Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Современная система оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО предполагает оценку достижения обучающимися трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ФГОС НОО и примерная ООП НОО определяют, что основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий [1].
Основное содержание оценки личностных результатов начального общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы [2].
В качестве инструментария оценки сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий могут выступать:
1) специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД [3, 4, 5 и др.];
2) комплексные задания на межпредметной основе [6 и др.];
3) учебные и учебно-практические задачи, которые выполняются учащимися на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий [7 и др.].
Поскольку объектом оценки предметных результатов в контексте ФГОС являются не сами опорные знания и их воспроизведение в стандартных учебных ситуациях, а действия с предметным содержанием, выполняемые обучающимися, предметные результаты оцениваются при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Другими словами, выполнение специально сконструированных заданий по предметам требует применения обучающимися универсальных учебных действий, что позволяет оценить сформированность УУД на предметном материале.
Данное положение можно проиллюстрировать примерами заданий, включенных в образцы Всероссийских проверочных работ (ВПР) по русскому языку, математике, окружающему миру 2016 года [8]:
Пример 1. Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.
Задание по русскому языку позволяет выявить сформированность востребованного в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения умения выражать отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации (предметное коммуникативное умение, познавательные логические универсальные учебные действия) в письменной форме (правописные предметные умения). Как отмечается в описании проверочной работы, задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (личностные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Пример 2. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 руб.?
Запиши решение и ответ.
Выполнение данного задания, связанного с повседневной жизнью, предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений (познавательные и регулятивные универсальные учебные действия).
Пример 3. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками. |
|
1. Сравни условия проращивания семян гороха в двух разных стаканах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Температура семян в двух стаканах: одинаковая / различная
Освещённость семян в двух стаканах: одинаковая / различная
2. Какие измерения и сравнения надо проводить, чтобы определить, как влияет освещённость на скорость прорастания семян?
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Если Артём захотел бы выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание по окружающему миру связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы (познавательные и регулятивные универсальные учебные действия). Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося (познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия).
Данные примеры заданий показывают, что в ходе ВПР осуществляется диагностика достижения не только предметных, но и метапредметных результатов образования. Как отмечается в описаниях работ, результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Описания ВПР 2016 года позволяют выявить круг диагностируемых УУД.
Таблица 1
Проверяемые в ВПР 2016 года требования к достижению образовательных результатов
Блоки требований |
Проверяемое требование в соответствии с ПООП НОО |
Учебный предмет |
Личностные результаты |
|
Окружающий мир |
Познавательные УУД |
|
Окружающий мир |
Коммуникативные УУД |
|
Русский язык |
|
Окружающий мир |
|
Чтение. Работа с текстом
|
|
Русский язык |
|
Окружающий мир |
|
Работа с информацией |
|
Математика |
Как отмечается в примерной ООП НОО, в комплексных работах на межпредметной основе (подход 2) и в итоговых проверочных работах по предметам, включающих учебные и учебно-практические задачи (подход 3) преимущественно осуществляется оценка сформированности познавательных учебных действий. Оценка сформированности коммуникативных и регулятивных действий проводится опосредованно.
Уровень сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий согласно имеющимся разработкам рекомендуется выявлять в ходе текущей, тематической, промежуточной оценки. Например, именно в ходе текущей оценки предлагается отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Поэтому особое значение приобретает оценка результатов образования в ходе педагогической диагностики, предусматривающей оценку сформированности УУД на разных этапах обучения и позволяющей оценить динамику достижения младшими школьниками личностных и метапредметных результатов с 1 по 4 класс. Данное положение должно найти отражение в системе работы учителя, поскольку оценка сформированности УУД является для педагога абсолютно новым требованием стандарта.