Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Одной из самых актуальных проблем в школе является построение процесса обучения так, чтобы он способствовал не только эффективному усвоению предметных знаний, совершенствованию навыков и умений, но и формированию у обучающихся универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника являются совокупностью качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой в сложных и динамических отношениях и объединенных общей целью деятельности. Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, которые в свою очередь состоят из частных умений [1].
Познавательные УУД |
Формируемое умение |
Общеучебные |
|
Логические
|
|
Действия постановки и решения проблем
|
|
Процесс формирования универсальных учебных действий отличается системностью и последовательностью действий, направленных на усвоение отдельных операций. На примере отдельных логических универсальных действий мы продемонстрируем систему работы, используемую педагогами гимназии на практике.
Анализ – это умение выделять в предметах признаки.Это универсальное действие формируется в следующей последовательности:
- сначала обучающиеся учатся выделять 2-3 свойства,
- затем множество свойств,
- после этого учатся находить общие и отличительные признаки предметов,
- далее - существенные и несущественные свойства,
- в заключении обучающиеся учатся различать общие и существенные свойства.
Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит так [7]:
1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;
2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;
3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;
4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез – это умение соединять или объединять из частей целое, восполнять недостающие компоненты. В качестве инструмента для синтезирования сложной или большой по объему информации, многие учителя на обобщающем урокеиспользуют «синквейн». Этоизвестный и полезный прием, развивающий умение находить в информации наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (синоним, который повторяет суть темы).
Форма работы с представленным инструментом - индивидуальная, парная.
Система работы по формированию данного умения в нашей гимназии с 1 по 4 класс заключается в следующем.[7]:
1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (например: буквы, рисунок);
2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;
3класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;
4класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.
Сравнение – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять) предметов, понятий, явлений.
Алгоритм сравнения состоит из следующих компонентов:
1.Определение сопоставимых объектов.
2. Выделение признаков объектов.
3. Установление общих и существенных признаков предметов.
4. Определение критериев сравнения (основание).
5. Сопоставление объектов по данному основанию (определение общих черт объектов; определение отличительных черт объектов).
Сравнение бывает последовательным и параллельным.
Последовательное сравнение – это сравнение, при котором сначала описываются признаки первого предмета, а затем второго предмета, но обязательно в сравнении с признаками первого.
Параллельное сравнение – это такое сравнение, при котором одновременно сравниваются два предмета с указанием их общих и отличительных признаков.
Под классификацией понимают распределение объектов какого-либо понятия на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.
Сериация – способность составления серий из предметов по выделенному свойству.
Логическая операция сериации состоит из:
- выделения отличительных свойств предметов,
- определения содержания выделенных свойств,
- составление серии из предметов путем их подбора с учетом выделенных свойств.
Система работы по формированию данных умений (сравнение, классификация, сериация) в нашей гимназии с 1 по 4 класс выглядит таким образом.[7]:
1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;
2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;
3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;
4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.
Этапы современного урока отражают структурные элементы деятельности: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Каждый из этапов урока строится на определенных преобладающих логических универсальных учебных действий:
- Мотивация к учебной деятельности(в результате чего формулируется тема урока) (анализ, синтез, сравнение);
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
(анализ, синтез, классификация, сериация);
3.Выявление места и причины затруднения (в результате чего формулируются цели урока) (анализ, синтез, сравнение, причинно-следственные связи);
4.Построение проекта выхода из затруднения (анализ, синтез);
5.Реализация построенного проекта (анализ, синтез, причинно-следственные связи);
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (анализ, синтез, причинно-следственные связи);
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (анализ, синтез, сравнение);
8. Включение в систему знаний и повторение (анализ, синтез);
9. Рефлексия учебной деятельности (анализ, синтез, причинно-следственные связи).
Необходимые познавательные действия приобретаются и реализуются через использование полученных на уроке знаний во время выполнения конкретных заданий. Чем больше на уроке заданий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, тем выше его качество. Главная сложность для педагога заключается в отборе средств развития и контроля сформированности познавательных универсальных учебных действий на разных этапах урока. Поэтому для развития этих умений необходимо подбирать задания разных типов и уровней сложности:
- воспроизведение и применение знаний в знакомой ситуации - это задания ниже базового уровня;
- применение знаний в измененной ситуации – задания базового уровня;
- применение знаний в новой ситуации – это задания повышенного уровня - предполагает, что обучающиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и интегрируют знания, решают практические и творческие задачи.
