Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования». 

Дидактическая цель урока:

изучить блок новой учебной информации о том, как живёт семья  

Цели по содержанию:

Образовательная:

способствовать формированию системы знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи.

Развивающая:

содействовать развитию умений составлять план проекта.

Воспитательная:

формировать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

Планируемые результаты:

Предметные

осознавать целостность окружающего мира;

ценностные представления о своей семье;

освоение основ элементарных правил нравственного поведения в семье.

Личностные

мотивы учебной деятельности

личностный смысл учения;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные

Регулятивные:

-         принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

-         решать проблемы творческого и поискового характера;

-         планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-         понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-         освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

-         использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

-         выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:

-         использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Ресурсы\Оборудование:

  1. карточки для групповой и индивидуальной работы;
  2. учебник и рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1 класс;
  3. интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook
  4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2010
  5. рассказы Л. Толстого и К. Ушинского:

Текст 1.

Л.Толстой

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Текст 2.

Л.Толстой

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

Текст 3.

Л.Толстой

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Текст 4.

Л.Толстой

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми мне за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу.

Текст 5.

Л.Толстой

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете сcориться да всё врозь, - вас всякий легко погубит».

Текст 6.

К.Ушинский

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? (Жить в согласии, не ссориться друг с другом). 

Ход урока 

Названия

этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы работы

1.Организационный момент

 

Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места

Фронтальная

2.Актуализация знаний. Определение темы урока

Познавательные

использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач

Предлагает разгадать ребус о семье. Помогает в формулировке темы урока.

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?(Тепло)

- Сегодня на уроке мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.

 

  

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они, мне подскажите?

Тему вы определите!

- Что означают эти удивительные семь Я?

- Верно. Мы будем говорить о семье.

- Прочитайте тему нашего урока: «Как живёт семья?»

Разгадывают ребус,

 

читают тему урока

("Как живёт семья")

Фронтальная

3.Целеполагание и мотивация

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач

Коммуникативные

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Создаёт условия для постановки цели урока через формулирование вопросов. Обеспечивает мотивацию учения.

- Нам предстоит большая и интересная работа.

- Используя слова-помощники и слово «семья», составьте вопросы, на которые мы должны получить ответы.

 

Составляют вопросы, на которые нужно получить ответы в течение урока, используя слова-помощники «Что?», «Как?», «Какие?» и слово «семья».

 

Фронтальная

4.Первичное усвоение материала

Личностные Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Познавательные

выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров (в первую очередь текстов)

Коммуникативные

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предлагает объяснить значение слова "семья", определить, как называют членов семьи, проверить правильность по статье Толкового словаря С.И. Ожегова.

- Итак, ищем ответы на поставленные вопросы.

- Что такое семья? Выскажите своё мнение.

- В толковом словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

- Посмотрите ещё раз на значение слова «семья», прочитайте, как называют членов семьи. (Родственники)

- Как вы думаете, что было бы, если бы у человека не было семьи? (Ему было бы очень одиноко, тяжело)

 

Организует работу в группах с последующей проверкой по формулированию правил взаимоотношений между членами семьи на основе рассказов Л.Толстого К.Ушинского.

Прочитайте рассказы Л. Толстого и К. Ушинского, сформулируйте правила взаимоотношений между членами семьи.

Работа в группах с последующей проверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, сделаем вывод. Что же объединяет всех членов семьи?

 

 

Организует проведение физкультурной минутки:

Поднимите правую руку, кто похож на маму.

Поднимите левую руку, кто похож на папу.

Поднимите обе руки, кто похож сам на себя.

Поднимите правую руку, у кого есть сестрёнки.

Поднимите левую руку, у кого есть братишки.

Поднимите обе руки, у кого есть и братишки и сестрёнки.

Поставьте руки на пояс, у кого пока никого нет.

Похлопайте, кто любит свою семью, дорожит ею!

Участвуют в беседе, объясняют значение слов "семья", "родственники", читают статью  Толкового словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположение на вопрос: Что было бы, если бы у человека не было семьи?

 

Работают в группах, формулируя правила взаимоотношений между членами семьи. Проверяют правильность на доске.

Текст 1. Нужно заботиться и помогать старшим в семье.

Текст 2. Радовать родителей своими успехами в школе.

Текст 3. Не обманывать взрослых.

Текст 4. Помогать младшим в семье.

Тексты 5, 6. Жить в согласии, не ссориться друг с другом.

 

 Делают вывод, ответив на вопрос: Что объединяет всех членов семьи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проводят физкультурную минутку.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

5.Осознание и осмысление учебной информации

Личностные

Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

 

Регулятивные

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

 

Коммуникативные

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предлагает вернуться к вопросам, сформулированным в начале урока и определить, на какой из них не нашли ответ.

-Вернёмся к нашим вопросам. Определите, на какой вопрос мы ещё не получили ответ.

