Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения.
Личностные результаты: уважительное отношение к иному мнению
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ объектов, сравнивать;
- подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, выполнять задание с использованием рисунка, использовать знаково-символические средства; работать с условными обозначениями учебника, поиск и выделение информации; работать с учебником.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- планировать, выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контролировать, корректировать и оценивать деятельность, применять правила и пользоваться инструкциями
Коммуникативные УУД:
- договариваться при работе в паре, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение.
Предметные результаты:
- формирование умения учащихся применять переместительное свойство сложения.
Ресурсы\Оборудование:
- Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2;
- Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;
- сигнальные фишки, презентация.
- Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока «Перестановка слагаемых»
Название этапов урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
|
Регулятивные УУД: самоконтроль |
Организует проверку рабочего места |
Проверяют свое рабочее место |
Фронтальная работа |
|
Познавательные УУД: поиск и выделение информации; умение работать с учебником |
1. Организует деятельность учащихся, направленную на определение темы и типа урока, используя цветные закладки. - Откройте содержание учебника, найдите и прочитайте тему нашего урока. -На какой странице мы будем искать урок? -Откройте страницу 26. Обсудите в паре, какого цвета закладку надо прикрепить? |
1. Работают с содержанием учебника, определяют тему урока, открывают нужную страницу.
- Тема нашего урока «Перестановка слагаемых».
- Мы будем искать урок на странице 26. Работая в паре постоянного состава, прикрепляют закладку нужного цвета. Несколько пар дают ответ вслух. - Мы думаем, что надо прикрепить закладку красного цвета, так как мы сегодня будем изучать новый материал. |
Фронтальная работа
Работа в паре постоянного состава |
Регулятивные УУД: планирование Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника |
2. Организует планирование деятельности. - Ориентируясь на знаки-помощники, спланируйте, что мы сегодня будем делать?
|
2. Планируют свою деятельность, опираясь на знаки-помощники в учебнике. - Мы сегодня будем думать, размышлять, работать в паре, рассказывать, выполнять задания в рабочей тетради и в тетради для самостоятельной работы, проверять правильность выполнения заданий. |
Фронтальная работа |
|
Регулятивные УУД: целеполагание; формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу
|
3.Создает условия для постановки познавательной цели, учебной задачи на урок. - Поставьте перед собой задачу на урок, проговорите в паре.
- Я вам желаю решить на уроке поставленные задачи. |
3. Ставят задачу на урок, работая в паре постоянного состава. Несколько пар дают ответ вслух. Например: - Я хочу разобраться, что такое перестановка слагаемых. - Я хочу научиться применять новые знания для решения заданий в тетради. |
Работа в паре постоянного состава |
|
Динамическая пауза
|
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение, умение договариваться при работе в паре Познавательные УУД:подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка |
1.Организует работу с иллюстрацией учебника (задание №1), создает условия для открытия учащимися переместительного свойства сложения.
- Рассмотрите иллюстрацию в задании №1. Что делают Маша и Миша? - Прочитайте, какую сумму составил Миша, а какую составила Маша? - Объясните друг другу в паре, почему Маша и Миша записали разные суммы.
- Будут ли значения этих сумм равны?
- Откройте рабочие тетради. Запишите эти суммы, поставьте между ними знак сравнения. - Чем эти суммы похожи? Чем отличаются?
- Что вы скажете про значения этих сумм? - Такое свойство сложения называется переместительным. Давайте найдем и прочитаем его формулировку в учебнике. - Давайте прочитаем его хором и запомним. |
1. Выполняют задание №1: работают с иллюстрацией в учебнике, в паре составляют две суммы по картинке; объясняют, почему герои иллюстрации составили разные суммы; определяют, будет ли значение этих сумм одинаковым; объясняют, почему так произошло; открывают переместительное свойство сложения. - Маша и Миша считают ягоды. - Маша и Миша составляют суммы. - Миша записал сумму 3 + 4, а Маша записала 4 + 3.
