С сентября 2014 г. Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества “Лабиринт”» города Кирова (далее – Центр) и Вятский государственный гуманитарный университет совместно осуществляют опытно-экспериментальную работу по теме «Проблемы художественно-технологической подготовки в образовательных организациях». Одна из задач исследования − создание информационно-методического пространства для учителей и педагогов в области проектирования информационно-коммуникационной среды художественно-технологического образования. Следует отметить, что в Центре уже сначала двухтысячных годов внедряются информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс. На первоначальном этапе информатизации под руководством преподавателей университета Г. Н. Некрасовой и А. В. Коптелова разработаны образовательные программы для школьников, программы для повышения квалификации педагогов, реализовано их программное и техническое обеспечение. В настоящее время педагоги, имея специальную информационную подготовку, успешно реализуют программы информационно-технологической подготовки школьников [1, 2].
В 2015/2016 учебном году в Центре осуществляется экспериментальная разработка и апробация инновационных форм творческого взаимодействия с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет. Одним из перспективных инновационных проектов является сетевой образовательный проект «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”», разработанный педагогом И. А. Нелюбиной (https://sites.google.com/site/labirintuvlecenij/home). Цель и задачи проекта: выявление и поддержка талантливых детей; обмен творческими достижениями и опытом; укрепление связей и сотрудничества через детское творчество; создание благоприятных условий для творческого взаимообмена участников. К участию в проекте приглашаются дети 7–18 лет, которые выполняют работу под руководством педагога, родителей или самостоятельно. В ходе проекта участники представляют свой творческий мастер-класс, который они полностью разрабатывают сами. Также участники выполняют изделия с использованием материалов мастер-классов, которые разработаны другими участниками. Такой взаимный обмен творческими идеями позволяет включить школьников в активные познавательные действия, развивать не только творческие способности, но и коммуникативные, осваивать информационные технологии. В итоге участники осуществляют сбор данных о современных и востребованных среди молодежи направлениях декоративно-прикладного творчества, обмениваются в сети творческими идеями. Подобная инновационная форма вовлекает участников в проектную деятельность, где каждый участник вынужден постоянно учиться, они осваивают информационные технологии, общаются. Такие сетевые проекты имеют педагогическую перспективу, поэтому данной статьей мы вносим вклад в дидактическое описание новых форм учебно-воспитательного взаимодействия.
Поясним, как реализуется данный сетевой образовательный проект. Работа участников организована на основе выполнения поэтапных заданий. В ходе выполнения заданий участники регистрируются, создают страницу на сайте сетевого проекта, на которой размещаются материалы мастер-класса по изготовлению изделия в любой технике декоративно-прикладного творчества. На своей страничке участник проекта представляет историю и особенности выбранного вида декоративно-прикладного творчества. Это могут быть текстовые комментарии к фото- или видеоматериалам. Далее размещаются материалы мастер-класса, который создается участником самостоятельно, с использованием собственных фото или видео материалов. Еще раз поясним, что в ходе проекта участники представляют свой творческий мастер-класс, который они полностью разрабатывают сами. При этом выполняют изделие, поэтапно фотографируют процесс, описывают алгоритм действий. На следующем этапе участники выполняют изделия с использованием материалов мастер-классов, которые разработаны другими участниками.
В рамках сетевого проекта проходит конкурс на лучший мастер-класс и лучшую выполненную работу в каждой возрастной категории: 7–9, 10–13, 14–18 лет. Конкурс проводится в интерактивной форме, где каждый участник принимает участие в оценивании работ и материалов других участников совместно с жюри конкурса.
Активность участников отражается в документе «Журнал активности участников творческой мастерской».
Сетевой проект проводится по плану.
- Регистрация участников 1.10–7.10.2015 г.
- Представление участников 8.10–15.10.2015 г.: https://sites.google.com/site/labirintuvlecenij/1-predstavlenie-ucastnikov
- Размещение на своей странице материалов мастер-класса и информации о выбранном виде ДПТ до 25 декабря: https://sites.google.com/site/labirintuvlecenij/2-master-klassy-ucastnikov-proekta
- Выполнение работ по мастер-классам других участников и размещение фотоотчетов на сайте проекта до 1 февраля 2016 г.
- Оценивание работ и мастер-классов других участников.
- Подведение итогов проекта. По итогам проекта участнику, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается почетное звание «Золотые руки “Лабиринта”».
На каждом этапе руководитель проекта оказывает методическую поддержку и контроль. Четко формулирует задания, которые необходимо выполнить в определенные сроки. Например: Задание 1. «Изучение видов декоративно-прикладного искусства. Выбрать вид декоративно-прикладного творчества, в технике которого будет выполнен мастер-класс. Разместить на странице мастер-класса (название темы мастер-класса, краткую историческую справку возникновения и развития выбранного вида декоративно-прикладного прикладного творчества, список использованных материалов (литература и интернет-источники)». Задание 2. «На странице мастер-класса разместить фотографию готового изделия, список материалов и инструментов, необходимых для выполнения изделия. На своей странице разместить ссылку на страницу мастер-класса. На странице мастер-класса представить свой мастер-класс».
