Практически у каждого человека возникает потребность понять себя, уметь разбираться в собственных мыслях, чувствах, желаниях и намерениях. Осуществление этой потребности влияет на отношение человека к другим, самоуважение и самоотношение.
Поэтому наиболее перспективное и динамично развивающееся направление современной психологии является психология понимания. Значительное количество публикаций в этой области посвящено таким вопросам как понимание естественного языка, понимание текста, понимание в межличностном общении. Однако отдельные аспекты проблемы понимания, несмотря на их очевидную важность и актуальность, изучены еще недостаточно. Это относится, в частности, к проблеме самопонимания. Психологический феномен самопонимания отличается от таких явлений как самопознание, самосознание, самооценка.
Проблема исследования определяется противоречием между предъявляемыми профессией требованиями к специалисту и возможностями их развития. Так как самопонимание способствует наполнению самосознания личности определённым профессиональным содержанием и во многом определяет успешность освоения профессиональной деятельности. Самопонимание даёт человеку возможность обратиться к своим истокам, ответить на вопросы о том, какой он и что с ним происходит. Развитие самопонимания является одним из важнейших условий становления представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. Однако отдельные аспекты понимания и самопонимания в частности, а также их формирование различными технологиями, не смотря на их очевидную важность и актуальность, изучены недостаточно.
Социальная актуальность предлагаемого исследования заключается в разноаспектности предъявляемых требований, которыми должен соответствовать профессиональный психолог, и многообразие задач, которые он должен уметь решать, обуславливают значимость проблемы профессиональной подготовки будущих психологов. Процесс подготовки и развития потенциального специалиста, отличающегося высоким уровнем понимания себя и окружающих, способного познать и постоянно развивать свой внутренний мир, является актуальной задачей, как для общества, так и для высшей школы в частности.
Научная актуальность определяется тем, что многие исследователи активно изучают личность студентов-психологов (О.А. Андрусевич, Д.Е. Белов, Н.А. Богдан, Т.А. Казанцева, В.В. Каширина, А.А. Марголис, Н.А. Маслюк, Е.В. Мельник, Е.А. Оленева, О.А. Фроликова и др.), к сожалению самопонимание в работах исследователей фактически не затрагивается, при этом ряд исследовательских материалов указывают на то, что успешность обучения и развитие личности студентов во многом зависит от формирования самопонимания.
Предлагаемое исследование позволит уточнить основные положения формирования самопонимания студентов-психологов средствами рефлексивного тренинга.
Практическая актуальность состоит в том, что в настоящее время актуальным является вопрос обновления форм работы для развития самопонимания у студентов-психологов.
Решение обозначенной проблемы и составило цель исследования данной работы, которая заключается в определении теоретических оснований и экспериментальной проверке результативности развития самопонимания у студентов-психологов средствами рефлексивного тренинга.
Объектом исследования выступило самопонимание студентов-психологов.
Предметом исследования является развитие самопонимания у студентов-психологов средствами рефлексивного тренинга.
В соответствии с обозначенной проблемой и поставленной целью, была выдвинута следующая гипотеза исследования которая заключается в предположении о том, что реализация программы рефлексивного тренинга способствует развитию самопонимания у студентов-психологов, так как он обеспечивает выход субъекта в рефлексивную позицию, то есть в позицию внешнего наблюдателя по отношению к выполняемой им деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы ряд задач:
1) провести теоретический анализ и конкретизировать содержание понятия «самопонимание»;
2) выявить критерии развития самопонимания студентов-психологов;
3) конкретизировать теоретические основания возможностей рефлексивного тренинга как средства развития самопонимания студентов-психологов;
4) выявить степень выраженности самопонимания студентов-психологов;
5) провести опытно-экспериментальную проверку результативности разработанной программы рефлексивного тренинга.
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались следующие методы:
- общетеоретические в виде теоретического анализа общей, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительного анализа, обобщения, формирующего эксперимента, включающего качественный и количественный анализ результатов;
- общепсихологические эмпирические методы в виде тестирования;
- для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математической и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента) [4].
