Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Староверова Т. С., Поникарова В. Н. Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 651–655. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86142.htm.
Аннотация. В статье определены структура, основные компоненты, содержание модели формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи (заикание), в условиях инклюзивного образовательного учреждения. Выделены цель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм, формы и методы работы, условия реализации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Поникарова Валентина Николаевна,канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецponikarovavn@rambler.ru

Староверова Татьяна Сергеевна,магистрант кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецstarowerowa.tatiana@yandex.ru

Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения

Аннотация.Встатье определеныструктура,основные компоненты,содержание модели формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи (заикание) в условиях инклюзивного образовательного учреждения. Выделеныцель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм, формы и методы работы, условия реализации

взаимодействия с родителями, детей с ОВЗ. Ключевые слова:модель, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети дошкольного возраста с заиканием, родители детей с заиканием, педагогическая компетентность родителей, формирование, инклюзивный образовательный процесс.

Общепринятые в философской и педагогической науке представления о модели как ознаковом образе моделируемого объекта легли в основу построения модели формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)в условиях инклюзивного образовательного процесса[1].Объектнашегоисследования



педагогическаякомпетентностьродителей детей с заиканием.Предмет исследования –модель формированияпедагогической компетентности родителей детей с заиканием в условиях инклюзивного образовательного учреждения. Учет принципов структурности, системности, вариативности, динамичности в процессе моделирования позволяет конструировать модель, включающую взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие, которые позволяют выстроитьсогласованные действия педагогов и родителей для реализации заданных целей,формированияпедагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.Педагогическая компетентность родителей представляет собой сложное системноеобразование, которое включает ряд составляющих: ценностномотивационный, когнитивный, поведенческий и аффективный [2].

Фундаментальные основы дошкольной педагогики и психологии, а так же теоретикопрактические основы коррекционной педагогики и психологии(закономерности развития ребенка; особенности развития ребенка, обусловленные речевой патологией; условия оптимального развития ребенка с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса и др.) определяют содержание компонентов педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием.Характеристика компонентовпедагогической компетентности родителей представлена в таблице 1.Таблица 1Характеристика компонентовпедагогической компетентности родителей

КомпонентыСодержаниекомпонентовЦенностномотивационныйОтражает: личностную ценность родительства, осознанный выбор и сформированность мотивации как ясно выраженную устойчивую направленность интересов и потребностей субъекта реализации себя как семьянина, родителя.Когнитивный компонентПредполагает: овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о воспитании детей (в том числе детей с ОВЗ), использования педагогических знаний как инструмента разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания.

Операциональный (поведенческий)Предполагает: использование конкретных поведенческих стратегий (включая копингстратегии) для разрешения проблемных ситуаций, совокупность умений, обеспечивающих эффективное протекание процесса воспитания.АффективныйЯвляется отражением чувств, эмоций, эмоциональных оценок процесса воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

Таким образом, формирование педагогической компетентности родителей в данном случае представляется нам как унитарный процесс взаимодействия двух социальных институтов, направленный на повышение заинтересованности родителей в успешном результате коррекционноразвивающего процессапо коррекции заикания, повышение уровняспециальных психологопедагогических знаний и умений, овладение технологией и практическими приемами в работе с заикающимися детьми в условиях семьи.Существенные изменения, происходящие в современной системе отечественного образования и связанные с введением инклюзивного подхода, характеризуют взаимодействие общественного и семейного воспитания интегративным по содержанию, обогащенным не только психологопедагогическими, но и специальными (относительно семей, воспитывающих детей с ОВЗ) знаниями, которые необходимы для осознаниязакономерностей развития ребенка, его личностных особенностей, пониманияпсихологопедагогических, правовых, естественнонаучных основ современной семьи и семейного воспитания.Введение новых понятий: «психологопедагогическое сопровождение семьи», «формирование, развитие, повышение педагогической компетентности родителей», «партнерское взаимодействие» определяют необходимость поиска новых форм взаимодействия с семьей. Наряду с традиционными формами и средствами взаимодействия с родителями выделяют инновационные, такие как дистанционные формы общения (электронная почта, webсайты), способствующие расширению границ открытости образовательного учреждения, практически зарекомендовавшие свою оперативностьи продуктивность. Использование интерактивных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями в условиях инклюзивного образовательного учреждения, активизируют их к самообразованию, вызывают рефлексию, повышают свой воспитательнообразовательный опыт и др. Условия инклюзивного образовательного учреждения обосновывают необходимость дифференцированного подхода к формированию педагогической компетентности родителей и превращение их в субъект взаимодействия.Согласно вышеизложенным фактам, осуществление педагогической компетентности родителей в процессе внедрения предложенной модели предполагает специальную подготовленность специалистов, партнерское взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и обосновываетнеобходимость повышения готовности педагогов к реализации модели в условиях инклюзивного образовательного процесса.В построении модели

формированияпедагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса, можно выделить следующие структурныемодули:диагностический, целевой, содержательнодеятельностныйи результативнооценочный, отвечающие за целеполагание, организацию, содержание и результат. В целом структура системы работы по формированию педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса синтезирует в себе взаимосвязанные и взаимодополняющие модули, кроме диагностического, который выделен как самостоятельный системообразующий элемент[3].Графическое изображение модели формирования компетентности родителей детей дошкольноговозраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного учреждения представлено в виде схемы, демонстрирующей последовательность ее реализации (см. схема 1).Схема 1Модель формированиякомпетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ 1 блок изучение родителейЦель:выявить особенности педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием.Компоненты компетентности:Ценностномотивационный компонентКогнитивный компонентОперациональный компонентАффективный компонентЗадачи: выявить личностную ценность родительства, выявить сформированность мотивации как выраженную устойчивую направленность родительских интересов и потребностей, выявить особенности реализации личности каксемьянина, родителя.

овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о воспитании детей (в том числе детей с ОВЗ),

использования педагогических знаний как инструмента разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания.

выявить особенности использования конкретныхповеденческих стратегий (включая копингстратегии) дляразрешения проблемных ситуаций, совокупность умений, обеспечивающих эффективное протекание процесса воспитания.

выявить уровень и особенности эмоционального выгорания личности;

определить ведущие механизмы фрустрационной толерантности.

2 блок изучение детейЦель:выявить личностные особенности детей дошкольного возраста с заиканием.Ценностномотивационный компонентКогнитивный компонентОперациональный компонентАффективный компонентЗадачи:выявить особенности восприятия взаимоотношений с другими членами семьи и свое место в семье.

выявить отношение ребенка к членам всей семьи, к семейнымотношениям.

выявить особенности использования конкретныхповеденческих стратегий;выявить особенности выявить эмоциональное благополучие / неблагополучие ребенкав ситуациях семейного воспитания.

коммуникативной активностиребенка вситуациях семейного воспитания.

I.ЦЕЛЕВОЙ МОДУЛЬЦель:формирование педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса.Компоненты компетентности:Ценностномотивационный компонентКогнитивный компонентОперациональный компонентАффективный компонентЗадачи:

повышать личностную ценностьродительства, способствовать формированию мотивации как выраженной устойчивой направленности родительских интересов и потребностей, развивать педагогическую рефлексию, самоконтроль,

способствовать заинтересованности родителей в коррекции заикания

повышать уровень психологопедагогических испециальных знаний какинструмента разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания.

учить использовать различные поведенческие стратегии (включая копингстратегии) для разрешения проблемных ситуаций, обеспечивающих эффективность коррекционноразвивающего и воспитательного процесса.

развиватьэмпатию,

обеспечить профилактикуэмоционального выгорания.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МОДУЛЬЦель:разработкасистемы развивающихмероприятий,соответствующего индивидуальным особенностям участников образовательных отношений, образовательным запросам и потребностям родителей детей дошкольного возраста с заиканием, уровню развития их педагогической компетентности.Компоненты компетентности:Ценностномотивационный компонентКогнитивный компонентОперациональный компонентАффективный компонентФормы:тренинги; деловые игры; открытые занятия; опосредованные формы (видеобеседы, интервью с детьми); Семейный клуб; газета группы; творческие концерты и др.дистанционные формы: сайт детского сада, группы, др.; встречи со специалистами (психолог, невролог, др.); консультации; стендовая информация; практикумы открытый показ детской деятельности; мастеркласс; тренинг коммуникативных навыков; проектная деятельность; игровое моделирование; вечера вопросов и ответов, др.объединение родителей по семейным проблемам (клубы одиноких матерей, инвалидов ); презентация успешного семейного опыта, др.самообразование и др.Методы:обсуждение, анализ, показ, др.дискуссионные вопросы, мнение авторитетного специалиста, др.игры, игровые упражнения, моделирование, др.самотестирование, самонаблюдение, игровые упражнения для всей семьи, др.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНООЦЕНОЧНЫЙ МОДУЛЬЦель:

осуществление мониторинга процесса формирования педагогической компетентности родителей детей с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса;

оценка результативности процесса формирования педагогической компетентности родителей детей с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса: 1 блок –дети, 2 блок –родители.