Для того чтобы школьники поняли суть новой формы представления своих творческих идей, руководитель проекта размещает информацию о том, что такое мастер класс (МК) и как правильно его сделать. «МА́СТЕР-КЛАСС (англ. master – искусный специалист, мастер и class – курс обучения, класс), краткосрочный курс усовершенствования (энциклопедический словарь). Мастер-класс – урок, даваемый мастером – экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла. Мастер-класс (МК) – это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Это своеобразная презентация письменно оформленного методического описания своего опыта. Для успешного проведения мастер-класса необходимо его теоретическое обоснование и чётко отработанная технология процесса, что позволит связно и последовательно изложить свой опыт, иллюстрируя его схемами и фотографиями».
На этапе коллективного взаимодействия по оцениванию мастер-классов, участникам предлагаются следующие критерии. 1. Оригинальность изделия, авторство. 2. Логичность построения, насколько понятен процесс изготовления изделия. 3. Наличие и качество наглядного материала. 4. Грамотность изложения, наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
По итогам проведения сетевого проекта школьникам выдается анкета.
Анкета для участников творческой мастерской «Лабиринт увлечений»
Ф. И. О. участника.
Понравилось ли Вам участвовать в сетевом проекте?
Какие этапы проекта были наиболее интересны для Вас:
- представление участников;
- изучение видов декоративно-прикладного искусства;
- создание и представление мастер-класса;
- выполнение работ по мастер-классам других участников;
- оценивание мастер-классов участников?
На каком из этапов сетевого проекта у Вас возникли сложности?
Отметьте те действия, при выполнении которых у Вас возникли сложности в процессе представления результатов:
- размещение текста на страницу;
- размещение изображений на страницу;
- создание внешних ссылок;
- вход в аккаунт сетевого сервиса?
Получили ли Вы новые знания? Какие?
Участвовали ли Вы в других интернет-проектах, конкурсах, олимпиадах? Напишите названия проектов.
Ваши замечания и предложения по организации и проведению сетевого проекта «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”».
По каким темам Вам было бы интересно участвовать в сетевом проекте?
Хотелось бы Вам еще раз поучаствовать в сетевом проекте «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”»:
- да,
- нет,
- да, если будут добавлены изменения?
Кроме участников проведено анкетирование среди педагогов, которые руководили работой школьников из различных детских объединений Центра.
Анкета для педагогов
Ф. И. О.
Какие этапы проекта были наиболее интересны для Вас?
На каком из этапов сетевого проекта у Вас возникли сложности?
Как Вы думаете, нужно ли проводить сетевые проекты? Почему?
Участвовали ли Вы в других интернет-проектах, конкурсах, олимпиадах? Напишите названия проектов.
Ваши замечания и предложения по организации и проведению сетевого проекта «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”».
По каким темам Вам было бы интересно участвовать в сетевом проекте?
Хотелось бы Вам еще раз поучаствовать в сетевом проекте «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”»:
- да,
- нет,
- да, если будут добавлены изменения?
Кроме анкетирования педагогам предлагается оценить творческую активность школьников. Для этого разработана карта диагностики развития творческой активности участников Сетевого образовательного проекта «Творческая мастерская “Лабиринт увлечений”».
Уважаемые педагоги, пожалуйста, оцените уровни развития творческой активности участников (по шкале низкий – 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 3 балла).
Характеристика творческой активности
- Устойчивая потребность в творческой деятельности, удовлетворенность не только результатом, но и процессом.
- Желание длительно и регулярно заниматься творчеством.
- Способность осуществить быстрый поиск правильного решения задачи, затратив минимальное количество времени и информационных средств.
- Стремление выполнять работу качественно, анализируя успехи и неудачи.
- Желание усовершенствовать объекты окружающей действительности, преобразовать, изменить привычное.
Фамилия, имя участника проекта |
Характеристика творческой активности |
Всего баллов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку проект еще не завершен, проанализировать результаты анкетирования и диагностики в данной статье не представляется возможным.
В настоящее время сетевые образовательные проекты приобретают актуальность. Под сетевым проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности (Е. С. Полат). Образовательные ценности сетевых проектов заключаются в повышении образовательной, в нашем случае творческой, активности. В активном познавательном режиме осуществляется развитие коммуникативных способностей, происходит освоение информационных технологий. Школьники в процессе участия в проекте «Лабиринт увлечений» вовлекаются в совместные активные обсуждения по проблемам и вопросам декоративно-прикладного творчеств. Подобная работа, в основном, проводится в Сети, но ценность ее в том, что она осмысленна каждым участником через осознание личного смысла. Активное взаимодействие школьников полностью отвечает требованиям по организации эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. Совместная, систематическая деятельность формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу и работу всей группы, учащиеся «примеряют» разные социальные роли (лидера, исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.). В рамках такого проекта кроме развития коммуникативных навыков, участники вовлекаются в активные творческие действия.