Необходимость актуализации профессиональных компетенций педагогов образовательной организации определена требованиями к учителю, сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего [1], основного общего [3], среднего общего образования [2]; содержанием профессионального стандарта педагога [4].
Базовым условием эффективного проектирования модели развития профессиональных компетенций педагогов является использование ресурсов образовательной среды гимназии. Наряду с необходимостью учета ресурсных возможностей образовательной организации, эффективность процесса развития профессиональных компетенций определяется опорой на системно-деятельностный подход при формировании профессиональной компетентности педагогов, на современные технологии обучения взрослых, на необходимость разработки организационных форм повышения квалификации педагогических работников [5]. Ключевая идея модели развития профессиональных компетенций педагогов в целях эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов состоит в обеспечении регулярного участия учителей в экспериментальной, инновационной, проектно-исследовательской деятельности. Перечисленные ключевые идеи легли в основу «модели развития профессиональных компетенций учителей гимназии» и определили основные этапы управления ею (см. рисунок).
Модель развития профессиональных компетенций учителей гимназии
В ходе диагностического этапа был проанализирован уровень развития профессиональных компетенций педагогов, а его результаты легли в основу моделирования процесса развития профессиональных компетенций (второй этап – планирование). Так, в процессе стартовой диагностики были выявлены: недостаточная коммуникативная компетентность (в области эмпатии и коммуникативного контроля), недостаточный уровень сопереживания, умений встать на позицию другого, контролировать собственные эмоциональные состояния в процессе общения. Для преодоления выявленных проблем для педагогов гимназии был запланирован и реализован цикл консультационных и тренинговых занятий: «учет гендерных особенностей в обучении», «обучение детей с синдромом дефицита внимания и двигательной активности», «что такое эмоциональный интеллект?», «конфликты и способы их разрешения», «как вести себя с девиантным подростком?», «практика взаимодействия учителя и ученика»; разработаны методические рекомендации «правила партнерских отношений с учеником», «тактика разрешения конфликта».
Для преодоления диагностированных затруднений, связанных с выбором направления и формы деятельности для профессионального роста педагогов научно-методическим советом гимназии было определено, что каждый педагог в начале года должен выбрать направление и формы деятельности профессионального совершенствования, основываясь на предложениях администрации учреждения (участие в работе инновационных и экспериментальных площадок) с учетом личных профессиональных предпочтений.
В целях повышения уровня валеологической компетентности администрацией гимназии было запланировано проведение анкетирования обучающихся, педагогов и родителей по тематике здоровьесбережения (452 респондента), цикл консультационных занятий «здоровьесберегающие образовательные технологии», педагогического совета «здоровьесберегающий потенциал образовательной среды Гимназии», разработка методических рекомендаций: «организация проведения урока с позиций здоровьесбережения», «типология конфликтного поведения».
Наряду с диагностикой и последующим планированием работы по повышению уровней коммуникативной, акмеологической и валеологической компетентности педагогов был организован мониторинга освоения учителями содержания и структуры федеральных государственных образовательных стандартов начального общего [1], основного общего [3], среднего общего образования [2]. В ходе диагностики степени готовности к реализации ФГОС было констатировано (2012 г.), что педагогам необходима методическая поддержка (24 человека), консультирование (3 человека) по отдельным вопросам внедрения ФГОС: особенности их содержания и структуры, программа формирования универсальных учебных действий. В рамках проектирования работ по данному направлению совместно с учеными ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» и КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» было проведено планирование экспериментальной работы, включающее определение основных направлений методической работы, создание сетевого графика по подготовке к реализации ФГОС; видов, содержания и форм корпоративной курсовой подготовки.
Администрацией гимназии при планировании организации деятельности коллектива по переходу на ФГОС основного общего образования были обсуждены приоритетная тема курсовой подготовки в которых могли бы участвовать педагоги различных специализаций: «проектирование деятельности учителя в условиях реализации ФГОС», продуманы темы самообразования, составлен план методической работы по переходу на ФГОС ООО с целью создания научно-методической базы для успешной реализации стандартов – «дорожная карта». Подготовка началась с консультаций руководителей кафедр по проблемам перехода на ФГОС ООО, обсуждения результатов первичной диагностики. Для каждой кафедры был подготовлен пакет материалов для самостоятельной работы по изучению стандартов (из опыта работы Н. Л. Галеевой, профессора МПГУ, Е. Машиной АНО СОШ «Премьер» г. Москва). Каждой кафедре определено время для занятий, выданы листы с критериями и показателями для определения степени готовности педагога. На каникулярный период наиболее подготовленным педагогам было дано задание изучить технологии системно-деятельностного подхода (по одной технологии) и подготовить презентации-консультации, разработать технологическую карту урока в данной технологии к началу учебного года для участия в методическом месячнике «Готовимся к реализации ФГОС».
