Полный текст статьи
Печать

Любая сфера нашей деятельности связана с неким контролем, регулированием, анализом и самоанализом нашей работы и действий.  Рефлексия является одним из  важнейших  компонентом  становления  профессионального  самосознания,  в  частности  профессионального  самосознания  будущих  педагогов. 

Следует говорить именно о  рефлексивной  компетентности,  так  как  умение  видеть  не  просто  себя  и  свою  деятельность,  но  и  проводить  своеобразную  самодиагностику  в  целях  самосовершенствования  требует  особого  мастерства,  которое  необходимо  развивать  в  себе  людям  самых  разнообразных  профессиональных  сфер  деятельности. 

Исходя из этого, рефлексивную компетентность целесообразно включить в число ключевых компетентностей в системе профессионального педагогического образования.

Период  обучения  студентов  совпадает  с  периодом  юношества,  особенностями  которого  являются  самоопределение  в  профессиональном  мире  и  развитие  самосознания  как  условия  рефлексии  собственных  действий  и  поступков,  чувств  и  внутренних  переживаний.  Так  же  студенты  самопроектируют  себя  в  профессиональном  будущем.  Можно  отметить,  что  период  юности  и  обучения  в  образовательном  учреждении  является  сензетивным  для  формирования  профессионального  самосознания.  В  свою  очередь,  профессиональное  самосознание  играет  одну  из  главных  ролей  в  становлении  личности  студента  как  профессионала,  так  как  включает  в  себя  осознание  моделей  своей  будущей  профессии,  восприятие  себя  как  носителя  той  или  иной  профессиональной  культуры.

Необходимо  повышение  уровня  рефлексивной  компетентности  непременно  в  период  профессиональной  подготовки,  ведь  именно  в  данный  период  у  студентов  формируются  и  закрепляются  необходимые  профессионально  важные  качества,  такие  как:  ориентация  на  сферу  практики,  самостоятельность  и  инициативность,  а  также  конкурентоспособность  и  мобильность  в  условиях  растущей  конкуренции. Период юности характеризуется сложностью становления личностных черт (Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, И. С. Кон и др.). Эти сложности обусловлены противоречиями, которые возникают в этом возрасте: 

• между усилением сознательных мотивов поведения, укреплением таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, и неготовностью к самостоятельной регуляции своего поведения; 

• между повышением интереса к собственным проблемам и невозможностью их самостоятельного разрешения;

• между склонностью к самооценке и еще не сформированным, не выраженным образом Я. 

Эти противоречия актуализируют и активизируют потребность личности в самопознании и рефлексии. 

На основании выделенных противоречий можно предположить, что период обучения  в  профессиональном учреждении  является  наиболее  благоприятным  для  формирования  профессионального  самосознания  и  профессиональной  идентичности  в  целом,  в  дальнейшем  это  будет  свидетельствовать  о  степени  принятия  выбранной  профессиональной  деятельности  в  качестве  средства  самореализации  и  развития,  а  также  о  степени  признания  себя  как  профессионала.

В  психологической  и  педагогической  литературе  наряду  с  понятием  «рефлексивная  компетентность»  используется  понятие  «рефлексивная  культура».  М. В. Лукьянова, рассматривая рефлексивную культуру личности как психологический феномен, включает в это понятие способность творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, выходить из внутренних конфликтных состояний, умение приобретать новые смыслы и ценности, вступать в новые нестандартные коммуникативные системы, планировать собственную деятельность и управлять ею. Рефлексивная культура предполагает способность личности на основе свободного выбора и ответственности за него осуществлять самодиагностику в целях самопознания, саморазвития и творческого преобразования собственной деятельности.

Рефлексивная  культура  является  более  широким  и  интегративным  понятием,  включающим  в  себя  такие  элементы,  как:  «рефлексивная  способность»,  «рефлексивно-творческий  потенциал»,  рефлексивная  готовность»  и  непосредственно  «рефлексивная  компетентность».  Перечисленные компоненты  образуют  полноценное  и  комплексное  образование,  которое  является  неотъемлемой  частью  становления  гармоничной  профессионально  -  развитой  личности  [3].

Вот  как  дает  определение  понятию  «рефлексивная  культура»  непосредственно  в  педагогической  деятельности  В.А.  Сластенин:  Рефлексивная  культура  —  это  системообразующий  фактор  профессионализма,  определяемый  совокупностью  способностей,  способов  и  стратегий,  которые  обеспечивают  осознание  и  преодоление  стереотипов  личностного  опыта  и  деятельности  педагога  посредством  их  переосмысления,  выдвижения  инноваций,  ведущих  к  преодолению  проблемных  ситуаций,  возникающих  в  процессе  решения  профессионально-педагогических  задач.  Уровень  развития  педагогической  рефлексивной  культуры  зависит  от  готовности  и  умения  глубокого  осмысления  своего  опыта:  как  личного,  так  и  профессионального,  также  от  умения  ставить  себя  на  место  окружающих  людей,  что  будет  способствовать  лучшему  пониманию  психологии  людей,  особенностей  их  мышления  и  восприятия  [2].

Еще  одним  важным  элементом  выступает  «рефлексивная  способность»,  которая  определяется,  как  умение  осуществлять  рефлексию  собственной  деятельности  с  различных  ее  сторон  и  проявлений.  Данный элемент состоит из следующих компонентов:

·     представленность  в  образе  "Я"  прошлого,  настоящего,  будущего  жизненного  опыта;

·     экспансивность,  высокая  психическая  активность  (в  сфере  профессионально-педагогических  качеств);

·     открытость,  активность  образа  "Я",  высокая  степень  глубины,  обширности  и  точности  рефлексии;

·   оперативность  и  точность  рефлексивного  стиля  (выработанного  эмпирически);

·     способность  к  видению  ситуации  с  точки  зрения  другого  [2].

Рефлексивные  способности  тесно  связаны  с  саморегуляцией  личности,  во  взаимоотношении  с  окружающим  миром,  своим  «Я»  и  внутренним  миром.

Для  полноценного  формирования  компетентности  необходим  такой  элемент  как «рефлексивные  умения»,  которые  основаны  на  познании  собственных  умений  и  способностей,  своего  психического  состояния,  а  также  адекватного  восприятия  окружающих  себя  людей.

Направлениями  формирования  и  развития  рефлексивных  педагогических  умений  могут  быть:

·     формирование  представлений  о  рефлексии  и  рефлексивных  способностях;

·     освоение  и  развитие  рефлексивных  умений  в  педагогической  практике  на  основе  самоанализа,  самодиагностики  и  самокоррекции  собственной  профессиональной  деятельности;

·     создание  собственной  системы  формирования  рефлексивных  умений  у  учащихся  и  соответствующая  реорганизация  учебного  процесса.

Одним  из  сложнейших  компонентов  рефлексивной  культуры  является  «рефлексивная  готовность»,  которая  включает  в  себя  непосредственно  внутреннюю  готовность  к  объективному,  беспристрастному,  искреннему  взгляду  в  себя,  на  себя  и  вокруг  себя  [3].  Для  педагогической  сферы  во  избежание  различных  деструкций  и  деформаций  очень  важно  находить  внутреннее  равновесие,  которое  обеспечит  стабильность  эмоциональной  сферы  и  стрессоустойчивость  к  возможным  трудностям.

Из  рефлексивной  готовности  выделяется  еще  один  элемент,  который  является  на  сегодняшний  день  одним  из  актуальных  —  «рефлексивно-творческий  потенциал»  [3].  Характеризуется  данный  компонент  возможностью  личности,  в  нашем  случае  будущего  педагога,  формирования  в  первую  очередь  в  себе  нестереотипного  анализа  себя,  своей  деятельности,  что  впоследствии  поможет  в  формировании  и  стимулировании  рефлексии  детей.  Ведь  если  у  педагога  не  сформировано  умение  рефлексировать,  то  он  не  сможет  создавать  необходимые  условия  для  детей,  для  того,  чтобы  они  осознавали  не  только  результаты  своей  учебной  деятельности,  но  и  важность  самого  процесса  обучения.

