Полный текст статьи
Печать

Многому я научился у своих наставников,
еще большему – у своих товарищей,
но больше всего – у своих учеников

 

Талмуд 

Становление молодого педагога – достаточно сложный процесс не только в профессиональном плане, но и в социальном, и в психологическом. В этот период наиболее четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса факторов, как внешних, так и внутренних. Молодой педагог, приходя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить уважение со стороны коллег, детей и родителей (законных представителей). Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема молодого специалиста. Образовательная организация является центральным звеном, в профессиональном становлении молодого специалиста, задачей которой – это оказание помощи начинающему педагогу в осознании им, себя как человека талантливого, способного показывать высокие результаты и демонстрировать лучшие педагогические качества, сделавшего правильный профессиональный выбор.

В нашей школе по работе с молодым специалистом мы определяем следующую цель – оказание помощи в профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого педагога в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

ü     способствовать выявлению и осознанию молодым специалистом своих профессиональных интересов и затруднений;

ü     разработать и апробировать индивидуальные карты профессионального развития молодого специалиста;

ü     осуществлять индивидуальное сопровождение профессионального развития молодого специалиста.

Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативно-правовой базой воспитательно-образовательной деятельности, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающий педагог способен привнести новые взгляды на развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Таким образом, грамотно построенная работа с молодым педагогом уже с первого дня его пребывания в образовательной организации – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.

В этот момент молодому специалисту необходима помощь опытного педагога, педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку профессионала, который способен предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте.

В нашу школу приходят молодые специалисты. Несмотря на высшее педагогическое образование опыта преподавания в школе у них нет. Именно поэтому решением педагогического совета школы назначаются начинающим молодым коллегам педагоги-наставники.

Согласно Положению о наставничестве, в обязанности наставников входит не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучением деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение начинающему учителю не только учебных и внеурочных занятий, но и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодым специалистам помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации и проведения воспитательно-образовательной деятельности, анализировать и корректировать свою деятельность.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающим учителям совместно с педагогом-психологом и методистами УО разработываются ряд мероприятий, который включают:

-          составление плана работы наставника с молодым специалистом на каждый учебный год;

-          подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

-          разработка методических рекомендаций для организации работы;

-          осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

-          анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

Так при составлении плана работы для молодого учителя начальных классов, пришедшего в нашу школу в 2012 году нами было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему педагогу свою деятельность преподавателя справиться с возникающими трудностями, необходимо, на наш взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе. К таким проблемам относятся:

-          проблемы в отношениях с обучающимися, родителями (законными представителями);

-          проблемы в воспитательно-образовательной деятельности.

Диагностика молодого педагога была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • · планирование работы;
  • · организация деятельности учителя;
  • · контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков молодого педагога).

Проанализировав анкеты, побеседовав с начинающим педагогом, посетив её уроки, нам удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

-                         недостаток практических навыков в воспитательно-образовательной деятельности;

-                         сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе. С решения этой проблемы начали свою работу, так как считали своей задачей дать молодому специалисту инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по отдельным предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

С этой целью совместно с молодым педагогом подробно изучены ФГОС НОО, ООП НОО МБОУ «Терентьевская СОШ» и Программы по учебным предметам УМК «Перспективная начальная школа», даны рекомендации и оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения каждого преподаваемого учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь нашей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного деятельности с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Во-вторых, определенные затруднения начинающим педагогом вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС НОО. Положительным моментом в этой ситуации явилось то, что у педагога отсутствовал опыт разработки и проведения урока в традиционной форме, и нам не пришлось «ломать» устоявшиеся привычки работы молодого коллеги.

С целью решения данной проблемы на очередном заседании школьного методического объединения учителей начальных классов (ноябрь 2012г) в ходе которого молодого педагога познакомили с особенностями современного урока, сделав акцент на то, что необходимый образовательный результат будет получен, если урок будет направлен на развитие личности обучающегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а обучающийся – активный участник образовательной деятельности. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися
  2. Актуализация обучающимися своих знаний
  3. Поиск решения проблемы обучающимися
  4. Применение знаний обучающимися

Кроме того, нами были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. В результате работы методического объединения молодому специалисту были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу второй четверти 2012-2013 учебного года у коллеги сформировался свой стиль ведения урока/занятия, способствующий формированию младшими школьниками умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

