Полный текст статьи
Печать

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Одной из самых актуальных проблем в школе является построение процесса обучения так, чтобы он способствовал не только эффективному усвоению предметных знаний, совершенствованию навыков и умений, но и  формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия  младшего школьника являются совокупностью качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой  в сложных и динамических отношениях и объединенных общей целью деятельности. Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, которые в свою очередь состоят из частных умений [1].

Познавательные  УУД

                 Формируемое  умение

Общеучебные

  • - применение методов информационного поиска;
  • - смысловое чтение;
  • - знаково-символические действия

Логические

 

  • - анализ с целью выделения признаков;
  • - синтез как составление целого из частей;
  • - выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • - построение логической цепи рассуждений;
  • - подведение под понятие;
  • - установление причинно-следственных связей;
  • - доказательство;
  • - выдвижение гипотез и их обоснование;

Действия постановки и решения проблем

 

  • - формулирование проблемы;
  • - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий мы продемонстрируем систему работы, используемую педагогами гимназии на практике.

  Анализ – это умение выделять в предметах признаки.Это универсальное действие формируется в следующей последовательности:

- сначала обучающиеся учатся выделять 2-3 свойства,

- затем множество свойств,

- после этого учатся находить общие и отличительные признаки предметов,

- далее - существенные и несущественные свойства,

- в заключении обучающиеся учатся различать общие и существенные свойства.

Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит так [7]:

1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;

2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;

3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;

4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

 

Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты. В качестве инструмента для синтезирования сложной или большой по объему информации, многие учителя  на  обобщающем урокеиспользуют «синквейн». Этоизвестный и полезный прием, развивающий умение находить в информации наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Структура синквейна:

1 строка – 1 существительное, 

2 строка – 2 прилагательных, 

3 строка – 3 глагола, 

4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)

5 строка – 1 слово (синоним, который повторяет суть темы).

Форма работы с представленным инструментом -  индивидуальная, парная.

Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс заключается в следующем.[7]:

1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок);

2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;

3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;

4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.

 

Сравнение – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять) предметов, понятий, явлений.

Алгоритм сравнения состоит из следующих компонентов:

1.Определение сопоставимых объектов.

2. Выделение признаков объектов.

3. Установление общих и существенных признаков предметов.

4. Определение критериев сравнения (основание).

5. Сопоставление объектов по данному основанию (определение общих черт объектов; определение отличительных черт объектов).

Сравнение бывает последовательным и параллельным.

Последовательное сравнение – это сравнение, при котором сначала описываются признаки первого предмета, а затем второго предмета, но обязательно в сравнении с признаками первого.

Параллельное сравнение – это такое сравнение, при котором одновременно сравниваются два предмета с указанием их общих и отличительных признаков.

 

Под классификацией понимают распределение объектов какого-либо понятия на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.

Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству.

Логическая операция сериации состоит из:

- выделения отличительных свойств предметов,

- определения содержания выделенных свойств,

- составление серии из предметов путем их подбора с учетом выделенных свойств.

Система работы по формированию данных умений (сравнение,   классификация,    сериация) в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит таким образом.[7]:

1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;

2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;

3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;

4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.

 Этапы современного урока отражают структурные элементы деятельности: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Каждый из этапов урока строится на определенных преобладающих логических универсальных учебных действий:

  1. Мотивация  к учебной деятельности(в результате чего формулируется тема урока) (анализ, синтез, сравнение);
    1.  Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

(анализ, синтез, классификация, сериация);

3.Выявление места и причины затруднения (в результате чего формулируются цели урока) (анализ, синтез, сравнение,  причинно-следственные связи);

4.Построение проекта выхода из затруднения (анализ, синтез);

5.Реализация построенного проекта (анализ, синтез, причинно-следственные связи);

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (анализ, синтез, причинно-следственные связи);

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (анализ, синтез, сравнение);

8. Включение в систему знаний и повторение (анализ, синтез);

9. Рефлексия учебной деятельности (анализ, синтез, причинно-следственные связи).

Необходимые познавательные действия приобретаются и реализуются через использование полученных  на уроке знаний во время выполнения конкретных заданий. Чем больше на уроке заданий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, тем выше его качество. Главная сложность для педагога заключается в отборе средств развития и контроля сформированности познавательных универсальных учебных действий на разных этапах урока. Поэтому для развития этих умений необходимо подбирать задания разных типов и уровней сложности:

- воспроизведение и применение знаний в знакомой ситуации  - это задания ниже базового уровня;

- применение знаний в измененной ситуации – задания базового уровня;

- применение знаний в новой ситуации – это задания повышенного уровня - предполагает, что обучающиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, устанавливают причинно-следственные связи,  систематизируют и интегрируют знания, решают практические и творческие задачи. 

Тип задания

ниже базового уровня

- распознавать
по описанию или изображению типичные объекты или их части, процессы, явления

 

базового уровня

- сравнивать,

- описывать,

- классифицировать объекты, процессы
и явления

повышенного  уровня  

-устанавливать

причинно-следственные связи,
- формулировать
и аргументировать

выводы,

- применять знания
для объяснения явлений

 

Для    формирования    логических    УУД  целесообразны    следующие    виды    заданий: «на что похоже?», поиск «лишнего», «найди отличия» (можно задать их количество), «сравни», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», незаконченные предложения, «хитроумные решения», «синквейн».

 Многие из них знакомы и действенны. Их используют  на уроках в любой предметной области. Очень важно разбирать с детьми технологию выполнения заданий – в чём и заключается процесс формирования УУД.

В гимназической практике по формированию логических УУД учителя помимо работы на уроках, проводят занятия во внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению курс «Умники и умницы», где используют УМК автора Холодовой О.А. «Развитие познавательных способностей» [6]. Этот УМК продолжает и помогает работе по формированию познавательных универсальных действий. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления школьника. Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Поэтому так важно уделять внимание становлению логического мышления в этом возрасте.

В результате работы по формированию логических УУД выпускник начальной школы научится.[7]:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

 

          К общеучебным УУД относятся знаково-символические действия. Основными из знаково-символических действий являются моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель) и преобразование самой модели с целью выявления общих законов.

Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения  содержания от формы, что  является существенным  показателем  понимания обучаемыми учебной  задачи.

К знаково-символическим    действиям относятся:

- моделированиепреобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Для успешного обучения в начальной школенеобходимы следующие компоненты моделирования:

- декодирование/считывание информации;

- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

- умение строить схемы, модели, диаграммы.

Чтобы формирование знаково-символических действий было результативно, нужно соблюдать этапность:

      1 этап - знакомство с условными знаками (цифра, буква, символ, рисунок, схема, таблица, диаграмма).

      2 этап -  считывание информации с модели.

      3 этап -  дополнение информации в модели.

      4 этап -  заполнение информацией модели.

      5 этап -  построение модели

Приведем примеры заданий, используемые педагогами гимназии для формирования у обучающихся умения моделировать. 

Учителем на уроке русского языка предлагается обучающимся в 3 классе заполнить таблицу. Анализ информации, представленной в виде таблицы, позволяет детям понять и сформулировать задание, дополнить её материалом  и дать ответ. Таким образом, отрабатывается умение декодирование. 

лес

безлесье

вкусный

безвкусный

право

 

толковый

 

закон

 

умный

 

дорога

 

радостный

 

порядок

 

шумный

 

 

   В УМК «Начальная школа 21 века» в рабочей тетради по «Литературному чтению» Ефросининой Л.А. с 1 класса ведётся работа по составлению модели обложки произведения. [2]

 Геометрические фигуры замещают жанры произведения, цвет кодирует тематику текста. Кроме этого ученики учатся делать обобщение используя схемы, составляют таблицы.

Работа с диаграммой начинается пропедевтически со 2 класса на уроках математики.

Диаграмма помогает увидеть закономерности, отношения и структуры данных, которые сложно увидеть при изучении числовых значений таблицы. Данная  работа позволяет осуществить преемственность с обучением в 5 классе.

Большую помощь на уроках математики учителям гимназии оказывает рабочая тетрадь автора Рыдзе О.А. «Работа с информацией» [5], которая позволяет качественнее формировать знаково-символические умения, такие как работа с таблицей и диаграммой.

 

По окончанию начальной школы выпускник по знаково-символическим действиям научится [7]:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач.

Одним из важных  компонентов общеучебных  действий является смысловое  чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Ученик должен понимать, зачем он читает. На этапе знакомства с текстом учитель сообщает обучаемым цель чтения. Например: читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним  словосочетание. Понимание смысла одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения.

Смысловое  чтение - это

- осмысление целичтении и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информациииз  текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- понимание явной и скрытой информации;

- самостоятельная интерпретация;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей.