Тип задания |
||
ниже базового уровня - распознавать
|
базового уровня - сравнивать, - описывать, - классифицировать объекты, процессы |
повышенного уровня -устанавливать причинно-следственные связи, выводы, - применять знания |
Для формирования логических УУД целесообразны следующие виды заданий: «на что похоже?», поиск «лишнего», «найди отличия» (можно задать их количество), «сравни», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», незаконченные предложения, «хитроумные решения», «синквейн».
Многие из них знакомы и действенны. Их используют на уроках в любой предметной области. Очень важно разбирать с детьми технологию выполнения заданий – в чём и заключается процесс формирования УУД.
В гимназической практике по формированию логических УУД учителя помимо работы на уроках, проводят занятия во внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению курс «Умники и умницы», где используют УМК автора Холодовой О.А. «Развитие познавательных способностей» [6]. Этот УМК продолжает и помогает работе по формированию познавательных универсальных действий. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления школьника. Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Поэтому так важно уделять внимание становлению логического мышления в этом возрасте.
В результате работы по формированию логических УУД выпускник начальной школы научится.[7]:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
К общеучебным УУД относятся знаково-символические действия. Основными из знаково-символических действий являются моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель) и преобразование самой модели с целью выявления общих законов.
Использование разнообразных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что является существенным показателем понимания обучаемыми учебной задачи.
К знаково-символическим действиям относятся:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Для успешного обучения в начальной школенеобходимы следующие компоненты моделирования:
- декодирование/считывание информации;
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
- умение строить схемы, модели, диаграммы.
Чтобы формирование знаково-символических действий было результативно, нужно соблюдать этапность:
1 этап - знакомство с условными знаками (цифра, буква, символ, рисунок, схема, таблица, диаграмма).
2 этап - считывание информации с модели.
3 этап - дополнение информации в модели.
4 этап - заполнение информацией модели.
5 этап - построение модели
Приведем примеры заданий, используемые педагогами гимназии для формирования у обучающихся умения моделировать.
Учителем на уроке русского языка предлагается обучающимся в 3 классе заполнить таблицу. Анализ информации, представленной в виде таблицы, позволяет детям понять и сформулировать задание, дополнить её материалом и дать ответ. Таким образом, отрабатывается умение декодирование.
лес |
безлесье |
вкусный |
безвкусный |
право |
|
толковый |
|
закон |
|
умный |
|
дорога |
|
радостный |
|
порядок |
|
шумный |
|
В УМК «Начальная школа 21 века» в рабочей тетради по «Литературному чтению» Ефросининой Л.А. с 1 класса ведётся работа по составлению модели обложки произведения. [2]
Геометрические фигуры замещают жанры произведения, цвет кодирует тематику текста. Кроме этого ученики учатся делать обобщение используя схемы, составляют таблицы.
Работа с диаграммой начинается пропедевтически со 2 класса на уроках математики.
Диаграмма помогает увидеть закономерности, отношения и структуры данных, которые сложно увидеть при изучении числовых значений таблицы. Данная работа позволяет осуществить преемственность с обучением в 5 классе.
Большую помощь на уроках математики учителям гимназии оказывает рабочая тетрадь автора Рыдзе О.А. «Работа с информацией» [5], которая позволяет качественнее формировать знаково-символические умения, такие как работа с таблицей и диаграммой.
По окончанию начальной школы выпускник по знаково-символическим действиям научится [7]:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач.
Одним из важных компонентов общеучебных действий является смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Ученик должен понимать, зачем он читает. На этапе знакомства с текстом учитель сообщает обучаемым цель чтения. Например: читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понимание смысла одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения.
Смысловое чтение - это
- осмысление целичтении и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информациииз текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- понимание явной и скрытой информации;
- самостоятельная интерпретация;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей.
Формируя смысловое чтение, учитель ориентируется на модель «идеального читателя», который[3]:
- формулирует тему текста;
-работает с заголовками: выбирает наиболее точный из предложенных, озаглавливает текст, прогнозирует содержание по заголовку;
- выявляет в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознаёт потребность в выяснении их смысла;
-отвечает на вопросы по содержанию словами текста;
-выделяет опорные слова;
-определяет мотивы поведения героев;
- находит главную мысль, сформулированную в тексте, или выбирает из ряда пословиц ту, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- осознаёт авторское и собственное отношение к персонажам;
- выявляет смысловой и эмоциональный подтекст.
«Идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом.
