Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цели:
Образовательная: (обобщить) расширение представлений учащихся о Кировской области; знакомство с творчеством художников Вятского края.
Развивающая: отработка умения анализировать, обобщать и делать выводы; развивать познавательную активность детей, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма; чувство гордости по отношению к своему краю.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить полученные знания о Кировской области; дать представление об известных вятских художниках.
Личностные:
- познавательный интерес;
- уважительное отношение к истории родного края.
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
Познавательные:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст (задача); несплошной текст – иллюстрация, таблица);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других;
- сотрудничать со сверстниками в совместном решении проблемы.
Ресурсы/оборудование
- раздаточный материал;
- репродукции картин Шишкина И.И., братьев Васнецовых, Колчанова А. М.;
- презентация к уроку.
Ссылки на источники
- Вятская азбука. Энциклопедия для детей. – Киров, 2005.
- В. Бердинских «Вятский сундук. – Киров, 1992.
- Природа Кировской области: Учебное пособие. – Киров: Вятка, 1999.
- Энциклопедия земли Вятской: в 10 т. – Киров: Волго – Вятское кн. из-во, 1994
Ход занятия
Названия этапов занятия |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
|
|
Организует и приветствует учащихся |
Проверяют готовность к уроку |
|
|
Регулятивные:
- самостоятельно формулируют тему и цели занятия
|
Послушайте замечательные строки: Есть своя родная земля - Почему именно с этих строк я начала наше занятие? - Какое ключевое слово? (наш) Почему? - Как называется наш край? - Сегодня я хочу предложить прогулку по нашему краю. Предположите, какова цель занятия? |
- Тема занятия «Наш край» - Мы здесь родились, растём, учимся это наша малая Родина - Кировская область. Цель: повторить, что мы знаем о Кировской области; узнать, что–то новое. |
Фронтальная |
|
Познавательные: - извлечение информации, представленной в разных формах
- представление информации в виде текста, таблицы, схемы
Коммуникативные: - участие в диалоге - развитие умения слушать и понимать других - умение оформлять свои мысли в устной речи - выполнение различных ролей в группе
Личностные: - понимание, уважение и интерес к культуре и истории родного края |
- С чего начнём? (На доске карточки: ИСТОРИЯ ПРИРОДА ПРОМЫСЛЫ 1. - В каждой группе лежат листы
- Посмотрите, что вы видите? - Что на ней изображено? - Найдите и назовите областной центр? - А это единственное его название? Назовите. - Восстановите в какой последовательности шло изменения названия города. Запишите. -Каждая область имеет свою символику. Назовите.
Из предложенных символов выберите герб и флаг Кировской области. Приклейте. Сравните. У какой группы также? - Что ещё отнесём к истории Кировской области? - Возьмите из конверта 2 картинки, выберите, достопримечательности Кировской области. Наклейте.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. - Сегодня к нам пришёл Ваня, ученик 7 класс. Раньше он тоже занимался в кружке краеведения. А в этом году стал победителем в олимпиаде по краеведению. Слово Ване (задача №1, задача №2)
- Что нового вы узнали из задач? 2. - О чём мы ещё можем рассказать? В этой теме мы говорил о том, какие промыслы возникли на Вятке много лет назад и какие продолжают жить и сейчас. - Игра « Домино» поможет их вспомнить.
У каждого из вас есть листок: у одних – вопросы, вы нам их задаёте; у других – ответы, вы находите ответ; у третьих – картинка, соответствующая ответу, вы выходите и прикрепляете на лист. - Какой вывод можно сделать 3. - И конечно, много говорили … - Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! Леса, реки, небо, солнце, животные, растения. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. - Я предлагаю создать небольшие произведения. Выберите и наклейте картинки.
1 группа – животные, которые обитают в Кировской области; 2 группа – растения, которые встречаются в Кировской области. - Что получилось? - А я бы отдельно выделила орлана-белохвоста? Почему? - В этом году орлан-белохвост благополучно зимовал в условиях нашего региона. Вывод: - Соединив наши листы, у нас получиться небольшой альбом – экскурсий по Кировской области. Где мы можем это использовать? - Какую страницу вы бы ещё добавили в наш альбом? - В чём они могли прославиться? Сегодня, поговорим о …Послушайте загадку: - Кто умеет краской и холстом Рассказать нам обо всём. |
- С истории.
-Карта Кировской области. - Города, реки. - Киров. - Нет. Выполняют задания на листах Хлынов – Вятка - Киров - Герб, флаг, гимн.
Выполняют задания на листах.
- Достопримечательности Кировской области. Работа в группах. Выбор и наклеивание картинок (заповедник «Нургуш», озеро Шайтан, Трифонов монастырь, скала «Часовой» и др.)