Формируя смысловое чтение, учитель ориентируется на модель «идеального читателя», который[3]:

- формулирует тему текста;

-работает с заголовками: выбирает наиболее точный из предложенных, озаглавливает текст, прогнозирует содержание по заголовку;

- выявляет в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознаёт потребность  в выяснении их смысла;

-отвечает на вопросы по содержанию словами текста;

-выделяет опорные слова;

-определяет мотивы поведения героев;

- находит главную мысль, сформулированную в тексте, или выбирает из ряда пословиц ту, которая  наиболее точно выражает главную мысль;

- осознаёт авторское и собственное отношение к персонажам;

- выявляет смысловой и эмоциональный подтекст.

«Идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог  с текстом.

Одним из приёмов по формированию смыслового чтения является антиципация или прогнозирование содержания по: заголовку, началу или окончанию текста.

Также формированию смыслового чтения способствуют задания с деформированными текстами: найди и удали лишнее слово (предложение), нарушающее общий смысл текста; восстанови порядок слов (предложений, абзацев); исправь речевые ошибки текста (замени повторы, неуместное употребление фразеологизмов); исправь фактические ошибки в тексте.

Приведем пример задания по русскому языку, которое способствует формированию смыслового чтения.  Принцип задания - составление рассказа – разворачивание текстовой информации.

Расшифруй предложение и составь по нему рассказ: «И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил».

Рассказ по предложению:  Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.

В итоге работы по формированию смыслового чтения выпускник начальных классов научится[7]:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

- воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров.

        В нашей гимназии разработана междисциплинарная программа «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 – 9 классов, в начальной школе работа по данному направлению является пропедевтикой этого курса.

 

Также одним из важнейших познавательных универсальных действий является  умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, то есть  формулировать проблему, и как он ее будет решать, то есть  создавать собственные способы решения.

В действия постановки и решения проблемы входят:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо пройти следующие  этапы:

1 этап -  умение  находить проблему;

2 этап - понимание  важности умения самому ставить и формулировать проблему;

3 этап -  сознательное  формулирование проблемы.

Постановку проблемы можно использовать на этапе актуализации и на этапе закрепления. Действие постановки и решения проблемы выступает как цель и как средство обучения. Данное учебное действие является одним из показателей уровня интеллектуального развития учащихся, открывает пути для овладения новым знанием

Проблемные ситуации делятся на 4 типа[4] 

Типы     проблемных    ситуаций

I тип

 

II тип

 

III тип

 

IV тип

учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

 

столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях

 

имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа

 

имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования

В соответствии с типом проблемной ситуации педагог может построить работу следующими способами:

1) учитель сам ставит и решает проблему;

2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

3) учащиеся ставят и решают проблему с помощью учителя;

4) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) [4]

          Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

Приведем примеры создания проблемных ситуаций на уроках [4]

1.На уроке математики во 2 классе создаётся проблемная ситуация. На доске запись.

            3 + 6 × 4 = 36

              3 + 6 × 4 = 27

Учитель:   - Ребята, вы удивлены?

Ученик:  - Да!

Учитель:  - Почему?

Ученик: -   Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: -   Значит, над каким вопросом мы подумаем? 

Ученик:   - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Таким образом можно ввести понятие «порядок действия в выражениях со скобками». 

На уроке окружающего мира в 3 классе предлагается диалог двух учащихся.

- Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

- Грибы не зеленые, значит, они животные.

В ходе обсуждения возникает проблема: «Что такое грибы: растения или животные?»

Таким образом, можно ввести понятие «царство грибов». 

В результате формирования действия постановки и решения проблем у обучаемых появятся не только знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

В итоге работы по формированию действия постановки и решения проблем выпускник начальных классов научится [7] способам решения проблем творческого и поискового характера.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В процессе изучения учебных  предметов, каждый из которых обладает педагогическим потенциалом, происходит формирование определенных познавательных универсальных учебных действий школьника. 

УУД

 

Русский язык

Литературное чтение

Математика

 

Окружающий мир

Технология

Познавательные
общеучебные

 

Моделирова-

ние (перевод устной речи в письменную)

 

Смысловое чтение

 

Моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Смысловое чтение, широкий спектр источников информации

 

Моделирование объекта, преобразование  моделей

 

Познавательные логические

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи,

логические рассуждения, доказательство

Познавательные

постановка и

решение проблемы

 

Формулирование языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Формулирование практико-ориентированных, социальных и экологических проблем.  Коллективное создание способов решения проблем поискового и творческого характера под руководством учителя

 

 

Познавательныеуниверсальные учебные действия имеют неоспоримое значение в процессе интеллектуального и творческого развития младшего школьника. Обучение, с учетом формирования познавательных УУД, обеспечивает развитие таких качеств  школьника, которые необходимы для того, чтобы он мог стать учеником, умеющим самостоятельно мыслить, работать с информацией, принимать решения и реализовывать их.