Любая сфера нашей деятельности связана с неким контролем, регулированием, анализом и самоанализом нашей работы и действий. Рефлексия является одним из важнейших компонентом становления профессионального самосознания, в частности профессионального самосознания будущих педагогов.
Следует говорить именно о рефлексивной компетентности, так как умение видеть не просто себя и свою деятельность, но и проводить своеобразную самодиагностику в целях самосовершенствования требует особого мастерства, которое необходимо развивать в себе людям самых разнообразных профессиональных сфер деятельности.
Исходя из этого, рефлексивную компетентность целесообразно включить в число ключевых компетентностей в системе профессионального педагогического образования.
Период обучения студентов совпадает с периодом юношества, особенностями которого являются самоопределение в профессиональном мире и развитие самосознания как условия рефлексии собственных действий и поступков, чувств и внутренних переживаний. Так же студенты самопроектируют себя в профессиональном будущем. Можно отметить, что период юности и обучения в образовательном учреждении является сензетивным для формирования профессионального самосознания. В свою очередь, профессиональное самосознание играет одну из главных ролей в становлении личности студента как профессионала, так как включает в себя осознание моделей своей будущей профессии, восприятие себя как носителя той или иной профессиональной культуры.
Необходимо повышение уровня рефлексивной компетентности непременно в период профессиональной подготовки, ведь именно в данный период у студентов формируются и закрепляются необходимые профессионально важные качества, такие как: ориентация на сферу практики, самостоятельность и инициативность, а также конкурентоспособность и мобильность в условиях растущей конкуренции. Период юности характеризуется сложностью становления личностных черт (Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, И. С. Кон и др.). Эти сложности обусловлены противоречиями, которые возникают в этом возрасте:
• между усилением сознательных мотивов поведения, укреплением таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, и неготовностью к самостоятельной регуляции своего поведения;
• между повышением интереса к собственным проблемам и невозможностью их самостоятельного разрешения;
• между склонностью к самооценке и еще не сформированным, не выраженным образом Я.
Эти противоречия актуализируют и активизируют потребность личности в самопознании и рефлексии.
На основании выделенных противоречий можно предположить, что период обучения в профессиональном учреждении является наиболее благоприятным для формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности в целом, в дальнейшем это будет свидетельствовать о степени принятия выбранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала.
В психологической и педагогической литературе наряду с понятием «рефлексивная компетентность» используется понятие «рефлексивная культура». М. В. Лукьянова, рассматривая рефлексивную культуру личности как психологический феномен, включает в это понятие способность творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, выходить из внутренних конфликтных состояний, умение приобретать новые смыслы и ценности, вступать в новые нестандартные коммуникативные системы, планировать собственную деятельность и управлять ею. Рефлексивная культура предполагает способность личности на основе свободного выбора и ответственности за него осуществлять самодиагностику в целях самопознания, саморазвития и творческого преобразования собственной деятельности.
Рефлексивная культура является более широким и интегративным понятием, включающим в себя такие элементы, как: «рефлексивная способность», «рефлексивно-творческий потенциал», рефлексивная готовность» и непосредственно «рефлексивная компетентность». Перечисленные компоненты образуют полноценное и комплексное образование, которое является неотъемлемой частью становления гармоничной профессионально - развитой личности [3].
Вот как дает определение понятию «рефлексивная культура» непосредственно в педагогической деятельности В.А. Сластенин: Рефлексивная культура — это системообразующий фактор профессионализма, определяемый совокупностью способностей, способов и стратегий, которые обеспечивают осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и деятельности педагога посредством их переосмысления, выдвижения инноваций, ведущих к преодолению проблемных ситуаций, возникающих в процессе решения профессионально-педагогических задач. Уровень развития педагогической рефлексивной культуры зависит от готовности и умения глубокого осмысления своего опыта: как личного, так и профессионального, также от умения ставить себя на место окружающих людей, что будет способствовать лучшему пониманию психологии людей, особенностей их мышления и восприятия [2].
Еще одним важным элементом выступает «рефлексивная способность», которая определяется, как умение осуществлять рефлексию собственной деятельности с различных ее сторон и проявлений. Данный элемент состоит из следующих компонентов:
· представленность в образе "Я" прошлого, настоящего, будущего жизненного опыта;
· экспансивность, высокая психическая активность (в сфере профессионально-педагогических качеств);
· открытость, активность образа "Я", высокая степень глубины, обширности и точности рефлексии;
· оперативность и точность рефлексивного стиля (выработанного эмпирически);
· способность к видению ситуации с точки зрения другого [2].