- Маша и Миша записали разные суммы, потому что Миша считал сначала сливы, а потом вишни, а Маша наоборот. - Они смотрят с разных сторон на ягоды, поэтому суммы разные. - Значения сумм будут равны, потому что слагаемые одинаковые. - Значения сумм будут равны, потому что ягоды на столе одни и те же, только считают их с разных сторон. Самостоятельно записывают суммы, ставят знак, сверяют с образцом: 3+4=4+3 - Суммы похожи слагаемыми. Суммы отличаются тем, что слагаемые в них поменялись местами.
- Значения сумм не изменились.
Читают в учебнике самостоятельно, потом хором несколько раз: - От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. |
Фронтальная работа
Работа в паре постоянного состава.
Индивидуальная работа. Самоконтроль
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Коллективная работа |
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия на основе заданий учебника, коррекция, контроль, самооценка
|
2. Организует работу с учебником (задание №2) и рабочей тетрадью.
- Найдите №2. Прочитайте суммы, найдите их значения. Запишите. - Почему значения сумм равны?
- Самостоятельно запишите суммы второго столбика
Организует взаимопроверку, корректировку записи с учетом сделанных ошибок и обратную связь сигнальными фишками.
|
2. Хором повторяют формулировку переместительного свойства сложения. Обсуждают, приходят к общему мнению, записывают: 5+4=9 4+5=9 От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется: 4+5=5+4 Выполняют задание №2 в тетради самостоятельно. 6+2=8 2+6=8 6+2=2+6
Проверяют задание в тетради товарища, вносят коррективы в запись. Оценивают работу и сигнализируют учителю о результате: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки. |
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Работа в паре постоянного состава. (Взаимопроверка, самооценка и взаимооценка, обратная связь с учителем) |
|
Регулятивные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями |
3.Организует интеллектуальную динамическую паузу, используя средства ИКТ
- Какое свойство мы применяли? |
3.Выполняют физические упражнения в соответствии с требованием задания:
(например: 5+4 и 4+5)
- Мы применяли свойство перестановки слагаемых. |
Индивидуальная деятельность в коллективной работе
Фронтальная работа |
|
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД: умение оказывать помощь в сотрудничестве Регулятивные УУД: умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция Личностные УУД:уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
4. Организует работу в ТПО (тетради для самостоятельной работы). Задание №1. - Откройте тетрадь для самостоятельных работ. На какой странице мы будем работать? - Прочитайте самостоятельно задание №1.
- Какое свойство мы будем применять?
- Проговорите в паре формулировку этого свойства. - Если вам понятно задание, приступите к работе. - Кому нужна моя помощь? Создает условия для работы консультантов (назначает консультантами учащихся, которые первыми справились с работой).
|
4. В паре повторяют формулировку переместительного свойства сложения. Открывают тетрадь, находят задание. - Мы будем работать на странице 37. - Каждую математическую запись дополни числом так, чтобы значения сумм были равны. - Мы будем применять свойство перестановки слагаемых. В паре: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется». Самостоятельно выполняют задание №1 в ТПО, индивидуально обращаются за помощью к учителю. Консультанты проверяют работы ребят на своем ряду, помогают тем, кто затрудняется, исправляют ошибки. Учащиеся принимают помощь консультантов, вносят коррективы в запись. Консультанты дают оценку самостоятельной работе учащихся. Некоторые учащиеся оценивают результаты своей работы. |
Работа в паре постоянного состава.
Индивидуальная работа.
Самоконтроль. Индивидуальная работа.
Фронтальная работа Работа в паре постоянного состава.
Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя. (Работа консультантов, взаимопомощь, взаимопроверка, коррекция, взаимоконтроль, взаимооценка, самооценка) |
|
|
Познавательные УУД: сравнение, анализ; Коммуникативные УУД: умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Регулятивные УУД: умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция, самооценка Личностные УУД:уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
Создает условия для применения учащимися переместительного свойства сложения. - Прочитайте самостоятельно задание №2. - Найдите первую математическую запись. Какое свойство здесь использовано? - Кто готов повторить это свойство? - Зачем авторы учебника применили это свойство, почему они не стали находить значение первой суммы?
