Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Дидактическая цель урока:
изучить блок новой учебной информации о том, как живёт семья
Цели по содержанию:
Образовательная:
способствовать формированию системы знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи.
Развивающая:
содействовать развитию умений составлять план проекта.
Воспитательная:
формировать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
Планируемые результаты:
Предметные
осознавать целостность окружающего мира;
ценностные представления о своей семье;
освоение основ элементарных правил нравственного поведения в семье.
Личностные
мотивы учебной деятельности
личностный смысл учения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров (в первую очередь текстов).
Коммуникативные:
- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ресурсы\Оборудование:
- карточки для групповой и индивидуальной работы;
- учебник и рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1 класс;
- интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2010
- рассказы Л. Толстого и К. Ушинского:
Текст 1.
Л.Толстой
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Текст 2.
Л.Толстой
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.
Текст 3.
Л.Толстой
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
Текст 4.
Л.Толстой
Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. «Сиди крепче, Маша, да не жми мне за шею. Пусти ручки, а то мне душно». И Катя снесла Машу.
Текст 5.
Л.Толстой
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете сcориться да всё врозь, - вас всякий легко погубит».
Текст 6.
К.Ушинский
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? (Жить в согласии, не ссориться друг с другом).
Ход урока
Названия этапов урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формы работы |
1.Организационный момент |
|
Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места |
Фронтальная |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока |
Познавательные использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач |
Предлагает разгадать ребус о семье. Помогает в формулировке темы урока. - Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?(Тепло) - Сегодня на уроке мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.
Сегодня наш урок, друзья, Про удивительных семь «Я»! Кто они, мне подскажите? Тему вы определите! - Что означают эти удивительные семь Я? - Верно. Мы будем говорить о семье. - Прочитайте тему нашего урока: «Как живёт семья?» |
Разгадывают ребус,
читают тему урока ("Как живёт семья") |
Фронтальная |
3.Целеполагание и мотивация |
Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы, рисунки, таблицы для решения задач Коммуникативные Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Создаёт условия для постановки цели урока через формулирование вопросов. Обеспечивает мотивацию учения. - Нам предстоит большая и интересная работа. - Используя слова-помощники и слово «семья», составьте вопросы, на которые мы должны получить ответы.
|
Составляют вопросы, на которые нужно получить ответы в течение урока, используя слова-помощники «Что?», «Как?», «Какие?» и слово «семья».
|
Фронтальная |
4.Первичное усвоение материала |
Личностные Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Познавательные выделять существенную информацию из сообщений разных видов и жанров (в первую очередь текстов) Коммуникативные Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Предлагает объяснить значение слова "семья", определить, как называют членов семьи, проверить правильность по статье Толкового словаря С.И. Ожегова. - Итак, ищем ответы на поставленные вопросы. - Что такое семья? Выскажите своё мнение. - В толковом словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе. - Посмотрите ещё раз на значение слова «семья», прочитайте, как называют членов семьи. (Родственники) - Как вы думаете, что было бы, если бы у человека не было семьи? (Ему было бы очень одиноко, тяжело)
Организует работу в группах с последующей проверкой по формулированию правил взаимоотношений между членами семьи на основе рассказов Л.Толстого К.Ушинского. Прочитайте рассказы Л. Толстого и К. Ушинского, сформулируйте правила взаимоотношений между членами семьи. Работа в группах с последующей проверкой
-Итак, сделаем вывод. Что же объединяет всех членов семьи?
Организует проведение физкультурной минутки: Поднимите правую руку, кто похож на маму. Поднимите левую руку, кто похож на папу. Поднимите обе руки, кто похож сам на себя. Поднимите правую руку, у кого есть сестрёнки. Поднимите левую руку, у кого есть братишки. Поднимите обе руки, у кого есть и братишки и сестрёнки. Поставьте руки на пояс, у кого пока никого нет. Похлопайте, кто любит свою семью, дорожит ею! |
Участвуют в беседе, объясняют значение слов "семья", "родственники", читают статью Толкового словаря.
Высказывают предположение на вопрос: Что было бы, если бы у человека не было семьи?
Работают в группах, формулируя правила взаимоотношений между членами семьи. Проверяют правильность на доске. Текст 1. Нужно заботиться и помогать старшим в семье. Текст 2. Радовать родителей своими успехами в школе. Текст 3. Не обманывать взрослых. Текст 4. Помогать младшим в семье. Тексты 5, 6. Жить в согласии, не ссориться друг с другом.
Делают вывод, ответив на вопрос: Что объединяет всех членов семьи?