Для формирования «гимназической команды» по подготовке и введению ФГОС на курсовую подготовку были направлены администраторы, учителя-предметники разных кафедр. Курсовая подготовка проводилась преподавателями ИРО Кировской области на базе гимназии в каникулярное время без отрыва от работы. В ходе занятий в кейсовой форме были изучены: структура стандарта, его концептуальные основы, содержание результатов; сформированы умения выявлять и отбирать способы и средства формирования универсальных учебных действий. Результатом курсовой подготовки стал методический проект каждого обучившегося педагога, один из которых был отмечен Дипломом II степени на региональном конкурсе инновационных проектов (Киров, 2014 г.).
Существенное значение в повышении эффективности «модели развития профессиональных компетенций учителей гимназии» на этапе ее апробации сыграло активное вовлечение педагогов в инновационную деятельность. В частности, в 2011–2015 гг. гимназия стала центром двух региональных инновационных площадок Департамента образования (с 2015 года – Министерства образования) Кировской области, одной федеральной площадки по разработке ресурсов краеведения; повышению профессиональной компетенции учителей в контексте ФГОС как условия развития безопасной образовательной среды учреждения; разработке документации по ФГОС НОО, ФГОС ООО; по интеграции формального, неформального и информального образования. В процессе работы в учителя гимназии освоили способы разработки структуры и содержания учебно-методических комплектов, методических пособий и рекомендаций, нормативных документов по ФГОС, освоили способы общественных отношений: умение понимать друг друга, выработки и отстаивания собственной позиции. Именно таким образом осуществляли свою инновационную деятельность микрогруппы по разработке УМК «Литература Вятского края», «История Вятского края», «Природа Вятского края», «Искусство Вятского края», «Вятская вышивка», в которых работали учителя кафедры гуманитарных, естественных наук, начальной школы, творческие микрогруппы по подготовке и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. Микрогруппа педагогов-психологов разработала программы реабилитации для обучающихся и педагогов, методические пособия по организации работы в сенсорной комнате. Инновационная деятельность микрогрупп педагогов гимназии в рамках региональных и федеральных площадок способствовала не только развитию профессиональной компетентности, но и обеспечила создание учебно-методической продукции, получившей высокую оценку педагогической общественности: дополнительные образовательные программы краеведческих курсов «литература Вятского края» (1–11 класс), «история Вятского края» (5-9 класс), «природа Вятского края» (6–11 класс), «искусство Вятского края» (5-9 класс), «вятская вышивка» (7–8 класс); учебно-методические комплекты к программе «Литература Вятского края»: хрестоматии для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов; рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 классов; модели учебных занятий (пособия для учителей) для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов; электронные пособия к урокам для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов. Разработанные в ходе экспериментальной работы программы краеведческих курсов успешно используются в воспитательном конструкторе внеурочной деятельности в 1–4, 5 классах, на занятиях регионального компонента в 6 классах.
«Модель развития профессиональных компетенций учителей гимназии» предполагала апробацию таких разделов как «формы обучения» и «самообразование». В блоке «формы обучения» был выделен отдельно блок «формы обучения «на рабочем месте»». Необходимость такого деления было связано с тем, что микрогруппы педагогов гимназии обучались без отрыва от рабочего места, в очно-заочной форме по сформулированном в инициативном порядке темам, связанным с разработкой того или иного инновационного проекта. Так для разработки проекта «Краеведение. Вятский край» потребовалась специфическая курсовая подготовка для учителей гуманитарной, естественно научной кафедры и кафедры начальной школы по краеведению. Для разных групп педагогического коллектива после анализа и обсуждения с научным руководителем была проведена специализированная, адресная курсовая подготовка. Например, изучение темы «Ресурсы краеведения в воспитании гражданина и патриота Кировской области и России» было организовано для педагогов кафедр естественных наук, иностранных языков, точных наук. Запрос на изучение темы «Духовно-нравственное воспитание личности» поступил от классных руководителей, педагогов-организаторов, заместителей директора гимназии по воспитательной работе. Необходимость повышения профессиональных компетенций по теме «Краеведение. Литература Вятского края» была обозначена учителями начальных классов, литературы, истории, музыки и изобразительного искусства, биологии, технологии.
