Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития  Казахстана расширяются рамки инновационной деятельности путем активного проникновения института инноваций в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях  с  наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве.

Инновации на предприятии - форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне. Они способствуют обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей потребителей и максимизации прибыли организации

С точки зрения предпринимательства экономическая природа инноваций заключается в изменении дохода от ресурсов, а под углом зрения потребления она олицетворяет изменение ценности удовлетворения потребностей потребителя, помогая ему использовать новый продукт или технологию для формирования или повышения конкурентоспособности его бизнеса. Тем самым инновация выступает деловым генератором предпринимательства, дает научно-технический, экономический и рыночный эффект. А механизм инновационного предприятия становится способом организации инноваций, совокупности побудительных мотивов, экономических форм и методов управления системой нововведений, которая складывается под воздействием рыночной конъюнктуры и государственной регуляции. Следовательно, главным побудительным мотивом внедрения инноваций становится не потенциальная прибыль, как результат достижения конкурентных преимуществ и минимизации расходов, а возможность создать новый рынок или новую нишу на рынке, то есть создать новый спрос за счет появления на рынке принципиально новых продуктов или дифференциации существующих продуктов.

Инновации помогают выйти на новые рынки. Именно инновационно-ориентированное предприятие сумеет выжить в конкурентной борьбе. Интенсивность инновационной деятельности влияет также на общий уровень экономического развития страны.

Казахстан имеет целый ряд проблем, стоящих на пути реализации индустриально-инновационной стратегии развития  национальной экономики:

-    низкая доля инновационных предприятий в малом и среднем бизнесе;

-    отсутствие кооперационных связей между крупными компаниями и малым бизнесом и научно­исследовательской средой в области инноваций;

-    острая нехватка инновационных менеджеров;

-    отсутствие официальных статистических данных о количестве субъектов, осуществляющих инновационную деятельность;

-    низкий уровень подготовки инновационных проектов.

Поскольку банковская система  в Казахстане не отвечает потребностям инновационной деятельности, а зарубежные банки при этом крайне осторожны и кредитуют неохотно в жестких условиях,  именно  инновационное предпринимательство готово брать на себя риски связанные с финансовой деятельностью предприятия. Однако реалии таковы, что постоянная инновационность не становится системным признаком большинства казахстанских предприятий.

Инновационная деятельность требует освоения  не только новых идей и осуществления передовых управленческих решений, но и освоения новых организационных форм создания и развития инновационных предпринимательских структур. Создание и развитие малых инновационных фирм является главным механизмом роста в ведущих областях инновационной экономики. Именно малые инновационные фирмы являются конечным звеном производства и распространения инновационных товаров и услуг и в то же время потребителями инновационных разработок.

Малая инновационная фирма с четкими компетенциями – специфическая организационная структура, создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения запланированных результатов. Состав компетенций и функции малой инновационной фирмы зависят от масштабов, сложности, сроков и других характеристик инновационного проекта. Эти фирмы носят временный характер и распадаются по мере выполнения поставленной задачи (или при отрицательном результате) – разработки и внедрения опытно-конструкторских разработок. Главный принцип здесь – максимальное и быстрое использование инновационного потенциала малой инновационной фирмы, имеющей уникальные конкурентоспособные инновационные компетенции [1].

Малые инновационные фирмы обладают рядом специфических свойств и конкурентных преимуществ. Одним из самых главных конкурентных преимуществ является их инновационная составляющая и вытекающие из этого инновационные компетенции. При их использовании малые инновационные фирмы могут повлиять на ускорение инновационных процессов, повысить их эффективность, перевести их на принципиально новую технологическую основу, интенсифицируя воспроизводство инноваций и их диффузию.

Потенциальные конкурентные преимущества малых фирм в инновационной сфере заставляют крупный бизнес сотрудничать с ними. Организационными механизмами такого сотрудничества могут служить:

- кооперационные связи малых инновационных фирм с крупными фирмами (рыночная интеграция);

- участие крупной фирмы в формировании самостоятельных малых фирм путём создания корпоративных инновационных инкубаторов венчурного финансирования;

- создание автономных малых инновационных фирм в рамках крупных фирм путём выделения или поглощения;

- одновременное использование нескольких форм взаимодействия (рыночной интеграции и автономных подразделений, рыночной интеграции и инкубирования).

Активность малых инновационных фирм – это способ их существования, в то время как инновационная активность крупных фирм есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного цикла. Малая инновационная фирма – небольшая команда профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной фирмы. Она специализируется на узком направлении инновационной деятельности и имеет возможность быстрой переориентации (эта мобильность особо важна в таких сферах как электроника, робототехника, биотехнология, связанных с повышенным риском).

Малые инновационные фирмы используют или создают определенные бизнес-модели.

Объективным трендом современного развития международных фирм стала модель  «открытых инновационных сетей». В соответствии с ней крупные фирмы, ранее выполнявшие практически все стадии инновационного цикла внутри организации, начинают делегировать другим фирмам все более существенные стадии (элементы) разработки инновационных продуктов.