Проведя теоретический анализ проблемы, были сделаны следующие выводы:
- Самопонимание определяется как осознанный итог исследования и разъяснения собственных эмоций, идей, желаний, мотивов действия, а кроме того способность обнаруживать смысл действий, отвечать на вопросы о факторах собственного характера, миропонимания, взаимоотношения к себе и иным людям. Структура самопонимания содержит в себе потребностно-мотивационный (готовность к самопониманию, мотивы самопонимания, цели исследования себя), эмоционально-волевой (эмоциональное удовлетворенность собою, аутосимпатия, критичность, умение к самоорганизации) и когнитивный (сведения о себе, приёмы самопонимания (самовосприятие, наблюдение, анализ, самоосмысление), доступность опыту, содержание определений и их связь) компоненты [5; 7; 8].
- Были выделены три критерия формирования самопонимания [6]:
- умение находить смысл в поступках, понимать свои индивидуально-психологические особенности: знания, умения, мотивы, достижения и т.д.;
- способность понимать конкретный характер и причины того, как ты понимаешь других;
- социально-рефлексивные компоненты самопонимания выражается в том, каким образом ко мне относятся и как меня рассматривают другие, согласно моему суждению.
- Понимание природы рефлексии, с одной стороны, как внутренней, психической, а с другой – социальной, культурной, является важным моментом для моделирования этого явления, представляя его не только в виде идеального теоретического конструкта, но и как основу для разработок различных рефлексивных практик, в том числе и для создания рефлексивного тренинга, что может поспособствовать формированию самопонимания у студентов-психологов [2; 3].
- Рефлексивный тренинг – вид развивающей технологии, организованный в режиме «погружения» на основе алгоритма рефлективной деятельности, который обеспечит выход субъекта в рефлексивную позицию, – позицию внешнего наблюдателя по отношению к выполняемой им деятельности. Рефлексия важная часть характеристики сознания, одним из видов которого выступает самопонимание, исследование человеком самого себя, которое является следствием выхода субъекта во внешнюю позицию по отношению к себе и своей деятельности [1; 9].
Проведённое экспериментальное исследование включает в себя следующий ряд этапов.
1 этап – подготовительный. Формирование диагностического аппарата для эмпирического изучения самопонимания у студентов-психологов.
2 этап – диагностический. Сбор эмпирических данных о самопонимании студентов-психологов и анализ полученных данных:
- уровень развития самопонимания;
- оценка сформированности самопонимания.
3 этап – формирующий. Разработка и реализация программы рефлексивного тренинга по формированию самопонимания у студентов-психологов.
4 этап – аналитический. Оценка эффективности программы;
- сбор эмпирических данных о самопонимании студентов-психологов;
- оценка изменений с помощью критериев математической статистики.
Для подтверждения гипотезы, было проведено эмпирическое исследование на базе Оренбургского государственного педагогического университета города Оренбурга, института педагогики и психологии. В исследовании участвовало 50 студентов-психологов в возрасте 18-21 года. В исследовании применялась методика исследования самоотношения, разработанная С.Р. Пантилеевым и В.В. Столиным [10].
В результате проведённого экспериментального исследования были получены следующие выводы.
На этапе первого констатирующего среза были выведены три группы студентов-психологов:
- студенты-психологи с высоким уровнем самопонимания (16%): характеризуются единством когнитивного и эмоционального согласования продуктов самосознания и реальности. Это единство составляет основу убеждений личности растущего человека по поводу собственного мнения, поступков, поведения. Испытуемые оценивают себя как эмоционально зрелую личность, которая способна ставить цели и задачи, и уверено идти к их осуществлению. Способны устанавливать связи с окружающими, отсутствует самообвинение даже при неудачах, обладают терпением к своим и чужим проступкам, уважают себя и чувствуют ответственность за свою жизнь. Отмечается позитивное отношение к себе и другим, способность меняться и принимать всё новое, обладают уверенностью, гибкостью, динамичностью, ответственностью, умением формулировать проблемы и понимать причины их возникновения, устанавливать цели и задачи, а также намечать пути их реализации.