Для ответа на него руководит планированием проектной работы о семье в игровой форме: организует фронтальную работу по повторению терминов, самостоятельную работу по расположению этапов проекта на домике с последующей проверкой, коллективное обсуждение по наполнению каждого этапа.

- Правильно, вы ещё не рассказали об интересных событиях, которые происходят в жизни вашей семьи.

- Как думаете, а вы успеете сейчас всё рассказать о своей семье, об интересных событиях и совместных делах? (Нет)

- Почему? (Мало времени, не готовились к выступлению).

- А так хочется узнать ваши семьи поближе. Что же делать?

- Предлагаю вам выполнить проект о вашей семье.

- Сегодня на уроке мы спланируем работу над проектом, дома вместе с родителями вы его создадите, а на последнем уроке, посвящённом данному разделу, выступите с презентацией своих проектов.

Планирование проекта

- Вспомните, что такое проект? (Проект – это замысел).

Проект – это то, что получится у тебя после того, как ты поработаешь серьёзно над своей темой, то есть это твои идеи, мысли, замыслы.

- Прежде чем начнём работу над планированием, вспомним термины, связанные с проектом. Соотнесите термины с их значениями.

  

 

 

Самое дорогое для человека – это его дом и семья, которая в нём живёт. Сегодня мы построим дом, в котором будет жить наш проект о семье. Расположите этапы работы над проектом в нашем доме.

 

- Какую проблему мы поставим перед собой? (Мы пришли в школу из разных детских садов. С ребятами в классе уже познакомились, а с их семьями – нет. Как лучше узнать о семьях одноклассников?)

- Из проблемы вытекает тема, то есть краткое сообщение вашего будущего выступления.

- Исходя из поставленной проблемы, сформулируйте тему вашего проекта.

Тема

Наша дружная семья

Как мы любим отдыхать

Наши семейные праздники

- В соответствии с темой выберите цель.

Цель

Рассказать о том, как в нашей семье помогают друг другу.

Познакомить с любимыми видами отдыха в нашей семье.

Рассказать о том, как в нашей семье отмечают праздники.

- Продуктом может быть всё, что придумано и сделано вашими руками. Вспомним, какие продукты могут быть в проекте. Соберите анаграммы.

 

 

Продукт проекта

коллаж

фотоальбом

презентация

- Чтобы добиться результата, надо сформулировать задачи, т.е. шаги к достижению результата.

Задачи

  1. Собрать фотографии
  2. Сделать коллаж.
  3. Сочинить подписи к фотографиям.
  4. Составить текст выступления.
  5. Подготовиться к защите проекта и выступить перед классом.

- В зависимости от выбранного продукта вы можете изменить задачи.

 

- Подумайте, что вы сделаете сами при выполнении проекта, а что с помощью взрослых?

- И, наконец, выступление.

- Ответ, на какой вопрос поможет подготовить успешное выступление (Как будет проходить?)

- После выполненной работы нужно провести самооценку. На какие вопросы нужно подготовить ответы?

(Что удалось? Что не удалось?)

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Соотносят понятия проектной деятельности с их значениями (проект, проблема, тема, цель, продукт, задачи, самооценка).

 

 

Выкладывают на домике этапы работы над проектом (проблема, тема, цель, продукт, задачи, выполнение, выступление, самооценка), проводят самооценку своей работы.

 

Участвуют в обсуждении формулировок каждого этапа. Формулируют проблему, тему, цель, продукт и задачи проекта. Определяют, что могут сделать сами, что с помощью взрослых, как будет проходить выступление. Формулируют вопросы на которые нужно ответить в результате самооценки работы над проектом (Что удалось? Что не удалось?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Личностные

Навыки сотрудничества со взрослыми в различных ситуациях

Организует объяснение домашнего задания:

- В рабочей тетради вместе с родителями заполнить домик планирования проекта, кроме самооценки. Почему? (Заполнять нужно, когда проект будет выполнен)

 

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания: в рабочей тетради вместе с родителями заполнить домик проекта.

Фронтальная

 

7.Первичное закрепление учебного материала

Личностные

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

 

Коммуникативные

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предлагает сформулировать ответы на вопросы по теме урока и посмотреть видео-клип "Неразлучные друзья".

 

-На какой вопрос мы ответим созданием нашего проекта? (Какие интересные события происходят в жизни семьи?)

- Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

- Что такое семья?

- Как называют членов семьи?

- Как нужно относиться к членам своей семьи?

 

Отвечают на вопросы, смотрят видео-клип.

Фронтальная

 

8.Подведение итогов. Рефлексия

Регулятивные

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Организует обсуждение результатов проделанной работы, предлагает закончить предложения добрыми словами своим родителям, бабушкам и дедушкам.

Составляют предложения о своих родных, опираясь на данное начало.

 

Фронтальная

Индивидуальная