Одним из приёмов по формированию смыслового чтения является антиципация или прогнозирование содержания по: заголовку, началу или окончанию текста.
Также формированию смыслового чтения способствуют задания с деформированными текстами: найди и удали лишнее слово (предложение), нарушающее общий смысл текста; восстанови порядок слов (предложений, абзацев); исправь речевые ошибки текста (замени повторы, неуместное употребление фразеологизмов); исправь фактические ошибки в тексте.
Приведем пример задания по русскому языку, которое способствует формированию смыслового чтения. Принцип задания - составление рассказа – разворачивание текстовой информации.
Расшифруй предложение и составь по нему рассказ: «И хотя он был ранен, но знамени из рук не выпустил».
Рассказ по предложению: Это было во время войны. Бойцы пошли в атаку. Впереди всех был боец со знаменем в руках. Вдруг его ранили. Знаменосец понимал, что бойцы равняются на знамя. Если упадёт знамя, то его товарищи могут дрогнуть. Поэтому он собрал все свои силы и крепко сжал знамя в руках, продолжая идти вперёд.
В итоге работы по формированию смыслового чтения выпускник начальных классов научится[7]:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- воспринимать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров.
В нашей гимназии разработана междисциплинарная программа «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 – 9 классов, в начальной школе работа по данному направлению является пропедевтикой этого курса.
Также одним из важнейших познавательных универсальных действий является умение решать проблемы и задачи. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, то есть формулировать проблему, и как он ее будет решать, то есть создавать собственные способы решения.
В действия постановки и решения проблемы входят:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо пройти следующие этапы:
1 этап - умение находить проблему;
2 этап - понимание важности умения самому ставить и формулировать проблему;
3 этап - сознательное формулирование проблемы.
Постановку проблемы можно использовать на этапе актуализации и на этапе закрепления. Действие постановки и решения проблемы выступает как цель и как средство обучения. Данное учебное действие является одним из показателей уровня интеллектуального развития учащихся, открывает пути для овладения новым знанием
Проблемные ситуации делятся на 4 типа[4]
Типы проблемных ситуаций |
|||
I тип
|
II тип
|
III тип
|
IV тип |
учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.
|
столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях
|
имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа
|
имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования |
В соответствии с типом проблемной ситуации педагог может построить работу следующими способами:
1) учитель сам ставит и решает проблему;
2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
3) учащиеся ставят и решают проблему с помощью учителя;
4) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) [4]
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
Приведем примеры создания проблемных ситуаций на уроках [4]
1.На уроке математики во 2 классе создаётся проблемная ситуация. На доске запись.
3 + 6 × 4 = 36
3 + 6 × 4 = 27
Учитель: - Ребята, вы удивлены?
Ученик: - Да!
Учитель: - Почему?
Ученик: - Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: - Значит, над каким вопросом мы подумаем?
Ученик: - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Таким образом можно ввести понятие «порядок действия в выражениях со скобками».
На уроке окружающего мира в 3 классе предлагается диалог двух учащихся.
- Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
- Грибы не зеленые, значит, они животные.
В ходе обсуждения возникает проблема: «Что такое грибы: растения или животные?»
Таким образом, можно ввести понятие «царство грибов».
В результате формирования действия постановки и решения проблем у обучаемых появятся не только знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.
В итоге работы по формированию действия постановки и решения проблем выпускник начальных классов научится [7] способам решения проблем творческого и поискового характера.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В процессе изучения учебных предметов, каждый из которых обладает педагогическим потенциалом, происходит формирование определенных познавательных универсальных учебных действий школьника.
УУД
|
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика
|
Окружающий мир |
Технология |
|
Познавательные
|
Моделирова- ние (перевод устной речи в письменную)
|
Смысловое чтение
|
Моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Смысловое чтение, широкий спектр источников информации
|
Моделирование объекта, преобразование моделей
|
|
Познавательные логические |
Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательство |
|||||
Познавательные постановка и решение проблемы
|
Формулирование языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
Формулирование практико-ориентированных, социальных и экологических проблем. Коллективное создание способов решения проблем поискового и творческого характера под руководством учителя
|
Познавательныеуниверсальные учебные действия имеют неоспоримое значение в процессе интеллектуального и творческого развития младшего школьника. Обучение, с учетом формирования познавательных УУД, обеспечивает развитие таких качеств школьника, которые необходимы для того, чтобы он мог стать учеником, умеющим самостоятельно мыслить, работать с информацией, принимать решения и реализовывать их.