Существенное значение для развития профессиональных компетенций педагогов имеет включение в состав апробируемой «модели» специальной деятельности по стимулированию учителей. Адекватность и прозрачность системы стимулирования, принятие всем членами коллектива правил поощрения за конкретные достижения рассматривается нами как важное условие эффективной деятельности гимназии. Данная задача решалась в ходе реализации «системы рейтинговой оценки деятельности педагога», введенной в гимназии в 2002 году и совершенствуемой ежегодно в соответствии с задачами стратегического развития образовательной организации. При проектировании системы рейтинговой оценки деятельности было установлено, что дифференциация размеров заработной платы должна осуществляться в соответствии с рядом принципов: коммуникации, сотрудничество и согласия между работниками и администрацией; опора на аргументированную систему оценки работы, хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии, измерения и оценки; поощрение, чётко увязываемое с результативностью; измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей с акцентом на качестве исполнения. Сформированная система стимулирующих выплат предусматривает вознаграждение периодическое вознаграждение педагогов (по итогам каждой четверти) в соответствии с достигнутыми результатами по ряду критериев: результативности работы учителя по предмету (Рпр), внеклассной воспитательной работы (Рв), оценки исполнительской дисциплины (Рид), оценки методической активности педагога (Рм). Анализ размеров начисляемых выплат за 2011–2015 гг. свидетельствует, что педагоги, участвовавшие в реализации инновационных проектов, являются победителями рейтинга в критерии «методическая активность» по показателям: участие в конкурсах профессионального мастерства; презентация открытых уроков, мастер-классов, мероприятий; публикации различного уровня; участие в работе творческих групп; выступление с опытом работы на мероприятиях различного уровня.
Повторная диагностика (психологическое тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности) уровня сформированности необходимых для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессиональных компетенций педагогов, проведенная в ходе реализации учителями инновационных проектов свидетельствует, что педагоги знают и применяют требуемые технологии. Тренинги по совершенствованию коммуникативных компетенций, проведенные в ходе апробации «модели» дали положительный результат: у 97 % членов коллектива гимназии диагностирован средний и выше среднего уровень эмпатии; у 89 % – средний и выше среднего уровень доброжелательности; у 56 % – средний и выше среднего уровень коммуникативного контроля. Данные результаты нами рассматриваются как благоприятные для осуществления учебно-воспитательного процесса и формирования здоровьесберегающей среды.
Эффективность созданных в ходе апробации «модели» организационно-педагогические условий активизации инновационного потенциала педагогов гимназии подтверждается данными объективного мониторинга деятельности образовательной организации (см. табл. 1, табл. 2).
Таблица 1
Динамика активности участия педагогов в профессиональных конкурсах
Учебный год |
(Количество участников/количество призеров и победителей) |
2011–2012 |
25/4 |
2012–2013 |
36/6 |
2013–2014 |
41/10 |
2014–2015 |
34/27 |
Таблица 2
Анализ повышения профессиональной квалификации
Учебный год |
Высшая категория |
Первая категория |
Вторая категория |
Без категории |
Общее количество |
2011–2012 |
29 (50,85%) |
14 (24,5%) |
3 |
11 из них 9 молодых специалистов |
57 |
2012–2013 |
29 (53,7%) |
18 (33,3%) |
2 |
6 из них 5 молодых специалистов |
55 |
2013–2014 |
29 (54%) |
17 (31%) |
1 |
7 из них 3 молодые специалисты; 3 вновь прибывшие педагоги |
54 |
2014–2015 |
32 (55%) |
14 (24%) |
1 |
9 из них молодые специалисты 4, декретный отпуск-1 из декретного отпуска-2 |
58 |
Наблюдается положительная тенденция защиты молодыми специалистами квалификационных категорий. Учителя-стажисты подтверждают первую и высшую квалификационные категории. За последние три года повысили свои квалификационные категории с первой на высшую 17% учителей-предметников, подтвердили высшую квалификационную категорию 100% педагогов. Из среды молодых специалистов, имеющих право на получение квалификационных категорий, 100 % педагогов получили квалификационные категории в 2015 году. Педагоги гимназии постоянно занимаются самообразованием через дистанционные курсы, самостоятельно изучают достижения педагогической науки, участвуют в Интернет – сообществах, 32 педагога участвуют в общероссийском проекте «Школа цифрового века», имея бесплатный доступ к методическим электронным пособиям и журналам, различным модульным курсам. Все это дает возможность успешной популяризации инновационного опыта и продуктов проектов для педагогов области и России.
Таким образом, разработанная и апробированная коллективом «Гимназии имени Александра Грина» города Кирова «модель развития профессиональных компетенций учителей гимназии» способствует развитию методической активности и креативности, регулярному повышению квалификации педагогов, профессионально-важных качеств, в том числе: адекватности самооценки и уровня притязаний, целеустремленности, настойчивости и трудолюбия, а в целом – готовности к реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования.