают достижение учащимися как предметных, так и метапредметных, личностных результатов. Эффективное решение этой задачи не может быть реализовано средствами отдельной дисциплины или даже группы дисциплин. Необходим комплексный подход в создании условий, способствующих возникновению у учащихся потребности в творческом приобретении знаний, в овладении разнообразными способами их использования и влияющих на формирование навыков деятельности, которая позволила бы им реализоваться в жизни, используя внутренний интеллектуальный и творческий потенциал.

Следуя необходимости решения обозначенной проблемы в образовательном учреждении, мы видим существенный потенциал в дополнении основного образования учащихся, способствующего достижению ими отдельных метапредметных и личностных результатов, системой курсов дополнительного образования (внеурочной деятельности), направленных непосредственно на формирование творческого мышления учеников, развивающих их в направлении приобретения навыков научного творчества. В основу нашей работы положена идея Г. С. Альтшуллера: «Творчеству можно учиться так же, как и другим видам деятельности».

Система курсов может быть организована разными способами, в частности так, как это делается в МОАУ «Лицей № 21» города Кирова.

Памятуя о том, что необходимо выявление молодых дарований, приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего числа детей на как можно более ранних этапах их обучения, оказание помощи в развитии талантов воспитанников, в образовательное пространство (в частности в программу школы развития) включается курс «Увлекательные игры с Совёнком» [1], основанный на методологии НФТМ-ТРИЗ [2]. Этот курс позволяет увлечь детей занятиями творчеством еще на этапе предшкольного образования.

В начальной школе реализуется инновационный образовательный проект«Эвристические методы обучения младших школьников научному творчеству», который направлен на повышение уровня сформированности основных характеристик проявления инновационного мышления учащихся 1–4-х классов, характерного для научного творчества, через решение систем задач открытого типа [3]. Проект осуществляется по авторским материалам [4–12] в режиме занятий внеурочной деятельности, проводимой учителями лицея с дистанционной поддержкой. Проект реализуется через курсы, состоящие из систем занятий, направленных на обучение детей отдельным адаптированным приёмам, методам и идеям научного творчества. Каждое занятие начинается со специально организованной беседы персонажей курса с учеником, осваивающим материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использования при решении задач. Ключевым средством развития инновационного мышления выбраны задачи открытого типа – ситуации с размытым условием, предполагающие разнообразие путей поиска решения и имеющие в итоге результат, который можно применить к условию.

Следующим этапом приобщения школьников к опыту творческой деятельности становится курс «Тренинг креативного мышления» для учащихся 5–6-х классов. Тренинг проводится в рамках реализации программ внеурочной деятельности и направлен на знакомство учеников с конкретными приемами и методами фантазирования и создания новых идей. Методологической основой курса являются теория решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер) в ее педагогической интерпретации (ТРИЗ-педагогика); теории непрерывного формирования творческого мышления НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина); теории применения открытых задач в обучении (А. А. Гин); систем творческих заданий на основе открытых задач (П. М. Горев, В. В. Утёмов). На структуре и содержании занятий курса подробнее остановимся чуть позже.

Для учащихся 7–9-х классов предусмотрен курс «Основы теории решения изобретательских задач», знакомящий учащихся с методами генерирования новых идей на основе известных алгоритмов (например, алгоритма генерации идей С. Малкина) [13]. Содержание курса можно разбить на два параллельно идущих образовательных блока: «Методы научно-технического творчества» и «Креативные походы к исследовательской деятельности (методы и приемы ТРИЗ)».

 Для учащихся 10–11-х классов проводится курс «Проектирование на основе научного творчества» [14]. Курс предполагает решение вопросов формирования личностных и метапредметных результатов школьников и направлен на обучение методам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции; разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве лицея; разработку исследовательских работ учеников. При конструировании занятий курса мы в первую очередь ориентировались на необходимость включения активных и интерактивных форм взаимодействия учащихся и педагога, направленность на реальный конечный результат проектной деятельности. Такая работа школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию своего времени и возможного результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.

Ко всему прочему, деятельность учащихся 7–11-х классов в направлении приобщения их к опыту творческой деятельности поддерживается проектом «Интенсивная школа научного творчества “Прорыв: наука, творчество, успех”», который предполагает создание условий для погружения его участников в атмосферу научно-исследовательского познания и продуктивной дельности. В его реализации используются наиболее современные отечественные достиже­ния в науке о генерации новых идей и сильном талантливом мышлении. Результатами выполнения проекта являются не только глубокие науч­но-творческие знания участников, не только их профессиональная ориентация, но инте­рес и способность к творчеству, к созданию принципиально новых решений актуальных проблемных задач. Эти задачи могут относиться к самым раз­личным областям деятельности, в том числе к наукам (биологии, географии, химии, истории, литературоведению, математике, физике и пр.), технике, экономике, экологии, социальной сфере, искусству и др. Проект осуществляется в несколько этапов, основным среди которых является четырехдневная смена на базе загородного лагеря, когда в течение каждого дня подростки посещают тренинги, консультации, выполняют задания, участвуют в образовательных, культурных, спор­тивных и других мероприятиях. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких, как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Самым существенным результатом выполнения проекта является создание участ­никами новых решений проблемных задач, на основе которых могут быть выполнены научные работы (проекты) на конференции школьников, а некоторые из них могут оказаться патентоспособными.

Таким образом, можно говорить о сложившейся в МОАУ «Лицей № 21» города Кирова образовательной системе непрерывного формирования творческого мышления учащихся посредством реализации отдельных взаимосвязанных курсов приобщения школьников к опыту творческой деятельности на этапах предшкольного, начального, основного и среднего (полного) образования.

Остановимся здесь более подробно на разрабатываемом нами курсе «Тренинг креативного мышления» для учащихся 5–6-х классов. Его основной целью является создание многофункциональной образовательной среды, направленной на научно-методическую поддержку и развитие творческой (в направлении научного творчества) деятельности школьников. Среди задач курса можно выделить следующие: включение детей в процесс освоения современными методами научно-технического творчества; создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника; создание условий для формирования креативного мышления учащихся.

Программа курса разбита на 6 последовательных взаимообусловленных и взаимодополняющих модулей (по три на каждый год обучения). Каждый модуль содержит по 9 творческих занятий, занятие с активным игровым наполнением и занятие-обобщение по теме модуля. За основу наполнения модулей содержанием взята книга С. И. Гин «Мир фантазии» [15] и указанные выше авторские материалы курсов «Совёнок». Перечислим темы творческих занятий.

Модуль 1 «Психологическая инерция и ассоциативное фантазирование»: «Фантазировать – это здорово!», «Психологическая инерция», «Игра в ассоциации», «Загадки по ассоциации», «Ассоциативные загадки», «Метафоры», «Цепочки ассоциаций», «Новая встреча с психологической инерцией», «Невероятные истории».

Модуль 2 «Неалгоритмические методы генерирования идей»: «Метод проб и ошибок», «Природный и технический мир», «Метод мозгового штурма», «Прием “Объединение”», «Прием “Морфологический ящик”», «Морфологический анализ
и математика», «Игры со словами», «Конструктор игр», «Придумывание сказок».

Модуль 3 «Приемы фантазирования, основанные на действиях и функциях объектов»: «Признаки объектов», «Действия объектов», «Функции объектов», «Метод фокальных объектов», «Прием “Круги на воде”», «Прием “Бином фантазии”», «Прием “Произвольная приставка”», «Прием “Что потом?”», «Прием “Творческая ошибка”».

Модуль 4 «Приемы фантазирования, основанные на противоположных свойствах»: «Новая встреча в мире фантазии», «А, может быть, и нет…», «Прием “Наоборот”», «Прием “Увеличение – уменьшение”», «Прием “Ускорение – замедление”», «Прием “Дробление – объединение”», «Прием “Оживление”», «Прием “Фантастическое сложение и вычитание”», «Прием “Связки антонимов”».

Модуль 5 «Приемы и методы разрешение противоречий»: «Оглянись вокруг! (ресурсы)», «Метод Робинзона», «Метод маленьких человечков», «Этот противоречивый мир», «Прием “Хорошо – плохо”», «Прием “Действие – антидействие”», «Разрешение противоречий во времени», «Разрешение противоречий в пространстве», «Разрешаем неразрешимые противоречия».

Модуль 6 «Идеальный конечный результат и приемы фантазирования»: «Идеальные объекты», «Само-собой…», «Идеальный конечный результат», «Сказки про животных», «Прием “Машина времени”», «Прием “Изменение связей”», «Прием “Изменение человека”», «Прием “Изменение законов Природы”», «Фантазирование и прогнозирование».

При построении модели творческого занятия в качестве основы была использована структура креативного урока, предложенная в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной (НФТМ-ТРИЗ) [16]. Структура занятия по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели, адекватные целям развивающего образования в целом. В системе НФТМ-ТРИЗ предлагается структура спаренного креативного урока. Однако порядок проведения курса определяет необходимость построения отдельных обособленных по времени занятий. Как показывает опыт, наиболее эффективным для формирования метапредметных и личностных результатов оказался вариант креативного монозанятия, построенный по схеме, представленной на рисунке.

 

 

Творческое вступление представляет собой специально подобранные игровые моменты (это может быть инсценировка короткого рассказа, подвижная или познавательная игра и т. п.), позволяющие заинтересовать ученика, через активные формы взаимодействия включить его в ход занятия, подготовить к изучению новой темы. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Содержательный блок соединяет программный материал тренинга креативного мышления с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению. Как правило в тренинге креативного мышления этот содержательный блок организуется в форме фронтального диалога-беседы с учащимися или организуется через специальный диалог героев сказки, стремящихся познать тот или иной метод или прием научного творчества.

Психологические и физиологические исследования показывают тесную связь между напряженной умственной и эмоциональной нагрузкой и напряжением скелетной мускулатуры. Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств. Поэтому обязательным блоком на уроке является психологическая разгрузка, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему подвижно‑эмоциональных игр, театрализацию и др. Осуществляется релаксация за счет положительных эмоций, что служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка.

Следующий блок представляет собой систему заданий-головоломок, по существу являющихся задачами частично открытого типа. Это своеобразный тренинг учащегося по преодолению инерции мышления, развитию смекалки и созданию всплеска положительных эмоций в результате её решения, появление уверенности в своих творческих возможностях. Решение подобного рода задач требует от ученика нетрадиционного поворота мысли. Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения. Система задач частично открытого типа пробуждает наблюдательность и любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности и его интеллектуальную активность. Как правило такая деятельность учеников организуется в малых группах, что позволяет ускорить процесс генерирования идей и дает возможность каждому ученику принять участие в деятельности по решению задач-головоломок.

Второй содержательный блок подразумевает работу учащихся по применению изучаемого приема к решению задач более высокого уровня открытости. Это происходит в процессе фронтального диалога педагога с учениками с элементами мозгового штурма. Результатом работы на этом этапе является многовариантное представление решение задачи, что характерно для заданий открытого типа.

Резюме обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока. Обычно подведение итогов занятия для усиления эмоционального фона сопровождается отдельным коротким литературным произведением (желательно в аудиозаписи): стихотворением, рассказом, сказкой, былиной, поучительной историей, так или иначе связанной с тематикой занятия. Это позволяет создать эффектное завершение занятия и оставить о нем яркий след в памяти учеников.

Приведем здесь пример разработки занятия из модуля 5 «Приемы и методы разрешения противоречий».

 

 

 

Занятие по теме «Метод маленьких человечков»

Основная идея занятия: все в мире состоит из частей; связи между частями могут быть разными.

1. Игра «Живые фигуры» – творческое включение в урок

Учащиеся разбиваются на 4 группы, которым дается задание на карточках сконструировать из членов группы тот или иной объект, остальные группы должны угадать, что им показывают.

Примеры объектов для конструирования: фонтан, кресло, пирамида, троллейбус, пальма, качели.

2. Содержательная часть. Знакомство с методом маленьких человечков

Учитель читает фрагмент обучающего текста – диалог Совёнка с ребёнком (здесь и далее в ходе занятия используется пособие [18]).

– Сегодня нас с тобой ждут в обсерватории.

– Я знаю! Это там можно наблюдать за звёздами в большие телескопы?

– Да, но в этой обсерватории мы будем наблюдать за нашим горо­дом, за всем, что нас окружает. Видишь, впереди нас центральная площадь города?

– Да, конечно, вижу.

– Нам туда. Обсерватория располагается на вершине холма рядом с ней. Давай поднимемся!

– Совёнок, почему обсерватория такая малень­кая? Ведь чтобы наблюдать за звёздами, нужны большие телескопы.

– Я же тебе говорил, что она необычная. Вот посмотри в телескоп на площадь, которую мы только что прошли.

– Ух ты, она была пустая, на ней, кроме нас, никого не было. А сейчас много-много маленьких человечков!

– Присмотрись: они все одинаковые. Видишь?

– Да, вижу. Площадь заполнили маленькие человечки! Их очень много. Откуда они?

­– А теперь убери телескоп и посмотри в окошко. Будешь ли ты их видеть снова?

– Нет, я их не вижу. Они разбежались.

– Не разбежались, они тут. Все объекты в нашей стране, даже самые маленькие, – это целые части, но любой объект состоит из маленьких человечков. А этот телескоп позволяет увидеть их.

– Я же видел, что все они одинаковые в телескопе, но, если разлить воду – она растечётся, а если камень положить на землю, то он ведь не разбежится?

–Ты прав. Вот если ты крепко схватишься за руки со мной, то ведь и нас трудно будет «разлить»?

– Конечно, трудно.

– Вот так и человечки.

Если объект твёрдый, например, как камень, то он состоит из человечков, которые крепко-крепко держатся за руки.

Если объект жидкий, например, как лужа на площади, то человечки стоят с расцепленными руками подальше друг от друга.

А вот если объект газообразный, например, как дым из трубы, то человечки стоят далеко друг от друга, чтобы им можно было быстро передвигаться.

Полагаю, ты подружишься с маленькими человечками и продолжишь своё путешествие.

Нужно обратить внимание, как изображаются человечки для различных состояний: со сцепленными снизу руками – для обозначения твёрдого; с руками, вытянутыми в разные стороны, – для обозначения жидкого; с руками, поднятыми вверх, – для обозначения газообразного.

3. Психологическая разгрузка (физкультминутка)

– Давайте и мы отправимся в путешествие.

Выполняем движения по тексту.

К речке быстро мы спустились, 

Наклонились и умылись. 

Раз, два, три, четыре, 

Вот как славно освежились. 

А теперь поплыли дружно. 

Делать так руками нужно: 

Вместе – раз, это – брасс. 

Одной, другой – это кроль. 

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой 

И отправились домой.

4. Головоломка. Работа в группах по решению ситуаций

Ситуация «В телескоп и без него»

Догадайтесь, что скрывается за изображениями, которые можно увидеть в волшебном телескопе.

Что видим

в телескопе

     

 

 

На что смотрим

 

 

 

   

 

Ситуация «Арифметика маленьких человечков»

Для маленьких человечков можно придумать свою арифметику и создать действия.

 

 

Соединяющий знак.

Используется тогда, когда надо соединить двух маленьких человечков

 

Разъединяющий знак.

Используется, если придётся разъединить двух человечков

 

Для каждой картинки приведите несколько вариантов ответа. Придумайте свои картинки с арифметическими действиями.

 

 

 


    Мокрый песок                            Сухарь                                 Кипяток                                Мыло

 

5. Содержательная часть. Беседа «Человечки спешат на помощь»

– Маленькие человечки живут не только в сказках. Если представлять мир, состоящий из маленьких человечков, то можно помочь решить проблемы, возникающие в жизни.