- студенты-психологи со средним уровнем самопонимания (28%): у них отмечается, что при актуализации когнитивного согласования, когда нет выраженного эмоционального отношения к себе, но в силу внешних обстоятельств требуется изменить некоторые исходные аспекты знаний. В этом случае понимание себя происходит без выраженных оценочных суждений. Испытуемые могут испытывать сложность в осуществлении задачи без поддержки окружающих, проявлять критику и самообвинение по отношению к себе, и в тоже время могут считать, что заслуживают положительного отношения. Отмечается неустойчивое отношение к себе и понимание потребностей других, они открыты новому опыту, но без готовности меняться самим, имеют затруднения в понимании причин возникновения проблем, но обладают умением формулировать проблемы.
- студенты-психологи с низким уровнем смопонимания (56%): данный уровень характеризуется тем, что включает в себя эмоциональный уровень согласования продуктов самосознания и реальной действительности на основе имеющегося знания о самом себе, что выражается в «удовлетворенности / неудовлетворенности» собой. Испытуемые считают себя незрелой личностью и зависящей от мнения окружающих, свои успехи приписывают удаче. Также могут присутствовать негативное отношение к себе, искажённое восприятие себя и окружающих, комплекс неполноценности, внутриличностный конфликт, тревожное состояние, неустойчивые эмоции, ригидное мышление и поведение, неспособность устанавливать позитивные отношения с самим собой и окружающими, неумение ставить цели и задачи, и неумение правильно формулировать проблемы.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что в данной выборке испытуемых преобладает низкий уровень самопонимания, что свидетельствует о том, что студентам-психологам необходима помощь в формировании самопонимания. Именно с этой целью была составлена и проведена программа рефлексивного тренинга для повышения уровня самопонимания студентов-психологов.
В разработке программы рефлексивного тренинга лежат два основных правила тренинга:
- Во-первых, это форма активного обучения, в котором происходит передача психологических способов рефлексии, развитие адекватных оценочных эталонов, принятие оптимальных и ответственных решений, умение эмоционально и морально настраиваться на успех;
- Во-вторых, это метод создания условий самораскрытия участников, в котором при помощи тренинговых упражнений происходит стимуляция интереса к своему Я, к развитию интуиции, умение свободно высказывать свои мысли и чувства.
Цель программы рефлексивного тренинга: поспособствовать развитию самопонимания студентов-психологов механизмами рефлексии.
Задачи программы:
- формирование и развитие самопознания и саморазвития;
- овладение навыками практического самопознания;
- развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок;
- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
По реализации тренинга с целью оценки его результативности была проведена повторная диагностика со студентами-психологами контрольной и экспериментальной групп.
Результаты повторной диагностики представлены в гистрограмме (рис. 1) процентного соотношения доказывают положительное изменение самопонимания. Данный вывод сделан при сравнительном вычислении результатов двух срезов. Так в процентном значении стадия не сформированного самопонимания уменьшилась на 36%, стадия формирования самопонимания увеличилась на 12%, а стадия сформированного самопонимания увеличилось на 24%.
Рис. 1. Сравнительный анализ до и после реализации программы рефлексивного тренинга
В контрольной группе сравнение первичной и повторной диагностики показано отсутствие значимых изменений в показателях степени выраженности самопонимания. При этом сравнение данных контрольной и экспериментальной групп при повторной диагностике показывает наличие статистически значимых различий, чего не было отмечено при первом констатирующем срезе. В экспериментальной группе отмечается статистически значимое улучшение показателей степени выраженности самопонимания у студентов-психологов (значимо на уровне 0,01 по t-критерия Стьюдента).
Обнаруженные различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,01 уровне, т.е. при р 0,01, что свидетельствует о том, что оценка сдвига имеет высокую значимость. Другими словами нулевая гипотеза о сходстве отклоняется и на 0,01 уровне значимости принимается альтернативная гипотеза о различии между экспериментальной и контрольной группами. Можно утверждать, что в сравнении с контрольной группой студенты-психологи экспериментальной группы имеют более высокую степень выраженности и сформированности самопонимания.
По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что проведённый формирующий эксперимент положительно воздействовал на испытуемых и повысил уровень самопонимания у большинства студентов-психологов, участвующих в исследовании. То есть выдвинутая гипотеза исследования о том, что реализация содержания рефлексивного тренинга способствует развитию самопонимания у студентов-психологов, полностью подтвердилась.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Перспективу исследования составляет необходимость более глубокого изучения и разработки методического аппарата психологического сопровождения процесса формирования самопонимания.