Рефлексивные способности тесно связаны с саморегуляцией личности, во взаимоотношении с окружающим миром, своим «Я» и внутренним миром.
Для полноценного формирования компетентности необходим такой элемент как «рефлексивные умения», которые основаны на познании собственных умений и способностей, своего психического состояния, а также адекватного восприятия окружающих себя людей.
Направлениями формирования и развития рефлексивных педагогических умений могут быть:
· формирование представлений о рефлексии и рефлексивных способностях;
· освоение и развитие рефлексивных умений в педагогической практике на основе самоанализа, самодиагностики и самокоррекции собственной профессиональной деятельности;
· создание собственной системы формирования рефлексивных умений у учащихся и соответствующая реорганизация учебного процесса.
Одним из сложнейших компонентов рефлексивной культуры является «рефлексивная готовность», которая включает в себя непосредственно внутреннюю готовность к объективному, беспристрастному, искреннему взгляду в себя, на себя и вокруг себя [3]. Для педагогической сферы во избежание различных деструкций и деформаций очень важно находить внутреннее равновесие, которое обеспечит стабильность эмоциональной сферы и стрессоустойчивость к возможным трудностям.
Из рефлексивной готовности выделяется еще один элемент, который является на сегодняшний день одним из актуальных — «рефлексивно-творческий потенциал» [3]. Характеризуется данный компонент возможностью личности, в нашем случае будущего педагога, формирования в первую очередь в себе нестереотипного анализа себя, своей деятельности, что впоследствии поможет в формировании и стимулировании рефлексии детей. Ведь если у педагога не сформировано умение рефлексировать, то он не сможет создавать необходимые условия для детей, для того, чтобы они осознавали не только результаты своей учебной деятельности, но и важность самого процесса обучения.
В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность представлена как сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия; коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним.
Рефлексивная компетентность как компонент непосредственно профессионального самосознания личности будущих педагогов выполняет следующие функции:
a) проектировочная — планирование и организация педагогической деятельности;
b) организаторская — создание наиболее благоприятной среды для эффективного взаимодействия между участниками педагогического процесса;
c) коммуникативная — условие продуктивного общения между субъектами педагогического процесса;
d) смыслотворческая — формирование осмысленности деятельности и взаимодействия;
e) мотивационная — создание необходимых условий для побуждения детей к учебной деятельности, самосовершенствованию и личному росту;
f) коррекционная — побуждение к возможному изменению во взаимодействии и деятельности [4].
Вышеперечисленные функции работают в симбиозе, который обеспечивает комплексное формирование полноценной педагогической рефлексивной компетентности, которая состоит из нескольких компонентов: когнитивного, личностного и операционального. Их суть раскрыта нами выше, непосредственно в функциях рефлексивной компетентности.
Профессиональное самосознание будущих педагогов представляет собой совокупность необходимых компонентов, состоящих из «Я»-образов, таких как:
· «Я-актуальное» — осознание и принятие себя на данный момент;
· «Я-ретроспективное» — видение и оценка себя по отношению к выбранной профессиональной сфере;
· «Я-идеальное» — представление себя в будущем как профессионала своего дела;
· «Я-рефлексивное» или «Я-зеркальное» — оценка себя как профессионала, а так же учет отношения к личности педагога со стороны коллег, родителей, администрации и т. д. [3].
Процесс обучения будущих педагогов должен основываться на помощи в формировании внутренней активности, побуждению к саморазвитию и самовоспитанию, как профессиональной, так и личностной сферы. Все это будет способствовать качественному преобразованию своих возможностей, гибкости мышления, творческому подходу в своей деятельности, т.е. личностный и педагогический потенциал будет соответствовать современным тенденциям и требованиям общества. Именно рефлексивная компетентность является тем орудием, с помощью которого возможно достигнуть высокого уровня мастерства и профессионализма, которое поможет в течение всего профессионального пути сохранить психическое здоровье, высокую степень удовлетворенности от выполняемой работы и неиссякаемый источник жизненных сил.
Трудности в профессиональном самосознании возникают при отсутствии определенной жизненной стратегии и место в ней. Роль рефлексии заключается в том, чтобы посредством взгляда в себя, истинные желания и потребности помочь определится в выборе своего направления, в котором личность сможет полноценно реализовываться и самосовершенствоваться.
Таким образом, следует закономерность, которая обуславливает непосредственную взаимосвязь между профессиональным самосознанием и рефлексивной компетентностью. Заключается эта закономерность в преемственности двух этих образований, некой зависимости друг от друга, которая и обуславливает постепенное полноценное развитие личности будущих педагогов.