Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения. 

Личностные результаты: уважительное отношение к иному мнению 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-         осуществлять анализ объектов, сравнивать;

-         подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, выполнять задание с использованием рисунка, использовать знаково-символические средства; работать с условными обозначениями учебника, поиск и выделение информации; работать с учебником.

 

Регулятивные УУД:

-         формулировать и удерживать учебную задачу;

-         планировать, выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контролировать, корректировать и оценивать деятельность, применять правила и пользоваться инструкциями

 

Коммуникативные УУД:

-         договариваться при работе в паре, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, строить монологическое высказывание;

-         формулировать собственное мнение. 

 

Предметные результаты:

-         формирование умения учащихся применять переместительное свойство сложения.

 

Ресурсы\Оборудование:

  1. Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2;
  2. Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;
  3. сигнальные фишки, презентация.
  4. Оборудование: компьютер, проектор. 

Ход урока «Перестановка слагаемых» 

Название этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

  1. 1.     Организационный момент

Регулятивные УУД: самоконтроль

Организует проверку рабочего места

Проверяют свое рабочее место

Фронтальная работа

  1. 2.     Знакомство с темой урока, постановка познавательной цели, планирование деятельности

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации; умение работать с учебником

1. Организует деятельность учащихся, направленную на определение темы и типа урока, используя цветные закладки.

- Откройте содержание учебника, найдите и прочитайте тему нашего урока.

-На какой странице мы будем искать урок?

-Откройте страницу 26. Обсудите в паре, какого цвета закладку надо прикрепить?

1. Работают с содержанием учебника, определяют тему урока, открывают нужную страницу.

 

- Тема нашего урока «Перестановка слагаемых».

 

- Мы будем искать урок на странице 26.

Работая в паре постоянного состава, прикрепляют закладку нужного цвета. Несколько пар дают ответ вслух. 

- Мы думаем, что надо прикрепить закладку красного цвета, так как мы сегодня будем изучать новый материал.

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

Работа в паре постоянного состава

Регулятивные УУД: планирование

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника

2. Организует планирование деятельности.

- Ориентируясь на знаки-помощники, спланируйте, что мы сегодня будем делать?

 

2. Планируют свою деятельность, опираясь на знаки-помощники в учебнике.

- Мы сегодня будем думать, размышлять, работать в паре, рассказывать, выполнять задания в рабочей тетради и в тетради для самостоятельной работы, проверять правильность выполнения заданий.

 

 

 

Фронтальная работа

Регулятивные УУД: целеполагание; формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу

 

3.Создает условия для постановки познавательной цели, учебной задачи на урок.

- Поставьте перед собой задачу на урок, проговорите в паре.

 

- Я вам желаю решить на уроке поставленные задачи.

3. Ставят задачу на урок, работая в паре постоянного состава. Несколько пар дают ответ вслух.

 Например:

- Я хочу разобраться, что такое перестановка слагаемых.

- Я хочу научиться применять новые знания для решения заданий в тетради.

 

Работа в паре постоянного состава

  1. 3.     Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Коммуникативные УУД:

умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение, умение договариваться при работе в паре

Познавательные УУД:подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка

1.Организует работу с иллюстрацией учебника (задание №1), создает условия для открытия учащимися переместительного свойства сложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассмотрите иллюстрацию в задании №1. Что делают Маша и Миша?

- Прочитайте, какую сумму составил Миша, а какую составила Маша?

- Объясните друг другу в паре, почему Маша и Миша записали разные суммы.

 

 

 

 

 

- Будут ли значения этих сумм равны?

 

 

 

 

 

 

- Откройте рабочие тетради.  Запишите эти суммы, поставьте между ними знак сравнения.

- Чем эти суммы похожи? Чем отличаются?

 

 

 

 

- Что вы скажете про значения этих сумм?

- Такое свойство сложения называется переместительным.

Давайте найдем и прочитаем его формулировку в учебнике.

- Давайте прочитаем его хором и запомним.

1. Выполняют задание №1: работают с иллюстрацией в учебнике, в паре составляют две суммы по картинке; объясняют, почему герои иллюстрации составили разные суммы; определяют, будет ли значение этих сумм одинаковым; объясняют, почему так произошло;  открывают переместительное свойство сложения.

- Маша и Миша считают ягоды.

- Маша и Миша составляют суммы.

- Миша записал сумму 3 + 4, а Маша записала 4 + 3.

 

- Маша и Миша записали разные суммы, потому что Миша считал сначала сливы, а потом вишни, а Маша наоборот.

- Они смотрят с разных сторон на ягоды, поэтому суммы разные.

- Значения сумм будут равны, потому что слагаемые одинаковые.

- Значения сумм будут равны, потому что ягоды на столе одни и те же, только считают их с разных сторон.

Самостоятельно записывают суммы, ставят знак, сверяют с образцом: 3+4=4+3

- Суммы похожи слагаемыми. Суммы отличаются тем, что слагаемые в них поменялись местами.

 

- Значения сумм не изменились.

 

 

 

Читают в учебнике самостоятельно, потом хором несколько раз:

- От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

Работа в паре постоянного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа. Самоконтроль

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

Коллективная работа

Регулятивные УУД:

умение выполнять учебные действия на основе заданий учебника, коррекция, контроль, самооценка

 

2. Организует работу с учебником (задание №2) и рабочей тетрадью.

 

- Найдите №2. Прочитайте суммы, найдите их значения. Запишите.

- Почему значения сумм равны?

 

 

- Самостоятельно запишите суммы второго столбика 

 

Организует взаимопроверку, корректировку записи с учетом сделанных ошибок  и обратную связь сигнальными фишками.

 

2. Хором повторяют формулировку переместительного свойства сложения. Обсуждают, приходят к общему мнению, записывают:

5+4=9         4+5=9

От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется: 4+5=5+4

Выполняют задание №2 в тетради самостоятельно.

6+2=8       2+6=8             6+2=2+6

 

Проверяют задание в тетради товарища, вносят коррективы в запись. Оценивают работу и сигнализируют учителю о результате: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки.

Коллективная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

Работа в паре постоянного состава.

(Взаимопроверка, самооценка  и взаимооценка, обратная связь с учителем)

Регулятивные УУД:

умение применять правила и пользоваться инструкциями

3.Организует интеллектуальную динамическую паузу, используя средства ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое свойство мы применяли?

3.Выполняют физические упражнения в соответствии с требованием задания:

  • Хлопки над головой, если  на экране появляются равные суммы

(например: 5+4 и 4+5)

  • Наклоны туловища, если на экране появляются неравные суммы (например: 6+2 и 1+6)

- Мы применяли свойство перестановки слагаемых.

 

 

 

Индивидуальная деятельность в коллективной работе

 

 

 

 

Фронтальная работа

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД:

умение оказывать помощь в сотрудничестве

Регулятивные УУД:

умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция

Личностные УУД:уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

4. Организует работу в ТПО (тетради для самостоятельной работы). Задание №1.

- Откройте тетрадь для самостоятельных работ. На какой странице мы будем работать?

- Прочитайте самостоятельно задание №1.

 

- Какое свойство мы будем применять?

 

- Проговорите в паре формулировку этого свойства.

 - Если вам понятно задание, приступите к работе.

- Кому нужна моя помощь?

Создает условия для работы консультантов (назначает консультантами учащихся, которые первыми справились с работой).

 

 

4. В паре повторяют формулировку переместительного свойства сложения.

Открывают тетрадь, находят задание.

- Мы будем работать на странице 37.

- Каждую математическую запись дополни числом так, чтобы значения сумм были равны.

- Мы будем применять свойство перестановки слагаемых.

В паре: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется».

Самостоятельно выполняют задание №1 в ТПО, индивидуально обращаются за помощью к учителю.

Консультанты проверяют работы ребят на своем ряду, помогают тем, кто затрудняется, исправляют ошибки. 

Учащиеся принимают помощь

консультантов, вносят коррективы в запись.

Консультанты дают оценку самостоятельной работе учащихся. Некоторые учащиеся оценивают результаты своей работы.

Работа в паре постоянного состава.

 

Индивидуальная работа.

 

Самоконтроль.

Индивидуальная работа.

 

Фронтальная работа

Работа в паре постоянного состава.

 

 

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь учителя.

(Работа консультантов, взаимопомощь, взаимопроверка, коррекция, взаимоконтроль, взаимооценка, самооценка) 

  1. 4.     Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Познавательные УУД:

сравнение, анализ;

Коммуникативные УУД:

умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Регулятивные УУД:

умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция, самооценка

Личностные УУД:уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

Создает условия для применения учащимися переместительного свойства сложения.

- Прочитайте самостоятельно задание №2.

- Найдите первую математическую запись. Какое свойство здесь использовано?

- Кто готов повторить это свойство?

