Полный текст статьи
Печать

В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности – ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.

Однако, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем.

Одной из важнейших среди них является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие образовательные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности. Одна из причин указанной проблемы заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как поднять уровень мотивации учебной и, в том числе, самостоятельной, творческой деятельности студентов. Высокая оценка, похвала педагога, победа в конкурсе – действительно приносят удовлетворение и являются хорошей наградой за труд, за потраченные время и усилия.

В педагогической науке и практике признано, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования студентов являются олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства, проектная деятельность, учебные и производственные практики и т. д. Таким образом, одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства. Проведение конкурса профмастерства – это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно конкурсы профмастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

По разным оценкам в рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. Другой феномен, связанный с первым – это обучение и обмен неформализованными, неявными знаниями.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий, где конкурсы профессионального мастерства – не исключение. В силу разных переходных моментов такие конкурсы были сведены лишь к презентации достижений в учебно-производственной, учебной-исследовательской и воспитательной деятельности. С введением стандартов ФГОС, Профессиональных стандартов, стандартов WSR мы понимаем, что такая практика уже не актуальна и не способствует формированию профессиональной мотивации на последующую профессиональную деятельность, совершенствования результатов профессионального образования («здесь и сейчас»). В данной работе представлены подходы к организации конкурса профессионального мастерства среди обучающихся педагогических специальностей с использованием методики WorldSkills.

Конкурс профессионального мастерства – это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, развития и популязации специальности.

Структура подготовки и проведения конкурса может быть следующей:

1 этап.  Планирование конкурса:

1.1. Сбор предложений.

1.2. Анализ и обобщение предложений.

1.3. Взаимодействие с организациями.

1.4. Согласование места и сроков проведения конкурса.

1.5. Согласование плана мероприятия.

1.6. Утверждение плана.

2 этап.  Создание оргкомитета:

2.1. Распределение обязанностей между членами оргкомитета.

2.2. Составление и утверждение плана подготовки и проведения конкурса.

Общее управление подготовкой и проведением конкурса профессионального мастерства осуществляет Оргкомитет, утвержденный приказом директора (руководителя) образовательного учреждения. В состав оргкомитета могут входить: директор образовательного учреждения, заместители директора, преподаватели дисциплин профессионального блока.

В область ответственности и компетенций Оргкомитета входит:

-        Утверждение необходимых нормативных документов (техническое описание, инфраструктурный лист, итоговые протоколы по компетенциям для комиссии / жюри).

-        Обеспечение «площадок» оборудованием, материалами и другими средствами для проведения конкурса профессионального мастерства по каждой компетенции конкурса.

-        Подготовка общей Программы проведения конкурса профессионального мастерства.

-        Проведение жеребьевки между конкурсантами.

-        Определение мер поощрения для награждения участников конкурса.

-        Оформление и направление заявки на участие обучающихся (победителей) в последующем этапе конкурса.

-        Определение состава жюри, в число которого обязательно входят руководители и специалисты предприятий социальных партнеров в конкретной сфере профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями конкурса. Организация работы жюри во время конкурса.

-        Организация фото и видеосъемки мероприятий конкурса профессионального мастерства.

-        Размещение итоговых материалов на сайте образовательного учреждения, СМИ города.

-        Оргкомитет должен проинформировать о проведении конкурса профессионального мастерства и конкурсных задания всех обучающихся в рамках обозначенных компетенций – специальностей, которые имеют возможность и желание принять в нем участие, не менее, чем за месяц. Информация о конкурсе и всех его составляющих должна быть размещена и на сайте образовательного учреждения, СМИ (при возможности).

3 этап.  Материально - техническое обеспечение конкурса профессионального мастерства включает:

3.1. Составление плана материально-технического обеспечения.

3.2. Составление и утверждение сметы расходов.

3.3. Подготовка помещений.

4 этап.  Разработка документов:

4.1. Разработка программы.

4.2. Подготовка информационного сообщения.

4.3. Рассылка информационного сообщения.

4.4. Получение заявок от участников.

4.5. Экспертная оценка конкурса.

