Полный текст статьи
Печать

Для реализации поставленных целей, учитывая специфику профессионального образовательного учреждения, значительное внимание уделяется формированию общих компетенций. В целом, компетентностный подход можно определить, как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2, с.18]. 

ФГОС СПО по разным специальностям определяет в общем одни и те же общие компетенции (ОК), направленные на формирование думающего человека, специалиста:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Конечная цель формирования компетенций – выпуск специалиста, способного  адаптироваться в социальном мире. Но как помочь студенту стать компетентным?  Как их формировать? Какие критерии определят степень их сформированности? Наверное, такие вопросы задает себе каждый думающий и ищущий ответы педагог.

Результата, определенного ФГОС можно добиться лишь при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где преподаватель выступает как сценарист, режиссер, партнер. Общие компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому считается правильным организовывать учебное занятие таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Приведу некоторые примеры, каким образом можно сформировать общие компетенции на уроках истории.

Общая компетенция 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Для формирования этой компетенции, предлагаются студентам следующие задания:

  • § подготовить реферат на заданную тему,
  • § описать  картину В.Сурикова «Покорение Сибири»,
  • § оценить значение подвига Ермака.

Кроме того данную компетенцию можно сформировать, решая,  проблемные задания и вопросы: 10 класс, тема “Великая французская революция» - «Являлась ли Великая французская революция практическим воплощением идей гуманистов – просветителей?»

Умению осуществлять поиск информации, необходимой для решения разного рода задач способствуют задания опережающего характера. Можно дать задание нескольким обучающимся найти информацию по теме следующего урока, например, подготовить краткую информацию о том или ином историческом деятеле или ответить на несколько вопросов, или составить краткий конспект, или подготовить презентацию. Форм таких заданий в моем арсенале множество. Подобные задания способствую формированию умений находить нужную информацию, а самое главное, не только находить, но и выделять главное, отсекать все лишнее. Последнее, по моему  мнению, является самым трудным для студента, который часто считает, что чем больше информации, тем лучше. Для формирования этих умений лучше заранее  регламентировать время выступления на уроке, определять требования к презентации или докладу, реферату, сообщению. Инструктируя студентов перед выполнением самостоятельных работ, обращать их внимание на возможность и необходимость использования различных источников информации. Поначалу объяснять, что такими источниками могут быть печатные издания, средства массовой информации, Интернет, периодические издания и т.д. В дальнейшем, студенты привыкают и отпадает необходимость в такого рода подсказках. Так медленно, из урока в урок, формируется эта компетенция.

Общая компетенция 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Практика моей педагогической деятельности показала, что студенты, активно использующие навыки работы с компьютером, демонстрируют  в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Широкие возможности здесь открывает программа PowerPoint. В данной программе как студент, так и преподаватель может создавать презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков. Использование ресурсов Интернет позволяет применять яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал, что делает уроки более интересным, запоминающимся, впечатляющим. А значит более эффективным.

Общая компетенция 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Эту коммуникативную компетенцию можно формировать на уроках,  используя технологии «Дебаты», «Диспут», «Ток-шоу».

Дебаты, или научная полемика используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, преимущественно на уроках права и обществознания. При проведении уроков с использованием указанных технологий ставятся следующие цели:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
  • обучение уважительному отношению к оппоненту при различных точках зрения;
  • владение устным общением.

Пример: Обучающиеся 1 курса получают задание познакомиться с позицией С.М.Соловьева, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского по проблеме опричнины.

- Как каждый из историков определяет цели опричнины?

- Сравните результаты и последствия опричнины в оценках данных историков. Подтвердите каждую из позиций дополнительными фактами. Какая из оценок опричнины кажется вам наиболее убедительной, а какая не согласуется с известными вам фактами?

В заключении можно сказать, что преподаватель, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный преподаватель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся, которые могли бы применить полученные знания в жизни в комплексе.