- Зачем авторы учебника применили это свойство, почему они не стали находить значение  первой суммы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте и мы с вами воспользуемся этим свойством, чтобы вычислить значения сумм. Оказывает дифференцированную помощь учащимся.

Организует проверку в парах сменного состава (динамическая пауза) и обратную связь сигнальными фишками.

- Встаньте те, кто поднял синюю фишку. Вы поняли новый материал и смогли применить знания для решения учебных задач. Я награждаю вас смайликами за отличную работу.

 

 

 

 

Читают задание: «Вычисли значения указанных сумм с помощью перестановки слагаемых».

- Здесь применили свойство перестановки слагаемых:

«От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется».

Обсуждают в паре постоянного состава, зачем в задании  №2 применяется переместительное свойство сложения. Обмениваются мнениями в коллективе класса, приходят к единому мнению:

- Здесь применили свойство перестановки слагаемых, чтобы легче было найти значение суммы.

Самостоятельно выполняют задание в ТПО, применяя переместительное свойство сложения для вычислений; обращаются за помощью к учителю по мере необходимости.

В парах сменного состава проверяют задание, вносят коррективы в запись.

Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате работы: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки.

Получают смайлики за правильно выполненную работы.

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

Фронтальная работа.

 

 

Работа в паре постоянного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

(Дифференцированная помощь)

 

 

Работа в парах сменного состава (взаимопроверка, коррекция)

Индивидуальная работа (коррекция, самооценка)

 

 

  1. 5.     Рефлексия деятельности

 

Коммуникативные УУД:

умение строить монологическое высказывание, договариваться при работе в паре

Регулятивные УУД:

оценка деятельности (умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)

 

Организует работу учащихся по  оценке и самооценке деятельности на уроке.

- Вспомните, какую задачу вы перед собой ставили в начале урока. Удалось ли вам ее решить? Проанализируйте  в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает детям оценить деятельность друг друга, вручает смайлики.

 

 

 

 

- Наш урок окончен.

В паре постоянного состава анализируют свою деятельность на уроке и делают вывод. Несколько пар проговаривают свои выводы вслух.         Например:

- Я ставил задачу понять новый материал и получить смайлик. Я решил эту задачу. Я выполнил  правильно задания в тетради и получил за это смайлик.

- Я хотел разобраться, что такое перестановка слагаемых. Я понял это свойство, но еще не смог до конца выучить формулировку. Поэтому я не до конца  решил поставленную задачу. Я доучу формулировку свойства на следующем уроке.

Коллективно учащиеся оценивают работу друг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке.

Работа в паре постоянного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа (обсуждение, анализ, оценивание)

 

Самоанализ урока

Дидактическая задача на уроке была решена. Мне удалось организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения.

Продуктивность урока: 93% учащихся класса в конце урока справились с заданием на применение переместительного свойства сложения без ошибок. 7% учащихся допустили 1 ошибку в задании.

Высокой продуктивности удалось добиться благодаря:

  1. использованию разнообразных видов деятельности учащихся:

-       учебной как ведущей деятельности младшего школьника;

-       игровой, предполагающей внешнюю интригу, герои которой демонстрировали различные варианты выполнения задания;

-       коммуникативной, которая строилась на высказывании своего мнения, отстаивании своей позиции, принятии решения, взаимодействии в сотрудничестве;

-       самостоятельной, которая была связана с развитием умения работать с разными источниками информации (учебником, тетрадью для самостоятельной работы);

  1. реализации личностно-ориентированного подхода: то, что ребенок не мог на уроке выполнить индивидуально, он делал это совместно с товарищем, то есть в малой группе (паре); а то, что затруднялась сделать малая группа, становилось доступным пониманию в процессе коллективной деятельности;
  2. созданию условий для оптимального развития каждого ребенка: была организована учебная деятельность, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступал то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации (консультанта, проверяющего); было организовано сотрудничество учащихся в парах постоянного и сменного состава; организована самостоятельная (индивидуальная) и коллективная (фронтальная) работа учащихся;
  3. использованию активных форм работы учащихся: парной (в парах  постоянного и сменного состава), индивидуальной (самостоятельно выполненной работе и работе консультантов), коллективной;
  4. продуктивным методам и приемам организации деятельности учащихся: беседа (система вопросов, цель которых – открытие нового свойства математических действий); чтение математических текстов вслух; чтение формулировки свойства вслух хором, в паре постоянного состава, индивидуально; самостоятельная (индивидуально выполняемая) работа;
  5. правильно выбранным формам контроля за результатом деятельности на каждом этапе урока: самоконтроль и взаимоконтроль в парах постоянного и сменного состава, работа консультантов;
  6. оцениванию планируемых результатов учащимися под руководством учителя в течение урока с помощью педрефлексии, самооценки и взаимооценки. 

В соответствии с требованиями ФГОС НОО урок был направлен на достижение планируемых результатов  личностных,  метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных, что было отражено в поставленных к уроку задачах и реализовано в образовательной деятельности.


Формирование УУД на уроке математики «Перестановка слагаемых»

Планируемые результаты

Формирование УУД на этапах урока

Личностные

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

интрига: мнения двух героев Маши и Миши на страницах учебника, принятие точки зрения героя и/или формирование собственного мнения;

принятие другой точки зрения в результате принятия помощи консультанта

Этап применения теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач:

обмен мнениями в паре постоянного и сменного состава, принятие точки зрения товарища при проверке заданий в тетради.

Познавательные

Использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

планирование деятельности на уроке, используя знаки-помощники на странице учебника.

Умение работать с разными источниками информации

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

работают с содержанием учебника, определяют тему урока и номер страницы, на которой нужно искать новый урок; ориентируются в учебнике.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

ориентируются в тетради на печатной основе: ведут поиск нужной страницы, ориентируясь на формулировку темы урока, и поиск задания по номеру.

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

открывают переместительное свойство сложения, используя иллюстрацию и математические записи в учебнике;

самостоятельно записывают суммы, ставят между ними знак, опираясь на знание переместительного свойства сложения.

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения применять изученное свойство

Этап применения теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач:

применение нового изученного материала в индивидуальной деятельности обучающихся для решения учебных задач.

Формирование умения контролировать и оценивать результат деятельности

Этап применения теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач:

контроль и оценка своей деятельности и деятельности товарища в индивидуальной работе, работе консультантов, в парной работе;

самооценка результатов работы, сигнал учителю о результате деятельности (обратная связь);

Этап рефлексии деятельности:

самооценка и взаимооценка результатов деятельности на уроке,

Поиск и выделение информации; умение работать с учебником

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

определение темы урока и планирование деятельности по учебнику.

Умение выполнять учебные действия, применять правила и пользоваться инструкциями

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

работают по инструкции учителя,  по инструкции заданий ТПО;

выполняют задания в ТПО, применяя правила.

Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

формулируют учебную задачу и удерживают ее в течение всего урока

Этап рефлексии деятельности

вспоминают учебную задачу и делают вывод, удалось ли ее решить на уроке

Формирование умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

выбирают действия в самостоятельной и коллективной работе в соответствии с поставленной задачей при открытии нового знания и при первичном закреплении материала, выполняя задания в учебнике

Формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

вносят коррективы после проверки работ консультантом, делают вывод о причинах своих ошибок.

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

вносят коррективы в работу после проверки в парах сменного состава, делают вывод о дальнейшей корректировке деятельности на основе учета сделанных ошибок

Самоконтроль, контроль

Организационный момент:

проверяют готовность к уроку.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

контролируют ход своей деятельности в соответствии с инструкцией;

проверяют свою работу по образцу.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

контроль своей деятельности и деятельности товарища при работе в паре постоянного и сменного состава;

контроль работы учащихся консультантом.

Планирование, целеполагание

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

формулируют познавательную цель, лично значимые задачи на урок;

планируют деятельность, опираясь на знаки-помощники в учебнике.

Оценка деятельности, самооценка

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

оценка деятельности учащихся консультантом;

оценивают деятельности при работе в парах постоянного и сменного состава;

самооценка результатов работы, обратная связь – сигнал учителю о результате индивидуальной деятельности;

Этап рефлексии деятельности:

оценивают работу друг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке.

Коммуникативные

Формирование умения договариваться при работе в паре

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

договариваются, работая в парах постоянного состава.

Формирование умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

взаимопомощь  в паре постоянного состава;

сотрудничество с консультантом.

Этап применения теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач:

взаимопомощь  в паре сменного состава

Умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение

Этап знакомства с темой урока, постановки познавательной цели, планирования деятельности:

строят монологическое высказывание: формулируют познавательную цель, планируют деятельность на уроке, формулируют лично значимую задачу

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

объясняют закономерность, делают вывод, открывают переместительное свойство сложения, высказывают собственное мнение

Умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала:

обращаются за помощью к учителю и консультанту;

формулируют свои затруднения, объясняют.

Этап применения теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач:

осуществляют взаимный контроль в парах сменного состава