- Давайте и мы с вами воспользуемся этим свойством, чтобы вычислить значения сумм. Оказывает дифференцированную помощь учащимся. Организует проверку в парах сменного состава (динамическая пауза) и обратную связь сигнальными фишками. - Встаньте те, кто поднял синюю фишку. Вы поняли новый материал и смогли применить знания для решения учебных задач. Я награждаю вас смайликами за отличную работу. |
Читают задание: «Вычисли значения указанных сумм с помощью перестановки слагаемых». - Здесь применили свойство перестановки слагаемых: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется». Обсуждают в паре постоянного состава, зачем в задании №2 применяется переместительное свойство сложения. Обмениваются мнениями в коллективе класса, приходят к единому мнению: - Здесь применили свойство перестановки слагаемых, чтобы легче было найти значение суммы. Самостоятельно выполняют задание в ТПО, применяя переместительное свойство сложения для вычислений; обращаются за помощью к учителю по мере необходимости. В парах сменного состава проверяют задание, вносят коррективы в запись. Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате работы: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки. Получают смайлики за правильно выполненную работы. |
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Работа в паре постоянного состава.
Индивидуальная работа. (Дифференцированная помощь)
Работа в парах сменного состава (взаимопроверка, коррекция) Индивидуальная работа (коррекция, самооценка)
|
|
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание, договариваться при работе в паре Регулятивные УУД: оценка деятельности (умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)
|
Организует работу учащихся по оценке и самооценке деятельности на уроке. - Вспомните, какую задачу вы перед собой ставили в начале урока. Удалось ли вам ее решить? Проанализируйте в паре.
Помогает детям оценить деятельность друг друга, вручает смайлики.
- Наш урок окончен. |
В паре постоянного состава анализируют свою деятельность на уроке и делают вывод. Несколько пар проговаривают свои выводы вслух. Например: - Я ставил задачу понять новый материал и получить смайлик. Я решил эту задачу. Я выполнил правильно задания в тетради и получил за это смайлик. - Я хотел разобраться, что такое перестановка слагаемых. Я понял это свойство, но еще не смог до конца выучить формулировку. Поэтому я не до конца решил поставленную задачу. Я доучу формулировку свойства на следующем уроке. Коллективно учащиеся оценивают работу друг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке. |
Работа в паре постоянного состава.
Коллективная работа (обсуждение, анализ, оценивание) |
Самоанализ урока
Дидактическая задача на уроке была решена. Мне удалось организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения.
Продуктивность урока: 93% учащихся класса в конце урока справились с заданием на применение переместительного свойства сложения без ошибок. 7% учащихся допустили 1 ошибку в задании.
Высокой продуктивности удалось добиться благодаря:
- использованию разнообразных видов деятельности учащихся:
- учебной как ведущей деятельности младшего школьника;
- игровой, предполагающей внешнюю интригу, герои которой демонстрировали различные варианты выполнения задания;
- коммуникативной, которая строилась на высказывании своего мнения, отстаивании своей позиции, принятии решения, взаимодействии в сотрудничестве;
- самостоятельной, которая была связана с развитием умения работать с разными источниками информации (учебником, тетрадью для самостоятельной работы);
- реализации личностно-ориентированного подхода: то, что ребенок не мог на уроке выполнить индивидуально, он делал это совместно с товарищем, то есть в малой группе (паре); а то, что затруднялась сделать малая группа, становилось доступным пониманию в процессе коллективной деятельности;
- созданию условий для оптимального развития каждого ребенка: была организована учебная деятельность, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступал то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации (консультанта, проверяющего); было организовано сотрудничество учащихся в парах постоянного и сменного состава; организована самостоятельная (индивидуальная) и коллективная (фронтальная) работа учащихся;
- использованию активных форм работы учащихся: парной (в парах постоянного и сменного состава), индивидуальной (самостоятельно выполненной работе и работе консультантов), коллективной;
- продуктивным методам и приемам организации деятельности учащихся: беседа (система вопросов, цель которых – открытие нового свойства математических действий); чтение математических текстов вслух; чтение формулировки свойства вслух хором, в паре постоянного состава, индивидуально; самостоятельная (индивидуально выполняемая) работа;
- правильно выбранным формам контроля за результатом деятельности на каждом этапе урока: самоконтроль и взаимоконтроль в парах постоянного и сменного состава, работа консультантов;
- оцениванию планируемых результатов учащимися под руководством учителя в течение урока с помощью педрефлексии, самооценки и взаимооценки.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО урок был направлен на достижение планируемых результатов личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных, что было отражено в поставленных к уроку задачах и реализовано в образовательной деятельности.