В русле этой тенденции малые инновационные фирмы встраиваются в глобальные цепочки производства новых знаний, выполняя заказы крупных фирм, происходит как бы «втягивание» инноваций. А крупные фирмы размещают, таким образом, свои R&D (researchanddevelopment – ресурс и развитие) – центры.

Модель фаблесс-компании наилучшим образом подходит для выхода на рынок новых фирм, позволяя свести к минимуму стартовые инвестиции.

Самым главным преимуществом развитой фаблесс-компании является её знания обо всех нюансах разработки и технологического процесса производства, полученных в процессе работы с ведущими фирмами. Благодаря возможности выбора оптимальной фирмы при размещении заказа с учётом его специфики достигается высокая скорость и надёжность его исполнения с минимальными производственными рисками.

Имея малый размер на начальных стадиях, фаблесс-компании значительно быстрее реагируют на изменения в инновационных направлениях, чем крупные фирмы с полным научно-производственным циклом от разработки до производства. Как показывает практика, фаблесс-компании резко опережают других крупных фирм по числу патентов, приходящихся на одного работника.

Создаваемым фаблесс-компаниям необходимо налаживать активное сотрудничество с ведущими производителями, предлагая услуги проектирования: от составления технического задания до подготовки технической документации. Таким образом, решаются две задачи: подготовка передовых инженеров-разработчиков и интегрирование фирм в мировой инновационный бизнес.

Перечислим выгоды от развития фаблесс-компаний и контрактного производства в инновационном процессе следующие:

- снижение затрат на производство и удешевление продукции за счет наработанных каналов поставок;

- соблюдение сроков выполнения заказа и ускорение выхода продукции на рынок;

- модернизация оборудования и предоставление заказчику продукции высочайшего качества за счёт конкуренции между контрактными производителями за получение заказа;

- возможность участия контрактного производителя в оценке предлагаемой к производству продукции, тестируя её технологичность и совместимость с применяемым оборудованием, обеспечивает получение рекомендаций заказчику по улучшению параметров продукции.

Фаблесс-компании позволяют быстро создать инновационную базу и нарастить частоту инноваций до необходимого уровня.

Исключительно производством инновационных товаров (контрактные производители) занимаются такие фирмы как: фаундри-фирмы, CEM, EMS, ODM. Фирмами с полной научно-производственной цепью являются: фаблайт-фирмы, IDM, OEM. Данным фирмам, в зависимости от нахождения на разных стадиях инновационного цикла, принадлежат различные инновационные компетенции.

Современные формы малого и среднего предпринимательства будут способствовать созданию широкого рынка научно-технической продукции и услуг с соответствующими ему инфраструктурой и менталитетом. На их базе предполагается создание своего рода узла, на входе которого - идеи, изобретения, патенты, а на выходе - товары. Следует отметить, что малое и среднее инновационное предпринимательство может формироваться и развиваться как на базе ликвидируемых научных организаций, так и путем реструктуризации и приватизации объектов научно-технической сферы с выделением «ядра» научной организации, отвечающего за фундаментальные, стратегически важные исследования, и подразделений, отвечающих за внедренческо-прикладные исследования.

Среди малых организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важными являются венчурные инжиниринговые и внедренческие фирмы.

Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарки, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарки могут значительно различаться по структуре и объёму входных ресурсов и выходных услуг. Эти характеристики изменяются в значительном интервале и определяют форму - от простейших структур типа научных «отелей», которые могут размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2–3 вида услуг, - до технополисов или регионов науки, занимающих значительную территорию и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

Казахстанским производителям пока не хватает опыта доведения научных разработок до уровня рыночного товара. Решение этой проблемы возможно путем создания и развития венчурных фирм. Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, то есть «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнёров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений.

Трудность реализации инновационного развития и пионерных технологий обусловлена множеством объективных и субъективных причин, однако, как показывают исследования, доминирующей причиной является недостаточный организационный потенциал в сфере управления инновациями.

Отметим, что сегодня лаборатории НИОКР и маркетинговые центры перемещаются непосредственно на потенциальные рынки сбыта. Усиливается  интеграция производства с НИИ и вузами по направлениям: центры нововведений, исследовательские консорциумы, университетские исследовательские центры и т.д. обеспечивает развитие инноваций внутри самой компании.

Так же отметим и необходимость создания отдельных подразделений по управлению инновациями в современных компаниях, что  позволит иметь более четкие представления о запросах  и пожеланиях клиентов, рыночных данных.

Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование так называемой «веерной» организации инновационного процесса. Ее смысл заключается в создании инновационного окружения производственной компании, состоящего из фирм, в отношении которых совершено поглощение, а также рыночно интегрированных фирм. Необходимо создавать условия для развития инновационных и наукоемких производств в малом бизнесе, разработать механизм передачи функций субъектов естественных монополий по оказанию услуг, не относящихся к их основной деятельности, в конкурентную среду субъектов малого бизнеса.

В каждой организации, которая занимается бизнесом, в запасе должно быть больше инновационных идей и проектов, чем она может осуществить. Организация, которая не уделяет должного внимания инновациям, скорее всего, окажется на ложном пути, который ведет к стагнации и гибели. Следовательно, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно – их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутреннего управления и использования новейших маркетинговых стратегий.