4.6. Разработка программы – приглашения.

5 этап.  Издание программы приглашения:

5.1. Получение разрешения на издание.

6 этап.  Организация сопутствующих мероприятий:

6.1. Выявление объектов для экскурсий гостей конкурса.

6.2. Подготовка стендов, выставок, освещающие ход и результаты конкурса.

7 этап.  Проведение конкурса

7.1. Регистрация участников.

7.2. Обеспечение работы мероприятий в соответствии с программой.

7.3. Проведение сопутствующих мероприятий.

Для проведения конкурса Оргкомитет должен обеспечить документацию по ОТ и ТБ. Документация должна включать в себя точную информацию по конкурсным испытаниям. На каждой конкурсной площадке из состава Оргкомитета (или специально привлеченное лицо на период конкретного мероприятия) должен быть назначен ответственный за техническое состояние оборудования и соблюдение всеми присутствующими правил ОТ и ТБ.

Для усиления профориентационной составляющей конкурса профессионального мастерства целесообразно в дни его проведения пригласить учащихся общеобразовательных учреждений города и их родителей (законных представителей).

Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства:

  1. Конкурсные задания определяются содержанием профессиональных модулей, знание которых соответствует сознательному, прочному и гибкому владению технологического процесса по конкретной специальности.
  2. Практические вопросы раскрывают профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности студентов.
  3. Студенты должны заранее знать критерии оценки.
  4. Задания конкурсной программы должны быть выполнимы и в то же время дифференцировать знания студентов.

Требования к нормативным документам конкурса:

  1. Техническое описание компетенции: определяет название, характеристики компетенции и объем работ, требования к умениям и знаниям по направлениям и содержанию конкурсных заданий, содержание Конкурсных заданий, требования техники безопасности, критерии оценки заданий.
  2. Инфраструктурный лист: список материалов и оборудования, которое предоставляется для выполнения конкурсного задания [2,3].

Любой конкурс является испытанием для его участников, а профессиональный конкурс – это двойное «испытание на прочность». Каждый понимает, что оценивают не только его компетентность, но и учебное заведение, компетентность педагогического коллектива, обеспечивающего подготовку конкурсанта. Поэтому подготовкой участников должна заниматься команда профессионалов колледжа по отдельно разработанной программе. Программа включает блоки: планирование, организация подготовки, контроль подготовки, итоговый анализ результатов участия в конкурсе. Ниже кратко представлен каждый блок.

Планирование подготовки участника к конкурсу:

  1. Определение целей подготовки (в соответствии с целями конкурса).
  2. Психолого-педагогическая диагностика: выявление индивидуальных особенностей участника; определение уровня и дефицитов компетентности в требуемой области; выявление индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности и характера действующих мотивов.
  3. Разработка концепции подготовки: определение содержания, объема и продолжительности.
  4. Разработка пакета методических материалов для подготовки.
  5. Определение критериев оценки эффективности подготовки.

Организация подготовки участника к конкурсу:

  1. Определение основных направлений подготовки.
  2. Создание творческой группы («тренеры») из числа высококвалифицированных специалистов.
  3. Составление плана работы на период подготовки с указанием ответственных и промежуточных сроков контроля.

Контроль подготовки участника к  конкурсу:

  1. Организация контактов между «тренерами» – участниками творческой группы по подготовке.
  2. Контроль и отслеживание изменений в учебно-профессиональной деятельности участника.
  3. Корректировка модели его профессионального поведения.

Итоговый анализ результатов участия в конкурсе:

  1. Анализ итоговых протоколов конкурса, наблюдений эксперта и самого участника с целью определения сильных сторон и дефицитов компетентности.
  2. Обсуждение плана обогащения методического и технологического инструментария, сохранение позитивного в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта, корректировка негативных профессиональных установок.
  3. Внесение предложений руководителям структурных подразделений колледжа по совершенствованию учебно-программной документации (прежде всего, разработка фонда оценочных средств), организации и проведения практик, промежуточной аттестации для всех студентов по конкретной специальности (компетенции в терминологии WS) [5].

