Полный текст статьи
Печать

Одним из направлений государственной политики, проводимой в рамках административной реформы, является реформирование силовых структур, направленное на создание условий, при которых личность, общество и государство будут надежно защищены как от преступных посягательств, так и от внешней угрозы. Органы внутренних дел, как система государственных органов, призваны решать задачи последовательного перехода от традиционного для России, главным образом, репрессивного типа деятельности правоохранительных органов к модели деятельности, характеризующейся служением обществу и людям. Такая модель обеспечивает тесное взаимодействие между полицией и гражданами, их активное и, самое главное, результативное сотрудничество.

Государственная служба в органах внутренних дел – это вид государственной службы, который занимает особое место в механизме государственной власти, обладает специфическими средствами укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушений, обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества.

В современных реалиях вопросы государственной службы в органах внутренних дел имеют большое значение не только для юридической науки в целом, но и для совершенствования правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба. Понятие государственной службы можно сформулировать в широком и узком смыслах.

В широком смысле государственная служба – это форма трудовой деятельности людей, которая выражается в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В узком смысле государственная служба –   это профессиональная деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соответствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений предприятий, наряду с вспомогательным персоналом либо техническими исполнителями[1].

   В соответствии с 1 статьей Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации – этопрофессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Из приведенного определения можно выделить виды полномочий, исполнение которых обеспечивается государственными служащими:

1) полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации);

2) полномочия органов государственной власти, иных государственных органов:

- органы государственной власти – органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- иные государственные органы – органы, не относящиеся ни к одной из ветвей власти (прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и др.);

3) полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Сегодняшнее состояние правопорядка в обществе и государстве требуют мобилизации усилий правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел в целях отпора криминалитету, обеспечения общественной безопасности и защиты прав граждан. Успешное решение указанных задач во многом зависит от всестороннего правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел и состояния их кадрового потенциала.

На современном этапе необходима выверенная, научно-обоснованная стратегия всестороннего совершенствования кадровой политики органов внутренних дел – отраслевой модификации государственной кадровой политики и развития института государственной службы в органах внутренних дел. Это требует расширения теоретических основ данного вида государственной службы и внесения обоснованных предложений по совершенствованию его правового обеспечения.

При этом, конституционно-правовые основы кадровой политики и государственной службы в органах внутренних дел составляют базовый уровень системы их правового обеспечения, заключая в себе важные общие признаки всех ее элементов. Изучение конституционного законодательства в связи с проблемами  правового регулирования государственно-служебных отношений позволяет точнее определить пути совершенствования последнего.