Полный текст статьи
Печать

Мы живем в сложное время, когда изменение отношений в нашем обществе  в последние десятилетия повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании жизненных идеалов и образовании нравственной пустоты. За это время выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых книгах, кинофильмах, мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках и компьютерных играх.

Что сейчас может сделать школа, чтобы возродить духовно-нравственное воспитание, основа которого - нравственные и этические традиции нашего народа?

      Ведь еще Аристотель говорил: «Кто двигается вперед в науке, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Государство возлагает большие надежды на школу и в плане воспитания личности. Об этом говорят  требования Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Актуальной задачей современной системы образования, определяемой ФГОС, является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Важнейшими универсальными действиями с точки зрения духовно-нравственного развития личности, безусловно, являются личностные УУД, именно они обеспечивают достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты -  это умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

      Я стараюсь использовать все имеющиеся возможности преподаваемых мной предметов для нравственного воспитания своих учеников.  Это и сами уроки, и внеклассная работа. В работе по духовно-нравственному воспитанию  опираюсь на методику Е.Н.Ильина, метод проектов, ИКТ.

      Формирование и усвоение нравственных понятий идет на уроках русского языка, вернее,  - на отдельных его этапах.

     Дидактический материал, тексты для анализа, сочинения помогают глубже усвоить ценностные понятия, научиться оперировать ими.

      Например, при изучении темы «Синонимы» и «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сравнения с другими, близкими или противоположными ему. Выясняем, что такое нравственность, подбираем синонимы на эту тему.

      Выясняем, что стоит за противоположным понятием «безнравственность».  Приводим примеры проявления подобных качеств.     

      Для анализа и различных видов грамматических разборов стараюсь брать такие тексты, которые заставляют задуматься. Для комплексного анализа хорошо подходят тексты Д.С.Лихачева. Ребята сопоставляют авторскую и свою позицию. После работы с текстом пишем сочинение на нравственную тему.

      Воспитательные ресурсы уроков русского языка безграничны. Но именно литература дает нам самую благодатную почву для совершенствования личности, формирования нравственных идеалов, духовных ценностей подрастающего человека.

      Свою задачу вижу в формировании хорошего, вдумчивого читателя, поэтому основными формами  урока являются урок-диалог, урок-размышление, урок - дискуссия.

      Необходимо вызвать детей на откровенный разговор, результатом которого должно стать принятие ими определенной нравственной категории как нормы собственного поведения. Вывести на такой разговор нелегко. Помогают мне в этом мои излюбленные приемы, о которых хочется рассказать подробнее.

1. Создание эмоционального настроя. Например,  урок литературы по повести Пушкина «Метель». В самом начале смотрим презентацию.  Музыка Свиридова, иллюстрации к повести, кадры из кинофильма «Метель» создают лирический настрой. После  просмотра слайдов разговор приобретает искренность и задушевность, дети размышляют о таких нравственных  понятиях, как: долг, честь, любовь, семья, ответственность. Однако, чтобы добиться заинтересованности учеников, содержание презентации всегда нужно продумывать очень тщательно.          

2. Постановка проблемного вопроса, значимого для детей. В качестве примера возьмем тот же урок. Побуждает к разговору вопрос: «Какова роль судьбы, случая в жизни человека?»

  Часто прошу самих учеников сформулировать проблемный вопрос после прочтения произведения, иногда он становится темой всего урока. В качестве примера хочется привести урок по произведению А.М.Горького «Песня о Соколе». После первичного чтения произведения прошу восьмиклассников продумать дома проблемный вопрос, который мог бы стать темой следующего урока. Так рождается урок, в центре внимания на котором находится проблема о смысле жизни.

3. Сопоставление жизненных позиций героев одного или нескольких произведений. Сопоставляем жизненные позиции Сокола и Ужа, героев «Песни о Соколе» А.М.Горького, ученики вспоминают другие произведения, герои которых разделяли взгляды наших героев: «Калмыцкую сказку» из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, «Парус», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

4. Использование ассоциативного мышления. С каким цветком  можно сравнить тургеневскую Асю? Предлагаю фото-слайды. Большинство ребят выбирает подснежник, аргументируя свой выбор.

5. Связь с жизнью. Это обязательный прием на каждом уроке. Например, при анализе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обращаем внимание на эпизод, где Татьяна пишет письмо главному герою, искренне и трогательно объясняясь в любви. Старшеклассники  пытаются ответить на вопрос: «Кто должен первым рассказать о своих чувствах – юноша или девушка?»

Другой пример: «Дети подземелья» В.Г. Короленко. Валек крадет булочку для сестры, Вася говорит отцу неправду. Вопросы: « Правильно ли поступали герои в сложившейся ситуации? Возможен ли был другой выход? Как поступили бы вы?» Ситуация нравственного выбора активизирует ребят, заставляет мыслить, сопереживать.

Это излюбленные приемы в моей практике, которые приносят желаемые результаты.

Работу по развитию личностных качеств учащихся,  начатую на уроках, я стараюсь продолжать и во внеклассной работе. При этом использую метод проектов. Каждый год мы с детьми ставим спектакли. Вот названия лишь некоторых из них: С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Ревизор», Л.Филатов «Сказ про Федота-стрельца – удалого молодца», Литературно-музыкальная композиция «От героев былых времен», посвященная Дню Победы. От класса к классу можно видеть не только совершенствование актёрского мастерства, но и моральное взросление. Подобные проекты объединяют детей, воспитывают чувство товарищества, ответственности, взаимопомощи, развивают творческие способности.

Исследования школьного психолога, проведенные по методике Лири, показали, что у ребят появилось стремление к самосовершенствованию, повышенная потребность в альтруизме, объективное восприятие и оценка различных жизненных ситуаций, своих и чужих поступков.

При проведении анкетирования для выявления приоритетных качеств личности выяснилось, что для большинства детей на первое место выходят такие качества, как совесть, порядочность, доброта.

Я уверена, что работа по духовно-нравственному воспитанию не проходит даром. Результаты  её в первую очередь можно увидеть в поведении детей, в их взаимоотношениях, в творческих работах, отражающих изменения взглядов на жизнь, моральное взросление. Ведь   «разумное, доброе, вечное» навсегда поселятся в детских сердцах и пробуждает светлые чувства.

Таким образом, формирование личностных УУД является итогом кропотливой работы по духовно-нравственному воспитанию. Но результаты  видны не сразу, за это нельзя поставить оценку в школе. Эту оценку ставит сама жизнь.