Необходимо понимать, что конкурсное движение – это планомерный процесс, должен начинаться заблаговременно. Это обеспечит больший охват участников, высокое качество подготовки и сознательное ответственное отношение обучабщихся, осознание необходимости (мотивационная составляющая) участия в конкурсах профессионального мастерства. Для этого можно придерживаться следующей модели поэтапной подготовки и вовлечения обучающихся в конкурсное движение с элементами WorldSkills.

Первый сегмент модели конкурсной деятельности (1 курс обучения) представлен информационно-ознакомительными и тематическими конкурсами. Это первый профессиональный конкурс для первокурсников, первичное включение в конкурсную деятельность. Цель данных конкурсов – мотивация к творчеству и своей профессии, приобретение студентами первичных навыков соревнования, выступления на публике, осознание своих возможностей. На этом этапе происходит первый контакт студентов с профессиональным сообществом, с представителями предприятий – социальных партнеров.

Второй сегмент модели конкурсной деятельности состоит из двух модулей-конкурсов: информационно-ознакомительных и внешних конкурсов и внутренних конкурсов и олимпиад по специальности. Цель данного этапа – усиленная мотивация творчества, формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально значимых качеств личности. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте: к повторяющемуся первому модулю добавляются внешние и внутренние конкурсы. Студенты второго курса участвуют в этих конкурсах, уже имея определенные профессиональные навыки, и в процессе конкурсной деятельности совершенствуют их. Внутренние конкурсы по профессии развивают способность к выражению замыслов, расширяют теоретические знания по профессии и специальности.

Третий сегмент модели конкурсной деятельности состоит из трех модулей. К ранее указанным добавляются чемпионаты по стандартам WorldSkills по соответствующим компетенциям (например, «Преподавание в младших классах», «Воспитатель детей дошкольного возраста»). Цель чемпионатов – развитие способностей студентов к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности.

Четвертый сегмент модели состоит из четырех модулей. К предыдущим трем видам конкурсов добавляются конкурсы и олимпиады по специальности регионального уровня. Они формируют у студентов профессиональную готовность к трудовой деятельности, совершенствуют навыки самостоятельного эффективного решения задач профессиональной деятельности, развивают профессиональное мышление [4].

Главный принцип реализации данной модели – участие на каждом ее этапе социальных партнеров – работодателей.

В 2015-2016 учебном году студенты ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» стали участниками краевых конкурсов профессионального мастерства по специальностям Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование. В целях качественной подготовки конкурсантов в 2016-2017 учебном году подход к организации конкурса был изменен. Были изучены стандарты WorldSkills (описание компетенций) для определения содержания конкурсных заданий в соответствии с содержанием подготовки будущих специалистов по ФГОС по педагогическим специальностям.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года №292), Федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом и локальными актами ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского» было разработано положение о конкурсе профессионального мастерства «Земля, где я вырос – Россия моя!». Учредителем Конкурса является кафедра психолого-педагогических дисциплин ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского».

Конкурс педагогического мастерства студентов «Земля, где я вырос – Россия моя!» - призван способствовать повышению качества подготовки специалистов среднего звена, престижа педагогических специальностей, стимулированию вариативности инноваций в образовании, поддержке талантливой молодежи и её дальнейшему росту.

Цель Конкурса – выявление талантливых студентов педагогических специальностей профессиональных образовательных организаций УР, дальнейшего совершенствования мастерства студентов, закрепление и углубления знаний и умений, полученных в процессе профессионального обучения, стимулирование творческого роста студентов.

Задачи:

  1. Повышение интереса студентов к своей специальности и ее социальной значимости.
  2. Расширение круга умений по выбранной специальности и формирование профессиональных компетенций.
  3. Совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие профессионального мышления.
  4. Развивать способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
  5. Проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Конкурс проводится в два этапа: заочный (конкурсантам необходимо представить конспект урока или воспитательного мероприятия) и очный этап. Участниками очного этапа становятся победители заочного тура конкурса.

