Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цели:

Образовательная: (обобщить) расширение представлений учащихся о Кировской области;  знакомство с творчеством художников Вятского края.

Развивающая:  отработка умения анализировать, обобщать и делать выводы;  развивать познавательную активность детей, оценивание своей деятельности и полученных результатов.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма; чувство гордости по отношению к своему краю.

          Планируемые результаты:

          Предметные: обобщить полученные знания о Кировской области; дать представление об известных вятских художниках.

          Личностные:

-         познавательный интерес;

-         уважительное отношение к истории родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:  

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

Познавательные:

-         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст (задача); несплошной текст – иллюстрация, таблица);

-         устанавливать причинно-следственные связи;

-         строить рассуждения;

Коммуникативные:

-         оформлять свои мысли в устной форме;

-         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-         слушать и слышать других;

-         сотрудничать со сверстниками в совместном решении проблемы.

 

 

          Ресурсы/оборудование

  1. раздаточный материал;
  2. репродукции картин Шишкина И.И., братьев Васнецовых, Колчанова А. М.;
  3. презентация к уроку.

 

 

Ссылки на источники

  1. Вятская азбука. Энциклопедия для детей. – Киров, 2005.
  2. В. Бердинских «Вятский сундук. – Киров, 1992.
  3. Природа Кировской области: Учебное пособие. – Киров: Вятка, 1999.
  4. Энциклопедия земли Вятской: в 10 т. – Киров: Волго – Вятское кн.     из-во, 1994

Ход занятия

Названия этапов

занятия

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы работы

  1. 1.   Организационный момент

 

Организует и  приветствует  учащихся

Проверяют готовность к уроку

 

  1. 2.   Постановка  целей

Регулятивные:

 

- самостоятельно формулируют тему и цели занятия

 

Послушайте замечательные строки: 

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

- Почему именно с этих строк я начала наше занятие?

- Какое ключевое слово? (наш) Почему?

- Как называется наш край?

- Сегодня  я хочу предложить прогулку по нашему краю.

Предположите, какова цель занятия?

- Тема занятия  «Наш край»

- Мы здесь родились, растём, учимся это наша малая Родина

- Кировская область.

 Цель: повторить, что мы знаем о Кировской области; узнать, что–то новое.

 

 

 

 

Фронтальная

  1. 3.   Актуализация знаний

Познавательные:

 - извлечение информации, представленной в разных формах

 

- представление информации в виде текста, таблицы, схемы

 

Коммуникативные:

- участие в диалоге

- развитие умения слушать и понимать других

-  умение оформлять свои мысли в устной речи

- выполнение  различных ролей в группе

 

Личностные:

- понимание, уважение  и интерес к культуре и истории родного края

- С чего начнём? (На доске карточки:

ИСТОРИЯ      ПРИРОДА     ПРОМЫСЛЫ 

1.

- В каждой группе лежат листы

 

- Посмотрите, что вы видите?

- Что на ней изображено? 

- Найдите и назовите областной центр?

- А это единственное его название? Назовите.

- Восстановите в какой последовательности шло изменения названия города. Запишите.

-Каждая область имеет свою символику. Назовите.

  

Из предложенных символов выберите герб и флаг Кировской области. Приклейте. Сравните. У какой группы также?

- Что ещё отнесём к истории Кировской области?

- Возьмите из конверта 2 картинки, выберите, достопримечательности Кировской области. Наклейте.

 

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Сегодня к нам пришёл Ваня, ученик 7 класс. Раньше он тоже занимался в кружке краеведения. А в этом году стал победителем в олимпиаде по краеведению.

Слово Ване (задача №1, задача №2)

 

- Что нового вы узнали из задач?

2.

- О чём мы ещё можем рассказать?

В этой теме мы говорил о том, какие промыслы возникли  на Вятке много лет назад и какие продолжают жить и сейчас.

- Игра « Домино» поможет их вспомнить.

 

У каждого из вас есть листок: у одних – вопросы, вы нам их задаёте; у других – ответы, вы находите ответ; у третьих – картинка, соответствующая ответу, вы выходите и прикрепляете на лист.

- Какой вывод можно сделать

3.

- И конечно, много говорили  …

- Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает! Леса, реки, небо, солнце, животные, растения. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё.

- Я предлагаю создать небольшие произведения. Выберите и  наклейте картинки.

 

1 группа – животные, которые обитают в Кировской области;

2 группа – растения, которые встречаются в Кировской области.

- Что получилось?  

- А я бы отдельно выделила орлана-белохвоста? Почему?  

- В этом году орлан-белохвост благополучно зимовал в условиях нашего региона.

Вывод:

- Соединив наши листы, у нас получиться небольшой альбом – экскурсий по Кировской области. Где мы можем это использовать?

- Какую страницу вы бы ещё добавили в наш альбом?

- В чём они могли прославиться?

Сегодня, поговорим о …Послушайте загадку:

- Кто умеет краской и холстом 

  Рассказать нам обо всём.

- С истории.

 

 

 

 

-Карта Кировской области.

- Города, реки.

- Киров.

- Нет.

Выполняют задания на листах

Хлынов – Вятка - Киров

- Герб, флаг, гимн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания на листах.

 

-  Достопримечательности Кировской области.

Работа в группах.   Выбор и наклеивание картинок  (заповедник «Нургуш», озеро Шайтан, Трифонов монастырь, скала «Часовой» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кировской области - 80 лет.

 

- О  промыслах.

 

 

 

 

 

 

  

 

- Наш край богат народными промыслами.

 

- О природе.

 

Работа в группах.

Мир животных.

Мир растений.

Рассказ детей.                          Орлан-белохвост занесён в Красную книгу Кировской области. Знаменитый обитатель заповедника «Нургуш». Эта довольно крупная птица с массивным клювом, размахом крыльев до 2,5 м и белоснежным хвостом уже давно гнездится в «Нургуше».

 

- Ответы детей

 

- Известные люди Кировской области.

- Ответы детей

 

Отгадывание загадки

- Художниках.

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная мыследеятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

  1. 4.     Знакомство с новым материалом

Регулятивные:

 

- самостоятельно формулируют тему занятия

 

- Определите тему занятия

 

- Вятские художники.

 

 

 

 

Познавательные:

 - знакомство с вятскими художниками, первичное восприятие картин

 

- анализ объектов, синтез – составление целого из частей

 

Коммуникативные:

- участие в диалоге

- развитие умения слушать и понимать других

 

Личностные:

- формирование умения ценить и принимать  культуру родного края

 

- умение отвечать на вопросы, опираясь на собственный опыт

 

 

- Для чего нужна профессия художника?

- Что может нарисовать художник?

- А картины художник ….

- А где находятся картины, написанные художником?

- А в нашем городе мы можем увидеть картины?

- А как называются картины, которые изображают природу? 

- А художников, изображающих природу? 

- Посмотрите на картины. Что на них изображено?

 

- Кто художник?

- По какой картине догадались?

- Кто знает название других картин?    (Появляются названия картин)

Иван Иванович родился в Вятской губернии. В родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город.               Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал то, что он видел. Но именно в картине «Рожь», он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в чистом поле никогда не бывает, а Шишкин нарисовал в «полный рост».  Могучие сосны, как признак величия родины. Иван Иванович стал великим пейзажистом.

- Каких ещё художников вы знаете?

Родиной Васнецовых считается село Рябово Вятской губернии  (Кировской обл.)

- Посмотрите на картины. Что изображено?

Эти картины написал художник -  Виктор Михайлович Васнецов. Он был одним из первых живописцев, который обратился к былинно-сказочным сюжетам.    

- Героев каких сказок вы узнали?

- Как называются эти картины?

 А как назвал их художник?                      (Читаем хором)

Младшим братом художника Виктора Васнецова был Аполлинарий Михайлович  Васнецов 

Обратите внимание на его картины. Что изображено?

Аполлинарий Васнецов любил русскую природу и изображал ее с особым трепетом. Он не просто передавал на своих полотнах увиденное, но и стремился, чтобы зритель понял, о чем он думает и что его тревожит.

Осень – грустная пора. Природа готовится к долгой зиме. Идут дожди и уже достаточно холодно. Но эта пора очаровательна, так как именно сейчас деревья расцвечиваются яркими красками. Они примеряют желтые, оранжевые и красноватые наряды.

- Где можно больше узнать о творчестве братьев Васнецовых?

- Можно отнести к достопримечательностям Кировской области данные здания? Почему? (Учитель приклеивает изображение музеев в 1 лист к достопримечательностям)

- А сейчас мы  познакомимся с ещё одним вятским художником - Колчанов Аркадий Михайлович

 - Посмотрите на картины.

- Чем они отличаются от картин Шишкина и братьев Васнецовых? 

- Аркадий Колчанов - художник – график. 

 

 - Какой вывод сделаем?

- Помогает людям увидеть красоту природы окружающего мира.

- Лес, дом, людей, животных.

- Пишет.

- Выставочные залы, музеи, картинные галереи.

- Краеведческий музей, художественная школа.

- Пейзаж.

- Пейзажисты.

- Природа – пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Шишкин

- «Утро в сосновом бору»

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Братья Васнецовы Виктор и Аполлинарий. 

- Сюжеты из сказок и былин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музей братьев Васнецовых в г.Кирове, музей – усадьба в с.Рябово 

 

Ответы детей 

- Цвет, линии 

 

 

 - Художники, которые родились и выросли на Вятской земле передаютв своих картинах красоту родного края.

 

ронтальная

  1. 5.   Итог занятия.

Рефлексия.

Регулятивные:

 

- осмысление собранного материала

 

Личностные:

- самоопределение

- выражение положительного отношения к искусству

 - Кого из художников вы отнесёте к известным людям Вятки?

- У меня есть сюрприз. Я хочу показать картины начинающего художника, может он тоже будет известен. Влад занимается в художественной школе и  имеет хорошие результаты.

Мы гордимся тобой.  Молодец!

- Я предлагаю поучаствовать в фестивале детского рисунка «Уголок любимой Вятки», где вам предстоит побывать в роли пейзажиста. (Выдаётся положение о фестивале)

Люби и знай родной свой край!

Ответы детей