Проводят физкультурную минутку.
|
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
|
5.Осознание и осмысление учебной информации |
Личностные Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
Регулятивные Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Коммуникативные Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Предлагает вернуться к вопросам, сформулированным в начале урока и определить, на какой из них не нашли ответ. -Вернёмся к нашим вопросам. Определите, на какой вопрос мы ещё не получили ответ. Для ответа на него руководит планированием проектной работы о семье в игровой форме: организует фронтальную работу по повторению терминов, самостоятельную работу по расположению этапов проекта на домике с последующей проверкой, коллективное обсуждение по наполнению каждого этапа. - Правильно, вы ещё не рассказали об интересных событиях, которые происходят в жизни вашей семьи. - Как думаете, а вы успеете сейчас всё рассказать о своей семье, об интересных событиях и совместных делах? (Нет) - Почему? (Мало времени, не готовились к выступлению). - А так хочется узнать ваши семьи поближе. Что же делать? - Предлагаю вам выполнить проект о вашей семье. - Сегодня на уроке мы спланируем работу над проектом, дома вместе с родителями вы его создадите, а на последнем уроке, посвящённом данному разделу, выступите с презентацией своих проектов. Планирование проекта - Вспомните, что такое проект? (Проект – это замысел). Проект – это то, что получится у тебя после того, как ты поработаешь серьёзно над своей темой, то есть это твои идеи, мысли, замыслы. - Прежде чем начнём работу над планированием, вспомним термины, связанные с проектом. Соотнесите термины с их значениями.
Самое дорогое для человека – это его дом и семья, которая в нём живёт. Сегодня мы построим дом, в котором будет жить наш проект о семье. Расположите этапы работы над проектом в нашем доме.
- Какую проблему мы поставим перед собой? (Мы пришли в школу из разных детских садов. С ребятами в классе уже познакомились, а с их семьями – нет. Как лучше узнать о семьях одноклассников?) - Из проблемы вытекает тема, то есть краткое сообщение вашего будущего выступления. - Исходя из поставленной проблемы, сформулируйте тему вашего проекта. Тема Наша дружная семья Как мы любим отдыхать Наши семейные праздники - В соответствии с темой выберите цель. Цель Рассказать о том, как в нашей семье помогают друг другу. Познакомить с любимыми видами отдыха в нашей семье. Рассказать о том, как в нашей семье отмечают праздники. - Продуктом может быть всё, что придумано и сделано вашими руками. Вспомним, какие продукты могут быть в проекте. Соберите анаграммы.
Продукт проекта коллаж фотоальбом презентация - Чтобы добиться результата, надо сформулировать задачи, т.е. шаги к достижению результата. Задачи
- В зависимости от выбранного продукта вы можете изменить задачи.
- Подумайте, что вы сделаете сами при выполнении проекта, а что с помощью взрослых? - И, наконец, выступление. - Ответ, на какой вопрос поможет подготовить успешное выступление (Как будет проходить?) - После выполненной работы нужно провести самооценку. На какие вопросы нужно подготовить ответы? (Что удалось? Что не удалось?)
|
Отвечают на вопросы.
Соотносят понятия проектной деятельности с их значениями (проект, проблема, тема, цель, продукт, задачи, самооценка).
Выкладывают на домике этапы работы над проектом (проблема, тема, цель, продукт, задачи, выполнение, выступление, самооценка), проводят самооценку своей работы.
Участвуют в обсуждении формулировок каждого этапа. Формулируют проблему, тему, цель, продукт и задачи проекта. Определяют, что могут сделать сами, что с помощью взрослых, как будет проходить выступление. Формулируют вопросы на которые нужно ответить в результате самооценки работы над проектом (Что удалось? Что не удалось?)
|
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
|
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Личностные Навыки сотрудничества со взрослыми в различных ситуациях |
Организует объяснение домашнего задания: - В рабочей тетради вместе с родителями заполнить домик планирования проекта, кроме самооценки. Почему? (Заполнять нужно, когда проект будет выполнен)
|
Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания: в рабочей тетради вместе с родителями заполнить домик проекта. |
Фронтальная
|
7.Первичное закрепление учебного материала |
Личностные Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
Коммуникативные Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Предлагает сформулировать ответы на вопросы по теме урока и посмотреть видео-клип "Неразлучные друзья".
-На какой вопрос мы ответим созданием нашего проекта? (Какие интересные события происходят в жизни семьи?) - Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока. - Что такое семья? - Как называют членов семьи? - Как нужно относиться к членам своей семьи?
|
Отвечают на вопросы, смотрят видео-клип. |
Фронтальная
|
8.Подведение итогов. Рефлексия |
Регулятивные Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Организует обсуждение результатов проделанной работы, предлагает закончить предложения добрыми словами своим родителям, бабушкам и дедушкам. |
Составляют предложения о своих родных, опираясь на данное начало.
|
Фронтальная Индивидуальная |