Формирование УУД на уроке математики «Перестановка слагаемых»
Планируемые результаты |
Формирование УУД на этапах урока |
|
Личностные |
Формирование уважительного отношения к иному мнению |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: интрига: мнения двух героев Маши и Миши на страницах учебника, принятие точки зрения героя и/или формирование собственного мнения; принятие другой точки зрения в результате принятия помощи консультанта Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач: обмен мнениями в паре постоянного и сменного состава, принятие точки зрения товарища при проверке заданий в тетради. |
Познавательные |
Использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: планирование деятельности на уроке, используя знаки-помощники на странице учебника. |
Умение работать с разными источниками информации |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: работают с содержанием учебника, определяют тему урока и номер страницы, на которой нужно искать новый урок; ориентируются в учебнике. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: ориентируются в тетради на печатной основе: ведут поиск нужной страницы, ориентируясь на формулировку темы урока, и поиск задания по номеру. |
|
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: открывают переместительное свойство сложения, используя иллюстрацию и математические записи в учебнике; самостоятельно записывают суммы, ставят между ними знак, опираясь на знание переместительного свойства сложения. |
|
Регулятивные
|
Формирование умения применять изученное свойство |
Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач: применение нового изученного материала в индивидуальной деятельности обучающихся для решения учебных задач. |
Формирование умения контролировать и оценивать результат деятельности |
Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач: контроль и оценка своей деятельности и деятельности товарища в индивидуальной работе, работе консультантов, в парной работе; самооценка результатов работы, сигнал учителю о результате деятельности (обратная связь); Этап рефлексии деятельности: самооценка и взаимооценка результатов деятельности на уроке, |
|
Поиск и выделение информации; умение работать с учебником |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: определение темы урока и планирование деятельности по учебнику. |
|
Умение выполнять учебные действия, применять правила и пользоваться инструкциями |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: работают по инструкции учителя, по инструкции заданий ТПО; выполняют задания в ТПО, применяя правила. |
|
Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: формулируют учебную задачу и удерживают ее в течение всего урока Этап рефлексии деятельности вспоминают учебную задачу и делают вывод, удалось ли ее решить на уроке |
|
Формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: выбирают действия в самостоятельной и коллективной работе в соответствии с поставленной задачей при открытии нового знания и при первичном закреплении материала, выполняя задания в учебнике |
|
Формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: вносят коррективы после проверки работ консультантом, делают вывод о причинах своих ошибок. Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: вносят коррективы в работу после проверки в парах сменного состава, делают вывод о дальнейшей корректировке деятельности на основе учета сделанных ошибок |
|
Самоконтроль, контроль |
Организационный момент: проверяют готовность к уроку. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: контролируют ход своей деятельности в соответствии с инструкцией; проверяют свою работу по образцу. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: контроль своей деятельности и деятельности товарища при работе в паре постоянного и сменного состава; контроль работы учащихся консультантом. |
|
Планирование, целеполагание |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: формулируют познавательную цель, лично значимые задачи на урок; планируют деятельность, опираясь на знаки-помощники в учебнике. |
|
Оценка деятельности, самооценка |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: оценка деятельности учащихся консультантом; оценивают деятельности при работе в парах постоянного и сменного состава; самооценка результатов работы, обратная связь – сигнал учителю о результате индивидуальной деятельности; Этап рефлексии деятельности: оценивают работу друг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке. |
|
Коммуникативные |
Формирование умения договариваться при работе в паре |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: договариваются, работая в парах постоянного состава. |
Формирование умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: взаимопомощь в паре постоянного состава; сотрудничество с консультантом. Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач: взаимопомощь в паре сменного состава |
|
Умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение |
Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности: строят монологическое высказывание: формулируют познавательную цель, планируют деятельность на уроке, формулируют лично значимую задачу Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: объясняют закономерность, делают вывод, открывают переместительное свойство сложения, высказывают собственное мнение |
|
Умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала: обращаются за помощью к учителю и консультанту; формулируют свои затруднения, объясняют. Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач: осуществляют взаимный контроль в парах сменного состава |