Полный текст статьи
Печать

На переломном этапе развития российского общества, отличающемся динамизмом и сложностью, особое значение приобретает понимание и утверждение ценностей, которыми в своих поступках руководствуется молодое поколение. Современная молодежь проходит становление в условиях отторжения старых ценностей и еще не сформированных новых. Отсюда пессимизм, неверие в себя, растерянность, недоверие обществу. Долгие годы молодые люди не имели четких жизненных ориентиров, что создало условия для роста привело экстремизма, шовинизма и криминальности.

Молодежные организации, учебные заведения разрабатывают и реализуют системные проекты, воспитательные стратегии, нет недостатка в рассмотрении проблемы формирования ценностей в психологии, социологии, педагогике. За последние годы защищено более 120 кандидатских и докторских диссертаций по этой проблеме. Почему же результаты не адекватны усилиям?

Научная задача нашего исследования заключается в рассмотрении причин непродуктивности воспитательных систем образовательных организаций в аспекте утверждения нравственных ценностей.

Системный анализ возникающих проблем, в формировании ценностей, планировании и организации изменений, измерение результативности проводимых мероприятий, позволяют сделать вывод, что настоящая образовательная система РФ не выполняет и при постановке существующих целей, содержания и форм организации не может выполнить, свою основную функцию: передача ценностей, моральных норм, нравственных ориентаций – «генетического кода» цивилизации или этноса новому поколению [1, с. 17].

Для успешности системного анализа обратимся сначала к сущности понятий «ценности», «нравственные нормы», «нравственное воспитание».

В последние годы в России на содержательную сторону ценностей большое влияние оказали возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокого уровня образования. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху и усиливают ощущение духовной пустоты, бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Полагаем, что это происходит из-за разрыва у данной категории людей целостности ценностного восприятия мира. «В этой связи обратим внимание на закономерность, влияющую на результат обучения: детерминантная зависимость целей образования от социального заказа. Такая зависимость кажется естественной и обязательной. Однако по истечению времени наука, педагогическая общественность понимают, что мы развиваем умственную пассивность продвигая господствующие мнения» [2, с. 11].

Выступая на ежегодном молодежном форуме на Селигере в 2007 году, А. Фурсенко (министр образования, а ныне советник президента по вопросам образования) назвал недостатком советской системы формирование человека-творца. Он видит цель в выращивании квалифицированного потребителя, способного использовать результаты творчества других. Современная Россия, избравшая путь инновационного развития, полностью низвергла такое представление о цели образования и подтвердила необходимость при выборе целей следовать объективным законам развития общества.

В современном образовании «потребительские, монетизированные, конкурентные отношения детерминируют неадекватные нравственности ценности, суждения, поступки, поведение в системе общественных отношений» [3, с. 68]. Во многом эта неадекватность обусловлена целями: любой ценой достигнуть результата, оценками заслуг по занимаемой должности или размеру зарплаты, продвижению в соответствии со связями и доходом и т. д.

Педагогическая практика строит работу в соответствии с целями, поставленными в документах власти. Это цели текущего момента или ближайшей перспективы. Но исходя из основной миссии образования, которую мы обозначили выше – это цель духовно-нравственного развития общества.

В нынешнем образовании цели определяются образовательными стандартами в условиях текущей государственной политики. Ошибки в постановке целей – это серьезная проблема. Образование должно сформировать нравственное мировоззрение как вечную самоценность личности.

Анализируя цели, прописанные в законодательных актах мы можем сказать, что они не конкретны, могут приводить к искажениям, несформированности нравственного мировоззрения, деформации ценностей.

Какие же цели могут привести к нежелаемым результатам? Для их осмысления и сравнения мы предлагаем тезисную таблицу, составленную на основе изучения документов, мнения ученых и практиков. Полученные нами данные не претендуют на исчерпывающую информацию, но позволяют в простой форме увидеть аргументацию, отражающую связи и различия между декларируемыми и реальными целями, что соответствует научной задаче нашего исследования.

 

Цели современного образования и возможные результаты

 

Источник

цели

Цель

Возможный результат

(мнения авторов)

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Нравственные цели не определены

 

Все участники образовательного процесса могут трактовать цели как им удобно (выгодно)

Стандарты образования

 

Конечная цель – сформированные компетенции

 

Компетентность вне сформированности нравственного мировоззрения может быть уродливой и античеловечной, может быть сформирована способность обманывать, строить преступные схемы и т. п., может порождать безнравственный индивидуализм

Концепция модернизации образования

Цель – конкурентоспособность выпускников

Достижение результата «любой ценой» приводит к негативным явлениям в обществе, искажениям результата

Система образования как сфера услуг (ФЗ «Об образовании в РФ)

 

 

 

Получение прибыли

-  Снижение качества образования.

-  Педагогическая деятельность подменяется репетиторством, анимацией (организацией развлечений) и разгадыванием кроссвордов и т. д.

-  «Услуга должна быть привлекательной»

Аттестация педагогических кадров

 

Владение технологиями и профессиональными компетенциями

Несформированность нравственного мировоззрения учителя детерминирует безнравственный учебный процесс

Требования работодателя к молодому специалисту

Наличие диплома о высшем образовании

Покупка дипломов о высшем образовании, теневой рынок образовательных услуг.

Приказы Министерства образования и науки Краснодарского края

 

Строгая регламентация профессиональной деятельности руководителей и педагогов ОО

- Подавление инициативы, самостоятельности и креативности.

- Минимизация ответственности.

- Появление безразличия, нигилизма

Образовательная политика Министерства образования и науки РФ

 

Обеспечение поступления 70% выпускников в вузы

- Снижение качества образования, дискомфорт от нетрудоустроенности.

- Пополнение рынка дипломированных безработных, ищущих престижную работу.

- Напряженность в обществе

Выступление министра образования и науки РФ Ливанова Д. В.

«Об итогах года в образовании и науке» (2014 год)

Определение основной цели как преодоление коррупции и обеспечение объективности при проведении ЕГЭ

Деформация основной цели – воспитание нравственной личности и повышение качества образования

 

 

 

Факты, приведенные в таблице, показывают, что неверно выбранные цели в образовании отрицательно влияют на нравственность личности и утверждение нравственных ценностей в обществе.

Обладание материальными ценностями должно сопровождаться духовно-нравственными ценностями. Неразрывное единство материальных и духовных ценностей присуще «генетическому коду» и традициям нашей педагогики. Оно интуитивно осознавалось русским купечеством и промышленниками в ХIХ – начале ХХ веков, что выражалось в оказываемом ими меценатстве и попечительстве. Обладание значительными материальными ценностями предполагало оказание благотворительности в отношении тех, кто в этом нуждался.

Русский писатель Л. Н. Толстой советовал искать истинные ценности и смысл жизни внутри самой личности и единственное средство к пробуждению такого стремления он видел в образовании. Именно этот общественный институт может помочь обществу вернуться к традиционным общественным ценностям: патриотизм, труд, честность, готовность к самопожертвованию, терпимость, доброта, альтруизм. Рассматривая ценности с позиций морального субъективизма, где все, что создает атмосферу личного удовольствия и счастья ценно, а что вызывает страдания и неудобства – это плохо, личность может оправдать всякие, даже самые жестокие, примитивные и бесстыдные желания и поступки.

Субъективное восприятие ценностей находит все большее распространение в обществе, создает атмосферу нетерпимости, озлобленности, ненависти и зависти, а в межличностных отношениях приводит к терроризму, позволяющему отдельным людям считать себя элитарными, значимыми, а свои убеждения – доминирующими и бесспорными. Вот почему миссия образования в первую очередь должна заключаться в реализации высшей цели: развитие гуманных ценностей, имеющих мировоззренческое личное содержание, а не просто страх перед наказанием.

Ученый философ, многие годы работавший в сфере аксиологии, В. П. Тугаринов отмечал, что разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях.

Ценность – это значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности. Специфичность осознания объектов, явлений действительности как ценности предполагает и наличие особых психологических механизмов их освоения. В результате происходит осознание личностью ценности объекта, как явления окружающего мира и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение.

Ценности личности образуют систему ценностных ориентаций – совокупность важнейших качеств структуры личности, являющиеся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации образуют основу сознания и поведения личности. Конкретные системы ценностных ориентаций и их иерархии служат критерием норм и правил поведения личности, выступают регуляторами развития личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Существуют разные принципы классификации ценностей. Так, выделяют ценности-цели (абсолютные или терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Инструментальные и терминальные ценности — модель ценностных ориентаций. Автором данной классификации ценностей является М. Рокич [9]. В основе модели Рокича лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Рокич выделяет два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные).

Терминальными (абсолютными) ценностями, т. е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: любовь, счастье, безопасность, внутренняя гармония, мудрость, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.

В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются желательные личностные черты, которыми должен обладать человек: ответственность, честность, доброта, отвага и т. д.

Ученый Н. И. Лапин полагает, что ценности-цели это – терминальные ценности, так как в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных ценностей. В качестве терминальных ценностей он выделяет любовь и здоровье [5].

Ю. В. Новиков, исследую природу ценностей, в своем исследовании «Добро и зло: выбор длиною в жизнь» делает вывод: «Если говорить об оценке человека, его жизни, его дел, то можно выделить ценности текущие, ценности-средства или достоинства, и ценности целевые, ценности-результаты, которые позволяют оценивать жизнь в целом – достижения» [6].

Несмотря на различные формы дифференциации ценностей, имеется абсолютная и самая высшая ценность это – сам человек и его жизнь.

Воспитательные системы должны помочь молодым людям с личным выбором ценностей. Такой выбор – это серьезная духовная работа. Если ценности не связаны с сознанием, они перестают быть истиной, руководством к поступку и легко игнорируются.

Система ценностей начинает формироваться с самого раннего возраста. Ее формированию способствует воспитательная система общества, и в высшей степени, нравственное воспитание. Нравственное воспитание следует понимать как воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.

Нравственное воспитание ставит своей целью привитие необходимых нравственных норм. Нравственные нормы определяют отношение человека к человеку, нравственность представляет всецело явление социальное.

Нравственное воспитание – составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: выработку нравственных требования, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов и внедрение этих требований в сознание каждого человека [14, c. 86].

Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения.

Нравственные предписания, нормы, нравственные качества, идеалы и принципы это – те элементы нравственности, которые обращены ко всем, они определяют структуру массового поведения и массового сознания. Но принципы морали могут успешно функционировать только в том случае, если совершение нравственного поступка становится особой задачей отдельной личности или конкретной социальной группы. Чтобы совершить подлинно нравственный поступок, человек должен почувствовать себя свободным от внешнего принуждения; он сам должен осуществить нравственный выбор (решить, совершение какого поступка можно назвать добром) и собственными волевыми усилиями воплотить свое решение в жизнь.

То есть, говоря «я должен», индивид не использует чье-то требование, он обязуется исполнять те нормы, автором которых является он сам. Субъект нравственного сознания – и исполнитель, и законодатель. В связи с этим для понимания структуры нравственного поведения особую значимость приобретают такие элементы нравственности, как долг, нравственный выбор, ответственность, совесть.

Субъективизация нравственных категорий требует рассмотрения понятия формирование ценностных ориентаций. С научным обоснованием этого процесса мы знакомимся в работах Т. С. Анисимовой [10, 11], В. П. Бездухова и О. К. Поздняковой [12], Г. М. Казаковой [13]. 

В трудах этих ученых обосновывается решающее воздействие социума на формирование ценностных ориентаций, влияние на ценностную ориентацию личности этнокультурной среды региона проживания, уровня воспитательного воздействия в семье и учебном учреждении. Таким образом, формирование ценностных ориентаций происходит под влиянием многих факторов. При этом, уже сформированные ценностные ориентации могут изменяться с течением времени: одни из них полностью утрачивают значимость для личности, другие претерпевают изменения под влиянием изменений отношения к данным ценностям в социуме.

На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого существования, включая биологические, социальные и психические факторы. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, не отрицающий наличия общечеловеческих ценностей.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, не только образование, но и семья находится в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, – все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования – отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, конфликты с учителями, деградация педагогической профессии, падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах – это также картина кризиса.

«Новое социально-политическое устройство общества нуждается в изменении воспитательной модели, которая смогла бы предложить молодежи, духовные и нравственные ценности новой эпохи» [4, с. 67].

Обучающийся «черпает» ценности из создаваемого преподавателем культурно-образовательного пространства. Проблема формирования ценностей в педагогической науке до конца не осмыслена. Если содержание формирования ценностей зависит от круга научных интересов исследователя или зависит от ценностей того, кто их формирует, то сформированные ценности могут стать объектом манипуляции, давления на личность, превращения ее в «зомби». Здесь уместен вывод А. Ф. Лосева о том, что «личность – это чудо и миф (а не зомби), формировать ее никому не дано. Иное дело – помочь человеку, ищущему себя, ищущему истину, судьбу на сложном пути – внутренней жизни» [8].

В стремлении формирования образовательные организации просто одержимы. Формируется все, что относится к воспитанию и развитию. В этом стремлении педагогов, родителей, системы образования отразить свое субъективное представление о ценностях в личности молодых людей, и есть причина неадекватности усилий и результата. Организация условий, среды, для выбора собственных целей, идеала мечты – в этом задача образовательных организаций, которая может принести продуктивный результат.

Анализируя процесс решения выдвинутой нами научной задачи, мы рассмотрели ряд причин непродуктивности воспитательных систем в утверждении нравственных ценностей: неверно поставленные цели; вычленение проблемы нравственных ценностей из текущих потребностей, основанных на приоритете материальной составляющей жизни над духовной; зависимость формируемых ценностей от социального заказа и указаний вертикали власти; понимание формирования как привития ценностей из вне, а не создание условий для зарождения и утверждения собственных ценностей личностью и педагогами. К причинам и условиям непродуктивности воспитательных систем в аспекте ценностей необходимо отнести отсутствие инструментария объективного измерения продуктивности влияния воспитательных систем на ценностные ориентации. В практике усилия направлены на количество мероприятий и отчетность. Пока такой инструментарий отсутствует, а субъективные оценки деформированы моральным субъективизмом.

К сожалению, проблема продуктивности воспитательных усилий очень редко рассматривается в науке и почти игнорируется практикой. Одна из причин в отсроченности, многомерности и многофакторности результата. Однако без оценки и анализа невозможно увидеть и исправить недостатки, препятствующие индивидуальной эволюции ценностей.