В-третьих, проблемным для молодого коллеги стало составление технологических карт к уроку/занятию. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В течение первого полугодия 2012-2013 уч.г. молодому специалисту были даны рекомендации по составлению технологических карт с методической и дидактической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

В результате анализа анкет молодого педагога было выявлено, что одной из наиболее приемлемых форм повышения профессионального уровня для неё является самообразование. Видя стремление молодого педагога к инновационной деятельности, её умелое владение компьютерным и интерактивным оборудованием, нами была предложена следующая тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности по средствам ИКТ». Положительным результатом в первый год работы по выбранной теме стало успешное представление пока еще небольшого опыта начинающего учителя в данном направлении на районном методическом объединении учителей начальных классов.

Так же для эффективной организации работы с документацией были проведены: 1 теоретическое (изучение локальных актов и нормативных документов) и 3 практических занятия: «Заполнение и ведение классного журнала», «Дневник обучающегося». По итогам был проведен инструктаж на рабочем месте.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов нами были разработаны Методические рекомендации для организации работы наставника с молодым педагогом. В данных методических рекомендациях показана систематизация организации работы с начинающим учителем, которая предполагает формирование общего представления молодого специалиста о школе, ее основных направлениях деятельности, организационных особенностях, особенностях взаимоотношений с коллегами, обучающимися и их родителями (законными представителями). Кроме того, в них рассматривается работа с молодым педагогом по индивидуальному профессиональному маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной деятельности, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

Для успешной адаптации к педагогической деятельности был составлен плана профессионального становления молодого педагога, который состоит из трех «точек»:

  • «Первая точка» (адаптационно-диагностический этап) была рассчитана на первый год работы, так как в круг обязанностей молодого специалиста входили занятия «Школа будущего первоклассника» и внеурочные занятия по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка». На данной «точке» был определен круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, на основе которых была выработана программа адаптации
  • · «Вторая точка» (коррекционно-развивающий этап)

Планирование деятельности молодого педагога было рассчитано на два учебных года. Одним из сложных в педагогической деятельности учителя начальных классов является первый класс, а за тем и второй, так как происходит оценивание результатов, обучающихся через отметочную систему. На данной «точке» был разработана и реализована программа адаптации, осуществлялась корректировка профессиональных умений молодого педагога, оказывалась помощь в выстраивании молодым педагогом собственной программы самосовершенствования.

  • · «Третья точка» (аналитический этап)

Совместно составлен план деятельности по проверке уровня профессиональной компетентности молодого педагога, была определена степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

С сентября 2013 года молодой специалист успешно осуществляет работу с детьми-инвалидами с использованием дистанционных образовательных технологий.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм нашей методической работы является активизация познавательной деятельности педагога. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. Именно поэтому в своей деятельности наряду с традиционными (консультирование, семинары и т.п.) широко используем и современные формы и методы работы с коллегами: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, круглые столы совместно с родителями и обучающимися, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта, недели педагогического мастерства, творческие гостиные, ярмарки педагогических идей и др. Эти формы существенно ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате этой работы вырос профессионализм молодого педагога, и в октябре 2015 года решением аттестационной комиссии Департамента образования и науки Кемеровской области ей установлена первая квалификационная категория по должности «учитель».

Молодой педагог за 4 года работы в МБОУ «Терентьевская СОШ» показала высокие результаты в профессиональной деятельности на уровне школы, муниципалитета и региона:

- 2014 год участница заочного конкурса «Взгляд» в рамках I Межрегиональной педагогической конференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление»

- 2015 год Лауреат областного конкурса «Новая волна»

- 2016 год Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2016»

- 2016 год Лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»

Обучающиеся молодого специалиста на протяжении трех лет обучения принимают активное участие в предметных олимпиадах и викторинах, игровых и творческих конкурсах различных уровней: международного, всероссийского, регионального и муниципального, где неоднократно становятся призерами и победителями. Принимают участие в муниципальной научно-практической конференции школьников «Эрудит» по темам «Что такое облака? И можно ли потрогать их руками», «Милее кошки зверя нет», «Ноги, крылья… главное - хвост».

Считаем, что правильно выбранные нами формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, талант, деятельностные и организаторские возможности.

На наш взгляд, одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами в нашей школе является наставничество. Направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, оно становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого педагога-наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает способности, повышает свой профессиональный уровень, определяет точки профессионального карьерного роста, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником; директор же школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.