В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность представлена как сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия; коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним. 

Рефлексивная  компетентность  как  компонент  непосредственно  профессионального  самосознания  личности  будущих  педагогов  выполняет  следующие  функции:

a) проектировочная — планирование  и  организация  педагогической  деятельности;

b) организаторская — создание  наиболее  благоприятной  среды  для  эффективного  взаимодействия  между  участниками  педагогического  процесса;

c)   коммуникативная  —  условие  продуктивного  общения  между  субъектами  педагогического  процесса;

d)  смыслотворческая  —  формирование  осмысленности  деятельности  и  взаимодействия;

e)   мотивационная  —  создание  необходимых  условий  для  побуждения  детей  к  учебной  деятельности,  самосовершенствованию  и  личному  росту;

f)  коррекционная  —  побуждение  к  возможному  изменению  во  взаимодействии  и  деятельности  [4].

Вышеперечисленные  функции  работают  в  симбиозе,  который  обеспечивает  комплексное  формирование  полноценной  педагогической  рефлексивной  компетентности,  которая  состоит  из  нескольких  компонентов:  когнитивного,  личностного  и  операционального.  Их  суть  раскрыта  нами  выше,  непосредственно  в  функциях  рефлексивной  компетентности.

Профессиональное  самосознание  будущих  педагогов  представляет  собой  совокупность  необходимых  компонентов,  состоящих  из  «Я»-образов,  таких  как:

· «Я-актуальное»  —  осознание  и  принятие  себя  на  данный  момент;

· «Я-ретроспективное»  —  видение  и  оценка  себя  по  отношению  к  выбранной  профессиональной  сфере;

·  «Я-идеальное»  —  представление  себя  в  будущем  как  профессионала  своего  дела;

· «Я-рефлексивное»  или  «Я-зеркальное»  —  оценка  себя  как  профессионала,  а  так  же  учет  отношения  к  личности  педагога  со  стороны  коллег,  родителей,  администрации  и  т.  д.  [3].

Процесс  обучения  будущих  педагогов  должен  основываться  на  помощи  в  формировании  внутренней  активности,  побуждению  к  саморазвитию  и  самовоспитанию,  как  профессиональной,  так  и  личностной  сферы.  Все  это  будет  способствовать  качественному  преобразованию  своих  возможностей,  гибкости  мышления,  творческому  подходу  в  своей  деятельности,  т.е.  личностный  и  педагогический  потенциал  будет  соответствовать  современным  тенденциям  и  требованиям  общества.  Именно  рефлексивная  компетентность  является  тем  орудием,  с  помощью  которого  возможно  достигнуть  высокого  уровня  мастерства  и  профессионализма,  которое  поможет  в  течение  всего  профессионального  пути  сохранить  психическое  здоровье,  высокую  степень  удовлетворенности  от  выполняемой  работы  и  неиссякаемый  источник  жизненных  сил.

Трудности  в  профессиональном  самосознании  возникают  при  отсутствии  определенной  жизненной  стратегии  и  место  в  ней.  Роль  рефлексии  заключается  в  том,  чтобы  посредством  взгляда  в  себя,  истинные  желания  и  потребности  помочь  определится  в  выборе  своего  направления,  в  котором  личность  сможет  полноценно  реализовываться  и  самосовершенствоваться.

Таким  образом,  следует  закономерность,  которая  обуславливает  непосредственную  взаимосвязь  между  профессиональным  самосознанием  и  рефлексивной  компетентностью.  Заключается  эта  закономерность  в  преемственности  двух  этих  образований,  некой  зависимости  друг  от  друга,  которая  и  обуславливает  постепенное  полноценное  развитие  личности  будущих  педагогов.