Решают задачи:
- Кировской области - 80 лет.
- О промыслах.
- Наш край богат народными промыслами.
- О природе.
Работа в группах. Мир животных. Мир растений. Рассказ детей. Орлан-белохвост занесён в Красную книгу Кировской области. Знаменитый обитатель заповедника «Нургуш». Эта довольно крупная птица с массивным клювом, размахом крыльев до 2,5 м и белоснежным хвостом уже давно гнездится в «Нургуше».
- Ответы детей
- Известные люди Кировской области. - Ответы детей
Отгадывание загадки - Художниках.
|
Групповая
Совместная мыследеятельность
Групповая
Индивидуальная |
|
Регулятивные:
- самостоятельно формулируют тему занятия
|
- Определите тему занятия
|
- Вятские художники.
|
|
|
Познавательные: - знакомство с вятскими художниками, первичное восприятие картин
- анализ объектов, синтез – составление целого из частей
Коммуникативные: - участие в диалоге - развитие умения слушать и понимать других
Личностные: - формирование умения ценить и принимать культуру родного края
- умение отвечать на вопросы, опираясь на собственный опыт
|
- Для чего нужна профессия художника? - Что может нарисовать художник? - А картины художник …. - А где находятся картины, написанные художником? - А в нашем городе мы можем увидеть картины? - А как называются картины, которые изображают природу? - А художников, изображающих природу? - Посмотрите на картины. Что на них изображено?
- Кто художник? - По какой картине догадались? - Кто знает название других картин? (Появляются названия картин) Иван Иванович родился в Вятской губернии. В родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал то, что он видел. Но именно в картине «Рожь», он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в чистом поле никогда не бывает, а Шишкин нарисовал в «полный рост». Могучие сосны, как признак величия родины. Иван Иванович стал великим пейзажистом. - Каких ещё художников вы знаете? Родиной Васнецовых считается село Рябово Вятской губернии (Кировской обл.) - Посмотрите на картины. Что изображено? Эти картины написал художник - Виктор Михайлович Васнецов. Он был одним из первых живописцев, который обратился к былинно-сказочным сюжетам. - Героев каких сказок вы узнали? - Как называются эти картины? А как назвал их художник? (Читаем хором) Младшим братом художника Виктора Васнецова был Аполлинарий Михайлович Васнецов Обратите внимание на его картины. Что изображено? Аполлинарий Васнецов любил русскую природу и изображал ее с особым трепетом. Он не просто передавал на своих полотнах увиденное, но и стремился, чтобы зритель понял, о чем он думает и что его тревожит. Осень – грустная пора. Природа готовится к долгой зиме. Идут дожди и уже достаточно холодно. Но эта пора очаровательна, так как именно сейчас деревья расцвечиваются яркими красками. Они примеряют желтые, оранжевые и красноватые наряды. - Где можно больше узнать о творчестве братьев Васнецовых? - Можно отнести к достопримечательностям Кировской области данные здания? Почему? (Учитель приклеивает изображение музеев в 1 лист к достопримечательностям) - А сейчас мы познакомимся с ещё одним вятским художником - Колчанов Аркадий Михайлович - Посмотрите на картины. - Чем они отличаются от картин Шишкина и братьев Васнецовых? - Аркадий Колчанов - художник – график.
- Какой вывод сделаем? |
- Помогает людям увидеть красоту природы окружающего мира. - Лес, дом, людей, животных. - Пишет. - Выставочные залы, музеи, картинные галереи. - Краеведческий музей, художественная школа. - Пейзаж. - Пейзажисты. - Природа – пейзаж.
- Шишкин - «Утро в сосновом бору» Ответы детей
- Братья Васнецовы Виктор и Аполлинарий. - Сюжеты из сказок и былин.
Ответы детей
Музей братьев Васнецовых в г.Кирове, музей – усадьба в с.Рябово
Ответы детей - Цвет, линии
- Художники, которые родились и выросли на Вятской земле передаютв своих картинах красоту родного края. |
ронтальная |
Рефлексия. |
Регулятивные:
- осмысление собранного материала
Личностные: - самоопределение - выражение положительного отношения к искусству |
- Кого из художников вы отнесёте к известным людям Вятки? - У меня есть сюрприз. Я хочу показать картины начинающего художника, может он тоже будет известен. Влад занимается в художественной школе и имеет хорошие результаты. Мы гордимся тобой. Молодец! - Я предлагаю поучаствовать в фестивале детского рисунка «Уголок любимой Вятки», где вам предстоит побывать в роли пейзажиста. (Выдаётся положение о фестивале) Люби и знай родной свой край! |
Ответы детей |
|