Ситуация «Исчезающие человечки»

Представьте, что вы чистите до блеска старый бабушкин подсвечник. Он настолько старый, что на нём видна ржавчина. Бабушка показала, как раньше очищали ржавчину с помощью обычного речного песка. Он очень хорошо полирует, но то и дело норовит застрять в изящных изгибах подсвечника. А как было бы хорошо, если бы после чистки песок сам исчезал и не приходилось бы его выковыривать. Как вы думаете, что можно предложить для чистки подсвечника вместо песка?

Подсказка. Получается, что вначале маленькие человечки, из которых состоят песчинки, крепко держатся за руки, но со временем руки расцепляются и человечки отходят далеко друг от друга, поднимая руки вверх.

Обсуждение ситуации происходит фронтально, возможно с использованием элементов мозгового штурма.

6. Домашнее задание

С помощью маленьких человечков можно загадывать стихи. Все мы помним строчку: «Наша Таня громко плачет…». С помощью маленьких человечков её можно изобразить так.

Это Таня. Ведь она состоит из твёрдого, жидкого и газообразного.

 

А это она плачет. Ведь она теряет воду.

 

 

 

 

 

 

 

 


Выберите любимое стихотворение, составьте схему с помощью маленьких человечков и предложите родителям или друзьям догадаться, какое стихотворение вы загадали.

7. Резюме. Подведение итогов

– А можно ли увидеть маленьких человечков в жизни? Всегда ли нужно вмешиваться в происходящее с ними?

Учитель читает сказку «Маленькие человечки» братьев Гримм.

Каждый модуль завершается занятием с активным игровым наполнением.

Так, модули 1 и 4 завершаются постановочными мини-спектаклями, подготовленными учениками по задачам-сказкам кота Потряскина [17]. Особенность мини-спектаклей в том, что каждый из них представляет собой занимательную творческую задачу открытого типа, построенную на сказочном сюжете. Во время действия спектакля дети становятся не просто наблюдателями – они включаются в его ход, становясь соучастниками действия, подсказывая героям возможные варианты выхода из ситуации. Открытость задач спектаклей предоставляет детям возможность фантазировать и предлагать многовариантные решения жизненных ситуаций.

Модули 2 и 5 завершаются турнирами юных Почемучек. В турнире участвуют команды по 3 человека. Одновременно могут принимать участие несколько команд. Командам предлагаются задания, которые демонстрируются на экране. На каждое задание отводится 3–5 минут. Команды отвечают на вопросы, ответы записывают на листах под копирку, одну копию сдают жюри, вторую оставляют себе. Далее давать ответы можно только те, что записаны на листах. По очереди команды высказывают свои предположения, как можно было бы ответить на задание. Остальные команды в это время могут указать на слабые стороны предложенного решения, что принесет им дополнительные баллы. Повторы в выступлениях не допускаются, однако, если ответ, озвученный другой командой, записан на листе – он приносит баллы. Жюри определяет оригинальность ответов, их правильность (оцениваются только реальные решения), форму представления и структуру ответа, аргументированность и начисляет баллы.

  Модули 3 и 6 завершаются интеллектуальным конкурсом «Креатив-бой» более высокого уровня сложности, проводимым по правилам, схожим с турнирными. Креатив-бой – это интеллектуальное соревнование для команд из трех человек. В качестве заданий предлагаются открытые (творческие, изобретательские или исследовательские) задачи. Участникам требуется не столько эрудиция (знание фактов и событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять. В одном туре боя они могут столкнуться с задачами, для решения которых необходимы знания из математики, биологии, техники, а также разнообразные бытовые знания.

Таким образом, тренинг креативного мышления в 5–6-х классах, определенный образовательной стратегией непрерывного формирования творческого мышления учащихся лицея как связующее звено между представленными в предшкольном и начальном образовании курсами, где освоение приемов научного творчества происходит в основном на интуитивном уровне, и курсами основной и старшей школы, где идеи и методы творчества представлены на основе системного подхода, позволяет не утрачивая цепочку применения приемов фантазирования, перейти к более осознанному восприятию идей и методов научного творчества, что дает возможность говорить о планомерном достижении учащимися метапредметных и личностных результатов.