Полный текст статьи
Печать

Формирование нравственных качеств у детей и подростков находится в центре внимания педагогической науки. Особую значимость и актуальность данная проблема обретает сегодня. Это связано с тем, что «современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса» [1, с. 47].

«Кризисное состояние нравственности современного общества, размытость его духовных ориентиров, являются следствием долговременного отсутствия в государстве обоснованной системы четко выраженных ценностных приоритетов и идеалов. Новое социально-политическое устройство общества нуждается в измененной воспитательной модели, которая смогла бы предложить молодежи и обществу духовные и нравственные ценности новой эпохи. Отсутствие четко сформулированной идеологии изменившегося государства задержало на полтора десятилетия появление концепции воспитания детей и молодежи и способствовало взрослению целого поколения разобщенных, лишенных единых нравственных ориентиров молодых людей» [4, с. 67].

Социально-экономические реформы, которые происходят в российском обществе, обусловливают жизненные установки и идеалы и отображают их с прагматической стороны, то есть материальные ценности становятся на первый план, а духовные переносятся на периферию или полностью теряют свою значимость для человека. «Потребительское, монетизированное, конкурентное отношение детерминирует неадекватные относительно нравственных ценностей суждения, поступки, эмоции, поведение в системе общественных отношений» [3, c. 68].

«В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных государственных задач. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры» [2, с. 56].

Подрастающее поколение осваивает соответствующие общественные нормы и правила в коллективе. Особенно правила морали, нравственные положения и этикет. Продуктивнее данные качества и нормы усваиваются детьми в ситуациях не только взаимодействия, но и взаимопомощи, то есть когда возникает задача, требующая от ребенка применить по отношению к другому, взаимопомощь, уважение, принятие, сочувствие, участие, проявить себя с положительной стороны, помочь ближнему или объяснить на своем уровне полученные знания. Таким требованиям в наибольшей степени отвечает трудовое воспитание и физическое.

Спорт, в данном случае водный туризм, представляет собой особый процесс взаимодействия воспитанников и наставника в структуре педагогического действия, который имеет достаточные потенциальные возможности для выработки привычек норм нравственного поведения, а вследствие этого привития нравственно-волевых качеств.

Научная задача нашего исследования заключается в обосновании эффективности влияния занятий водным туризмом на утверждение нравственных норм в коллективе.

Общие вопросы по проблематике планомерного изучения и формирования нравственных норм в спортивном коллективе в различных сферах туризма с педагогической точки зрения изучали следующие авторы: Л. А. Вяткин [5], Ю. В. Игошин [6], А. А. Остапец-Свешников [7] и многие другие (преимущественно педагоги физической культуры).

Популярность водного туризма возрастает год от года. В этом, впрочем, нет совершенно ничего удивительного, ведь отдых на воде, чистейший воздух, а так же богатство полученных впечатлений – это именно то, чего многие ожидают от отдыха. По своей сути водный туризм – это уникальнейшая возможность сочетать активный отдых с оздоровлением организма.

Одним из основных преимущество водного туризма является его всеобщая доступность. Совсем необязательно быть сверхвыносливым человеком и хорошим спортсменом для того, чтобы отправиться в водное путешествие. Мало того, водный туризм вполне подходит даже для отдыха с детьми.

Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии личности ученика, особое значение принадлежит учреждениям дополнительного образования, в т. ч. детско-юношеским спортивным школам. В них функционируют различные секции, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов.

Наряду с этим занятия в спортивных секциях позволяют школьникам развивать у себя быстроту, ловкость, силу, упорство. Не вызывает сомнения тот факт, что активные занятия детей в секциях и группах физкультурно-спортивной направленности позволяет им более полно раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, вырасти личностью, готовой к дальнейшей интеллектуальной, профессиональной и духовной деятельности, личностью с альтруистическим, толерантным отношением к жизни, готовой прийти на помощь.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.

Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у школьников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей.

Одним из условий повышения эффективности формирования у подростков морально-волевых качеств при занятиях спортом является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы: ученик – педагог (тренер) – детский спортивный коллектив. Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у учащихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других морально-волевых свойств личности подростка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость. При занятиях спортом подростков, где формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов.

Исследование проводилось на группах из 63 участников (юноши и девушки в возрасте 14–17 лет) занятий в летний период с 26 июня по 29 августа 2015 года на базе Славянского филиала, Крейсерско-парусной школы, Краснодарского края в условиях водного похода по реке Протока.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность занятий водным туризмом на утверждение нравственных норм в коллективе.

Исследование проводилось в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Исследовательская работа проводилась летом 2015 года.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности нравственности у подростков.

Основные задачи констатирующего эксперимента:

а)     определение уровня нравственности подростков;

б)     изучение особенностей утверждения нравственных норм в коллективе в условиях занятий водным туризмом;

В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие методы и методики исследования:

а)     изучение психолого-педагогических характеристик подросткового коллектива;

б)     методика «Уровень нравственной воспитанности» по М. И. Шиловой [8].

Условиями для формирования нравственных норм в коллективе детей выступают:

а)     сформированность нравственных норм;

б)     отношение подростков к жизненным позициям;

в)     отношение подростков к совершаемой деятельности на занятиях водным туризмом.

В ходе эксперимента наставник предложил подросткам заполнить бланк соответственно инструкциям. Оцениваются способности, возможности и характер. Бланки содержат таблицу с главами:

-          патриотизм;

-          любознательность;

-          трудолюбие;

-          доброта и отзывчивость;

-          самодисциплина.

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика по следующим шкалам:

-          очень низкий уровень – от 10 до 15 баллов (характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции);

-          низкий уровень – от 16 до 23 баллов (представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны);

-          средний уровень – от 24 до 33 баллов (характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована);

-          высокий уровень – от 34 до 40 баллов (определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции).

Результаты исследования по методике М.И. Шиловой отражены на рис. 1.

 

Рис. 1. Констатирующий уровень нравственной воспитанности

 

По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы:

а)     низкий уровень – результатов никто не показал;

б)     уровень ниже среднего – 35 человек (56%);

в)     средний уровень – 21 человек (33%);

г)      высокий уровень – 7 человек (11%).

Констатирующий этап исследования показал, что у ребят уровень сформированности нравственной воспитанности в большей степени ниже среднего. Это значит, что нравственные нормы представляются им слабо, они имеют еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ребят ситуативны. Это говорит о том, что следует предпринять меры, направленные на повышение данных категорий.

Следовательно, с целью формирования и утверждения нравственных норм необходимо создать эффективные условия, отвечающие требованиям и задачам исследования, а именно участие ребят на занятиях водным туризмом, как фактора формирования нравственного поведения в коллективе и в следствии утверждения соответствующих норм.

В ходе исследования для решения поставленных задач и реализации заданных условий на занятиях водным туризмом, был разработан цикл занятий, направленных на создание и воспитание качества «нравственности» личности. Основное специализированное физическое воспитание разбавлялось беседами, тематическими играми во время стоянок лагеря.

Предлагаемый нами цикл занятий поможет подросткам задуматься о себе, своих качествах, отношении к окружающим.

При организации занятий в условиях похода учитывалось следующее:

а)     возрастные особенности;

б)     запрос на нравственные нормы поведения;

в)     первоначальный уровень сформированности нравственной воспитанности.

Цели и задачи формирующего этапа:

а)     познакомить подростков с важнейшими моральными качествами личности;

б)     научить различать приемлемое отношение к окружающим;

в)     способствовать развитию личности через спорт и физическое воспитание;

г)      развитие культуры общения коммуникативных навыков юношей и девушек;

д)     формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

Основная часть занятий водным туризмом представляет собой специализированное обучение, направленное на физическое воспитание и приобретение соответствующих специализированных навыков и знаний по отношению к спорту, туризму, водному окружению, водному транспорту и навыков его вождения, природоохранному воспитанию.

 

Система занятий по утверждению нравственных норм в коллективе

 

Тема занятия

Форма занятия

Цели и задачи занятия

1

«Ценность общения»

Беседа

а) Развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;

б) привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми

2

«Самовоспитание характера»

Беседа

а) Расширить представление детей о самовоспитании;

б) познакомить подростков с методикой самовоспитания;

в) формировать у подростков положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя;

в) способствовать формированию адекватной самооценки;

г) побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию

2

«Самовоспитание характера»

Беседа

а) Способствовать формированию адекватной самооценки;

б) побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию

3

«Дружба»

Беседа, дискуссия

а) Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе;

б) выработать правила отношений, позволяющих сохранить дружбу;

в) развить навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях

4

 

«Я человеком быть обязан»

Беседа, дискуссия

а) Учить подростков дискутировать, четко и правильно выражать свои мысли, применять факты как доказательство; развивать речь и мышление;

б) воспитывать гражданственность, уважение к оппоненту, его точки зрения

5

«Вечные ценности»

Лекция

а) Нравственное воспитание;

б) повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам;

в) развить умение коллективно анализировать проблему;

г) заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности

 

Чтобы проверить результативность нашей работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цели контрольного эксперимента:

а)     методика «Уровень нравственной воспитанности» М. И. Шиловой;

б)     раскрыть динамику развития нравственных норм;

в)     определить результативность воспитательно-образовательного воздей­ствия на занятиях водным туризмом.

Результаты исследования отражены на рис. 2.

 

Рис. 2. Контрольный уровень нравственной воспитанности

 

По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы:

а)     низкий уровень – результатов никто не показал;

б)     уровень ниже среднего – 6 человек (9,5%);

в)     средний уровень – 35 человек (54,5%);

г)      высокий уровень – 22 человек (35%).

По итогам полученных результатов сделаны выводы о том, что работа, проведенная в экспериментальной группе, дала положительную динамику, это говорит о целесообразности цикла занятий и их эффективности.

В процессе обобщения хода контрольного этапа эксперимента были сделаны выводы (табл. 2).

Таблица 2 

Динамика результатов

 

Этапы исследования

Низкий уровень

Уровень ниже среднего

Средний уровень

Высокий уровень

констатирующий

0%

56,00%

33,00%

11,00%

контрольный

0%

9,50%

54,50%

35,00%

 

После формирующего эксперимента у испытуемых было отмечено изменение в проявлении нравственных норм: воспитанники соблюдали правила общения и поведения, положительно относились к вопросу саморазвития, приобрели понятие адекватной самооценки, расширили представление о самовоспитании, приобрели навыки бесконфликтного общения, стали более дисциплинированными.

 

Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов

 

В итоге мы можем констатировать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что утверждение нравственных норм в коллективе на занятиях водным туризмом возможно, если:

-               в содержание деятельности педагога и воспитательного процесса включены компоненты по формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

-               определены и внедрены в практику эффективные условия, которые ориентированы на применение нравственных норм, усвоенных воспитанниками в процессе спортивной деятельности, подтвердилась.

Таким образом, условия водного туризма эффективно сказались на утверждении нравственных норм в коллективе. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что предпринятые меры способствовали повышению показателей уровня нравственной воспитанности в условиях занятий водным туризмом. То есть, это свидетельствует о том, что мы целесообразно подобрали и разработали занятия, отвечающие требованиям исследования, создали условия эффективного формирования нравственных качеств.

Разработанный цикл занятий имеет практическую значимость в дальнейшем использовании в процессе воспитания подростков и студентов.