Основные результаты, на которые ориентированы конкурсные задания представлены в таблице:

Содержание конкурсного задания

Критерии оценки конкурсного задания

ОК, ПК (на примере специальности Дошкольное образование)

Заочный этап конкурса

Конспект урока или воспитательного мероприятия по теме конкурса профессионального мастерства «Земля, где я вырос – Россия моя!»

  1. Четкость формулировки цели и задач учебного занятия
  2. Логичность структуры учебного занятия, соответствие структуры заявленной цели занятия
  3. Эффективность и целесообразность выбора форм и методов реализации содержания
  4. Эффективность использования дидактических и технических средств обучения
  5. Соответствие результатов учебного занятия поставленным цели и задачам
  6. Эффективность организации деятельности обучающихся на учебном занятии
  7. Обеспечение высокого уровня мотивации к деятельности

ОК 1.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 8.

 

Очный этап конкурса

Показ комплекса общеразвивающих упражнений.

Продемонстрировать умение организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми дошкольного возраста / обучающимися 1-го класса.

  1. Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при проведении комплекса ОРУ
  2. Соответствие определения цели и задач комплекса ОРУ возрасту детей
  3. Соответствие отобранных материалов и оборудования возрасту детей
  4. Соответствие отобранных материалов и оборудования задачам и целям комплекса ОРУ
  5. Соответствие методов и приемов, использованных в комплексе ОРУ, возрасту детей
  6. Эффективность методов и приемов, выбранных участником для реализации поставленных цели и задач
  7. Соблюдение структуры и логики построения комплекса ОРУ
  8. Подбор и чередование элементов ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей
  9. Выбор и сочетание общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастом детей
  10. Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

Чтение художественного произведения в соответствии с программой (стихотворение, басня или др.). Продемонстрировать умение выразительно читать художественное произведение для детей дошкольного возраста, провести беседу о прочитанной книге с детьми.

  1. Соблюдение СанПиН (книжная полиграфия)
  2. Аннотирование книги: название, автор книги, краткое изложение содержания из 5-6 предложений
  3. Соответствие формулировки цели и образовательных задач методическим требованиям
  4. Соответствие поставленных задач теме занятия и возрасту детей
  5. Реализация поставленных задач
  6. Соблюдение знаков препинания
  7. Темп и ритм чтения
  8. Интонационная выразительность
  9. Целесообразность использования методов и приемов возрасту детей и содержанию литературного произведения
  10. Творческий подход к интерпретации литературного произведения: новизна и оригинальность

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

Изготовление поделки из бумаги в технике оригами.

 

  1. Соблюдение санитарных норм и правил безопасности
  2. Целесообразность использования отобранных материалов и инструментов для выполнения задания
  3. Соответствие используемых способов изготовления поделки возрасту детей
  4. Соразмерность отдельных элементов композиции
  5. Владение технологией комментированной демонстрации изделия
  6. Владение профессиональной терминологией при демонстрации образца поделки
  7. Соответствие дидактических и технических средств обучения целям и задачам
  8. Аккуратность
  9. Эстетический вкус
  10. Выразительность образов

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

Особенностью, которая отличает конкурс профессионального мастерства «сегодня» от конкурса «вчера», является включение в процесс проведения и оценивания конкурсных заданий представителей работодателей; проведение всех конкурсных заданий в условиях, приближенных к реальным (с приглашением на базу колледжа воспитанников / учеников).

Еще раз подчеркнем, что конкурс профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills проводится с целью развития творческого и профессионального потенциала студентов, повышения социального престижа профессии педагога через формирование у студентов общественного мнения о современном педагоге как о яркой, творческой, духовно, физически и интеллектуально богатой личности, совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления, повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Профессионально-направленные конкурсы – эффективное средство в решении общепедагогических и профессиональных задач и мощный стимул профессионального роста студентов, который является итогом творческих усилий всего педагогического коллектива. Участие в конкурсах позволяет заявить молодым талантам о себе, сориентировать молодежь на педагогическую деятельность и воспитание любви к будущей профессии, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития.

Конкурсы учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высокой профессиональной деятельности. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов.