Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Данное занятие воспитывает ценностное отношение к природе, окружающей среде. Через работу с информационным материалом дети приобретают элементарные представления об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.
Занятие помогает получить первоначальный опыт экологически грамотного поведения в природе. Дети получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности.
Занятие позволяет принять участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектах.
После проведения занятия у детей возникает желание продолжить составление экологических задач. Составленные задачи можно использовать в стенгазете или агитплакате, которые разместить в микрорайоне школы. Для детей детского сада и первоклассников устроить костюмированное представление с героями составленных задач.
Цели и педагогические задачи:
1. Выявление понимания обучающимися экологических проблем и путей их решения, развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.
2. Приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности.
3. Обучение младших школьников совместному решению задач.
4. Проверка умения учащихся пользоваться предложенной информацией и на основе проведённого анализа осуществлять выбор оптимального решения.
5. Оценка организации сотрудничества в малых группах (коллективно – распределительная деятельность) при решении общей задачи.
Знания, умения и способы, на которые опирается задача:
1.Действия с многозначными числами.
2.Умение вычленять требуемую информацию.
3.Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа.
4.Работа в малой группе: организация работ, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Способ и формат оценивания результатов работы.
1.Оценивается владение предметными знаниями и умениями.
2.Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.
3.Публичное выступление групп.
Замысел проектной задачи:
Третьеклассникам предлагается изготовить сборник экологических задач. Обучающиеся работают в группах. Каждая группа получает техническое задание:
- Расределить задание внутри группы согласно инструкции.
- Решить задачи и определить тему экологической проблемы.
- Составить задачи, используя информационные материалы по экологии.
- Проиллюстрировать свою страничку.
Планируемые результаты:
Педагогические:
- Усвоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях.
- Умение, работая в группах, создать конечный «продукт» - сборник экологических задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель;
- умение корректировать, вносить изменения в результат;
- умение осуществлять оценку, самооценку.
Познавательные:
- умение ставить и формулировать проблему,
- умение выделять необходимую информацию;
- умение определять основную и второстепенную информацию
Коммуникативные:
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- осуществлять планировать учебное сотрудничество
Ресурсы/Оборудование
листы А4 белые и цветные, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – Москва.: «Просвещение», 2010.
- Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Б. Воронова. – Москва.: «Просвещение», 2010
- Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б.Воронцова. – Москва.: «Просвещение», 2011
- И.А.Чумакова. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников. Учебно – методическое пособие для учителей.- Глазов, 2012.
Информационный материал по экологии.
- На производство 1тонны бумаги требуется 17 деревьев.
- Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей.
- Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 17 больших деревьев.
- Из полностью открытого крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.
- Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей.
- Одна тонна макулатуры экономит 200м воды.
- Зелёные насаждения с 1 гектара земли за один час поглощают 8кг углекислого газа.
- Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания 3 человек.
- Клён выделяет в год 2кг кислорода.
10. Ракушка-перловица профильтровывает за день 20литров воды.
11. Тополь сибирский поглощает за месяц 240г пыли.
12. Самое прожорливое существо на Земле – стрекоза. Учёные установили, что за 2 часа стрекоза съедает 40 мух.
13. Скорость движения среднего пожара 3 метра в минуту.
14. Верховой пожар за 15 минут охватывает 45метров леса.
15. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает одно дерево.
16. За лето 1 мышь уничтожает 1кг зерна, а 1 сова за это период уничтожает 1000мышей.
17. Один гектар леса за 1часвырабатывает 3580 г кислорода.
18. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц.
19. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен.
20. За год промышленные предприятия выбрасывают в воздух 58 000 000 тонн загрязняющих веществ.
21. В водоёмах нашей страны за год оказалось 40 000 000тонн загрязняющих веществ.
22. В Красную книгу занесено: насекомых-202 вида, птиц-80 видов, млекопитающих-94 вида.
23. Вырубается 2 гектара леса в минуту.
24. За 6 минут набегает стакан воды из подтекающего крана.
25. Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки
26. Богомол за лето съедает 147 тлей, 41 мушку, 266 мух.
Пример экспертного листа:
Вариант 1
Ф.И. эксперта___________________________ № группы_____
Вопросы |
Ответы |
Как группа приступила к работе(сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями) |
|
Каким образом была распределена работа между членами группы(решали все задания вместе, распределили задания)? |
|
Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом? |
|
Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы? |
|
Как выслушивали мнения других участников группы? |
|
Вариант 2
Ф.И.эксперта_____________________
Критерии оценки |
Оценка группы |
Оценка эксперта |
Умеем планировать действия группы по выполнению проектной задачи |
|
|
Умеем распределять роли по выполнению заданий |
|
|
Умеем взять на себя ответственность, аргументировать свою точку зрения |
|
|
Умеем работать в группе слаженно |
|
|
Умеем ставить задачу так, чтобы она стала понятна всем. |
|
|
Умеем представить то, что мы хотим создать |
|
|
Умеем определить конечный результат |
|
|
Умеем определить структуру проекта |
|
|
Умеем определить содержание продукта |
|
|
Умеем найти необходимую информацию в справочных материалах |
|
|
Умеем анализировать данные, представленные в разных формах. |
|
|
Умеем создавать собственные тексты и иллюстрировать материал |
|
|
Анкета для обучающихся после презентации:
Поставь отметки в оценочных шкалах
- Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ход занятия
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Орг. момент |
коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, планировать учебное сотрудничество. |
У. Сегодня на занятии я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните правила работы в группе.
У.Предлагаю вам выполнить 1 задание. Определите ответственных за каждый этап работы и подпишите около стрелок имена исполнителей. Задание №1 Определите ответственных за каждый этап работы и подпишите имена исполнителей: 1) Решает задачу___ 2) Записывает и комментирует ответ___ 3) Составляет задачу ___ 4) Записывает задачу___ 5) Представляет задачу___ 6) Оформляет листок___ 7) Комментирует оформление____ |
У. Проверяет готовность к уроку. Д. Вспоминают правила работы в группе. Первое задание – это распределение задания внутри группы. Важно определить, каким образом обучающиеся будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями или стихийно, без существенных оснований.
Д. Получают задание 1, работают в группе, подписывают имена исполнителей за каждый этап работы на занятии. |
2.Постановка задачи. |
регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
У. Итак, вы распределили обязанности в группе. В каждой группе на зелёном листочке вы найдёте задачу, которую я предлагаю вам решить.
У. Определите план работы над задачей. У. А теперь возьмите задание 2 и поработайте с ним 5-7 минут. Задание №2 1. Решите задачу. 2. Ответ запишите на листке. 3. Чётко сформулируйте ответ задачи у доски. У. Цифры впечатляют? О чём говорят эти цифры? Какая проблема возникает?
У.Что вы, дети, можете сделать, чтобы сберечь то, что даёт нам природа?
У. Я предлагаю вам составить сборник экологических задач. |
Данная часть работы заключается в выборе решения задачи, умении выполнять действия с многозначными числами, развёрнутом формулировании ответа. Д. Вспоминают план работы над задачей. Д.Получают задание 2, читают задание, работают с заданием 5-7 минут: решают предложенную задачу, формулируют ответ, записывают ответ на листе формата А4
Д. Выступают, представляя на листах формата А4 ответ к своим задачам. Листы вывешиваются на доске и остаются для последующего обсуждения.
Д. Отвечают на вопросы и приходят к выводу, что надо научиться беречь природные ресурсы.
Д.Предлагают свои варианты. |
3.Целеполагание. |
Познавательные: умение ставить и формулировать проблему, регулятивные: целеполагание. |
У. Назовите тему занятия.
У.Опираясь на тему, определите цели занятия. |
Д.Называют тему: «Составление сборника экологических задач»
Д. Называют цели: 1.Найти интересные данные по экологии в источниках информации. 2.Составить задачи на экологическую тему. 3.Оформить задачи в сборник.
|
4.Решение проектной задачи. |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
регулятивные: коррекция, внесение изменений в результат.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
У. Приступая к составлению задач, определите порядок ваших действий.
У.Возьмите карточку с заданием 3.Время работы с заданием 10 минут. Задание №3 Определите тему решённой задачи. Найдите в информационных материалах данные по этой теме. Составьте задачу. Оформите текст задачи на листке. Представьте свою задачу.
У. Молодцы! Вы справились с этим заданием. Чего же не хватает на ваших страничках с задачами?
У. Возьмите задание 4. Выполните его в течение 3-4 минут. Задание №4. Оформите листок с задачей рисунком, запрещающим знаком, призывом и т.д. Представьте оформление.
У. Сейчас мы объединим все странички в сборник задач |
Данное задание помогает понять специфику «Сборника экологических задач», проанализировать решённые задачи, провести самостоятельное исследование, сопоставить факты, сделать выводы на основе анализа, создать собственные тексты задач.
Д. Предлагают план работы: *найти в источниках информации интересные данные по экологии; *составить задачу; *оформить её на листах.
Д. Работают в группах с заданием 3 в течение 10 минут: 1) анализируют решённые задачи, определяют экологическую проблему; 2) работают с информационным материалом, выбирая данные по теме решённой задачи; 3) оформляют текст задачи на листе формата А4. Представляют результаты своей работы публично у доски.
Д. Предполагают, чем можно дополнить странички.
Д. выполняют задание 4: помня о теме проектной задачи, подбирают оформление, оформляют свою работу рисунком, запрещающим знаком, призывом и т.д. Представляют его публично. Выполняя иллюстрации к «Сборнику», дети должны не забыть про общую задачу: показать экологические проблемы. Д. Вместе с учителем собирают все странички, оформляют обложкой и представляют полученный «продукт». |
6.Рефлексия. |
Регулятивные: осуществление оценки, самооценки |
У. Для чего мы составили этот сборник? Кому он пригодится? Кому подарим?
У. Подводя итоги занятия, оцените свою работу в 5-бальной системе. Возьмите конверты с оценочными листами. Критерии оценки.
У.Подводит итоги работы с оценочными листами. У. Кому сегодняшняя задача была очень интересной? Кому задания показались совсем не сложными? Очень сложными? Кто оказался полезен своей группе? Чья группа работала очень дружно? У. Спасибо за работу! |
На данном этапе дети оценивают умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность, умение анализировать сделанное. Д. Дают ответы на вопросы.
Д. Берут в конвертах оценочные листы, оценивают работу по критериям.
Д. Поднятием руки сигналят учителю на каждый вопро |