Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

 

Цель классного часа: способствовать обогащению нравственного опыта поведения младших школьников.

Задачи: 

-       обсудить понятие «прощение»;

-       показать учащимся способы преодоления чувства обиды;

-       способствовать развитию рефлексии собственных переживаний, мотивированию на запоминание позитивного эмоционального опыта, воспитанию личной ответственности, незлопамятности, терпимости, добросердечности.

Ожидаемые результаты: хочется верить, что дети после этого мероприятия задумаются о себе, станут немного добрее, терпимее, научатся прощать и просить прощения, будут более внимательны к свои родным людям и ко всем окружающим.

Предметные:

-         осознание понятия «прощать»;

-         готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Личностные:

-         самостоятельное формулировать собственную точку зрения на предлагаемую ситуацию;

-         ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

-         понимать и уважительно относиться к чувствам других людей и сопереживать им;

-         решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;

-         адекватная позитивная осознанная самооценка.

 

Метапредметные:

 

Регулятивные:

Прогнозировать результат деятельности;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

 

Коммуникативные:

сотрудничать;

строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

обмениваться мнениями;

слушать другого ученика.

 

Познавательные:

анализировать и оценивать ситуации в тексте.

 

Ресурсы/Оборудование

  1. карточки.
  2. маркеры.
  3. сердечки.
  4. прозрачный сосуд.
  5. цветной песок.
  6. схемы на доску.
  7. смайлики-эмоции.

 

 


Ход занятия

Этапы классного часа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

1.Орг.момент

 

 

- Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Чтобы настроиться на совместную деятельность, предлагаю вам обменяться рукопожатием в группах.

-Ребята, кто знает историю рукопожатия?

История рукопожатия

Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.

Приветствуют учителя, обмениваются рукопожатием, отвечают на вопрос

Фронтальная

2. Мотивационный

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

Познавательные: анализ и оценивание ситуации в тексте

Регулятивные: прогнозирование

 

Послушайте отрывок из стихотворения «Цветы прощения»

Эдуарда Асадова и скажите, как могла поступить героиня.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

(Обсуждение с учащимися возможных вариантов развития сюжета стихотворения)

 

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках[1]

 

-Как поступила героиня стихотворения?

-Что стало с обидчиком?

-Что следовало сделать Обидчику, герою стихотворения? (Попросить прощения).

-Как вы думаете, легко ли просить прощение и легко ли прощать обиду?

-Сегодня нам предстоит всем вместе ответить на вопрос: Легко ли просить прощение и прощать обиды?

Слушают стихотворение, высказывают возможные варианты развития сюжета стихотворения, дают оценку поступкам героям стихотворения

 

 

Фронтальная

3.Основная часть

 

Личностные:

самостоятельное формулирование собственной точки зрения на предлагаемую ситуацию;

понимание и уважительное отношение к чувствам других людей и сопереживание им;

адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

-Сейчас вам предстоит выполнить задание с помощью карты-помощника

1.Первому ряду предлагаем вспомнить свои обиды, когда вы думали «Я тебя никогда не прощу». Написать на карточках чувства, которые вы испытали. (Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить)

2. Второму ряду предлагаем вспомнить свои обиды, когда вы думали и говорили «Я тебя прощаю». Написать на карточках чувства, которые вы испытали. (Жажду примирения, облегчение, успокоение)

3. Третьему ряду предлагаем вспомнить те случаи, когда вы кого-то обидели. Написать на карточках чувства, которые вы при этом испытывали.  (Гнев, агрессию, боль, чувство вины)

Прикрепите свои высказывания на доске и выберите смайлик-эмоцию, подходящую к данной группе.

-Легко ли человеку жить с обидой?(Нелегко,жизнь меняется в отрицательную сторону)

 

Карта-помощник: Чувства

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

ОблегчениеОбида

Зависть

Сердечность

Взаимопонимание

Согласие

Равнодушие
Радость

Ревность

Страх

Счастье

Терпение

Успех

Юмор

Работают в группах, обсуждают, пишут варианты ответов на карточках и афишируют на доске

Работа в группах.

Составление схемы: 

-Я-обиженный (прощаю)

-Я-обиженный (не прощаю)

-Я- обидчик

 

 

 

Личностные:

ориентирование в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства

Коммуникативные: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Предметные:

Осознание понятия «прощать»

 

-Как вы думаете, легко ли простить обидчиков? (простить – это “перестать упрекать”, “не держать зла”, “относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других”; “не ждать, пока обидевший первый придет мириться”.)

Человек постоянно думает про обидчика, тратит на это свои силы и энергию.

-Легко ли попросить прощение у обиженного?

-Ребята, с помощью каких слов люди просят прощение?

-Что значит простить?

-Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других.

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

-Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.

- А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе?

 

Ответы детей

 

Работа с понятием «прощать»

 

Личностные:

самостоятельное формулирование собственной точки зрения на предлагаемую ситуацию;

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;

понимание и уважительное отношение к чувствам других людей и сопереживание им

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

А если этот человек - брат или сестра, отец или мама, или друг? На эти вопросы вам предстоит ответить в группах. (Задания для каждой группы на карточке)

1ряд 

Что мы не можем простить другу? Почему вы выбрали именно эти поступки? Почему именно это нельзя простить?

А в вашей жизни случалось такое? Приведите свои примеры.

Вывод: У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их нужно беречь.

2ряд

Что мы не можем простить одноклассникам?

Почему вы выбрали именно эти поступки?

Почему именно это нельзя простить?

Сталкивались ли вы с этим в своей жизни? Приведите примеры.

Вывод: Да, это серьезные проблемы, но бывает, что люди, поссорившись из-за нелепого пустяка, расстаются навсегда.

3ряд

Что мы не можем простить в семье?

Почему вы выбрали именно эти поступки?

Почему именно это нельзя простить?

Сталкивались ли вы с этим в своей жизни? Приведите примеры.

Вывод: Такие проблемы чаще всего возникают из-за непонимания. Я уверена, у каждого из вас когда-то были какие-то обиды на своих родителей, слова или поступки, которые вы в глубине души не можете простить. Но знайте, что именно самые близкие люди вас всегда простят, защитят и помогут. Придя сегодня домой, скажите родителям о том, как вы их любите. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению прощать близких.

Работают в группах, обсуждают, афишируют, делают выводы

 

Работа в группах

 

 

Личностные:

самостоятельное формулирование собственной точки зрения на предлагаемую ситуацию;

понимание и уважительное отношение к чувствам других людей и сопереживание им

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

-Ребята, а как вы думаете, где же прячется обида?

(Обида- прячется в сердце)

- Легко ли живётся человеку с обидой? Почему?

 (пока она там живет человек чувствует себя плохо, а тот, кто нас когда- то обидел, наверное, уже забыл об этом. Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть.)

Вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.

Так, давайте же откроем своё сердце и выпустим все обиды, ведь ваша обида, вредит только вам.

-Мы сейчас постараемся найти лекарство от обиды.

Для начала обсудите в группах, а потом поделитесь с нами. В рецепте можно использовать жесты, слова, мимику и т.д.

( Мирись! Мирись и больше не дерись, прости меня я больше так не буду! пожать друг другу руки по мужски, прикоснуться рукой к другому человеку. Объятие, рукопожатие)

-В чём заключается успех использования вашего лекарства? (взгляд, искренние слова, юмор, улыбка, взаимопонимание, обращение по имени и т.д.)

Составляют «рецепт от обиды» в группах, афишируют результат

 

Работа в группах

 

 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Учитель выставляет красивый сосуд.  На каждое верно сказанное слово учащиеся заполняют его цветным песком.

-Чтобы не забыть о сказанном сегодня, ребята, получите рецепт составленного лекарства.

Выдаются памятки каждому ученику.

Памятка

1.Каждый может совершить ошибку.

2.Совершив ошибку, умей её признать.

3.Прости, и будешь прощён.

4.Прощение уничтожит злобу и агрессию.

5.Прощение разъедает ненависть, спасает от одиночества.

6.Прости, и твоя душа будет светлее.

 

Называют слова, заполняют сосуд

 

 

Игра «Лекарство от обиды»

 

Регулятивные:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями; слушать другого ученика

 

-Используя памятку, ответьте на вопросы.

-Легко ли просить прощение?

-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? 

-Легко ли прощать обиды?

-Всё ли можно простить? 

-Простить можно. Надо лишь быть мудрым, добрым, терпеливым, чтобы в вашем сердце не жили чувства из 1 и 2 столбика.

С доски учитель убирает 1 и 2 столбик из схемы.

 

Используя памятку, отвечают на вопросы

Фронтальная

4.Рефлексия

Личностные: самоопределение (принятие адекватной позитивной осознанной самооценки)

- Ребята, на сердечках, которые находятся у вас, напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Можно использовать слова из 3 столбика.

А теперь давайте прикрепим наши сердечки на сосуд с лекарством от обиды.

У нас получилось лекарство «хорошего настроения». Оно приготовлено без Злости и Обиды и поможет вам в любую минуту.

 

Вписывают слова, прикрепляют к сосуду

 

Фронтальная

Индивидуальная

5.Итоги классного часа

Предметные:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

 

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

 

Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.

 

Финальное рукопожатие по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».

 

Слушают текст.

Передача финального рукопожатия

Фронтальная