Компоненты компетентности:Ценностномотивационный компонентКогнитивный компонентОперациональный компонентАффективный компонент

Результат:личностная ценность родительства, осознанный выбор и сформированность мотивации как ясно выраженную устойчивую направленность интересов и потребностей субъекта реализации себя как семьянина, родителя.закрепление приобретенных педагогических знаний, умений и навыков в условиях семейного воспитанияиспользование продуктивных поведенческих стратегий (включая копингстратегии) для разрешения проблемных ситуаций, совокупность умений, обеспечивающих эффективное протекание процесса воспитания.позитивные чувства, эмоции, эмоциональные оценки процесса воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ;эмпатия, высокая фрустрационная толерантностьОбщий результат: достижение достаточного уровня педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием, позволяющий эффективно осуществлять коррекционноразвивающий процесс по коррекции заикания в условиях семьи, вовлеченность родителей в коррекционноразвивающий процесс и деятельность ДОУ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ:обеспечение готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образовательного процесса;использование разнообразных и дифференцированных форм взаимодействия с родителями;осуществление информационнометодического сопровождения процесса формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Содержательной основой модели целесообразно считать компоненты педагогической компетентности, а их качественные показатели ориентиры для постановки цели, задач и показателей сформированности педагогической компетентности родителей детей дошкольноговозраста с заиканием.Целевой модуль определяет следующую постановку цели –формирование педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образовательного процесса. Теоретический анализ критериев и показателей уровней сформированности компонентов педагогической компетентности родителей достаточный для коррекции заикания в условиях семьи позволили представить в целевом модуле основные задачи: повышатьличностую ценностьродительства, мотивационную заинтересованность родителей в коррекционнноразвивающем процессе по коррекции заикания, развивать педагогическую рефлексию, самоконтроль, способствовать реализации личности как семьянина, родителя,повышать уровень психологопедагогических и специальных знаний как инструмента разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе воспитания,развивать эмпатии, профилактика эмоционального выгорания, закрепление приобретенных педагогических знаний, умений и навыков в условиях семейного воспитания.

Содержательнодеятельностный модуль основываясь на результаты выявленного начального уровня сформированности педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием, включает разработку содержательной составляющей педагогических мероприятий, подбор методического и практического материалов для работы по формированию педагогической компетентности родителей с учетом выявленных результатов. Учитывая современныевозможности семьи,новые запросы родителей к образовательным услугамдошкольного учреждения, своеобразие семей воспитывающих детей с ОВЗпредполагается выстраиваниесотрудничества по четырем общепринятым в дошкольной педагогике

направлениям: традиционные (тематические родительские собрания, консультации, утренники и т.д.), просветительское (родительский всеобуч, выпуск брошюр, буклетов, информационные стенды, СМИ информация и т.д.), интерактивное (тренинги, мастерклассы, диагностика, круглые столы, семинарыпрактикумы, консультация специалистов и т.д.), развитие государственнообщественного управления (работа родительского комитета, попечительские советы).

Обобщая вышеизложенное,можно определить критерии эффективностиожидаемого результата относительно всехучастников образовательного процесса, которые возможны при полноценном продуктивном взаимодействии педагогов ДОУ и родителей детей с заиканием, которые соответствовали бы современным социальнообразовательным потребностям сферы образования в условиях инклюзивного образовательного процесса (см. таблица 2).Таблица 2Критерии эффективности процесса формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в процессе инклюзивного образовательного процесса

ДетиРодителиПедагогиДОУ

положительная динамика речевого и личностного развития;

успешная социальная адаптация в образовательном учреждении и семье.

одобрительная оценка и признание родителями деятельности ДОУ;

готовность и желание родителей участвовать в коррекционноразвивающем процессе, помогать ДОУ;

систематическое, грамотное и целенаправленное использование специальных знаний, умений и навыков на этапе коррекционноразвивающего процесса с ребенком по коррекции положительный психологический микроклимат между всеми участниками педагогического процесса (детиродителипедагоги);

теоретикопрактическая готовность к решению различных проблемных ситуаций (организационных, коммуникативных, информационных, др.) возникающих в работе с родителями;

заинтересованностьв творчестве, способность к инновациям;

благоприятные организационнометодические и психологопедагогические условия для профессионального роста педагогов, их самореализации;

достижение повышенного статуса ДОУ;

доверие ДОУсо стороны родителей.речевого дефекта в условиях семьи;

потребность в систематическом самообучениии самовоспитании;

атмосфера общности интересов.

мотивированность деятельности и удовлетворенность ею;

положительная динамика в коррекции речевой патологии у детей.Теоретические и практикоориентированные подходы к исследуемому проблемному полю сделали возможным создание структуры форм и методов взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию компонентов компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в коррекционном процессе по устранениюречевогодефекта. Предстоит выявить наиболее эффективные формы и методы данной коммуникации.Предполагаем, что выделенные цель, задачи, формы и методы формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного процесса предоставляют педагогам возможность осуществлять целенаправленную работу по повышению педагогической компетентности более эффективно и скоординированно, что отразится на успешности результата коррекционноразвивающего процесса по устранению заикания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Результативнооценочный модуль предполагает оценку результативности процесса формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием, включающий выявление динамики в развитии педагогической компетентности родителей и эффективности коррекции речевой патологии у детей в коррекционноразвивающем процессе. Положительным/достаточным результатом развития родительскойпедагогической компетентности предполагается считать такой, который позволит родителям продуктивно и грамотно проводить специальные мероприятия с детьми по коррекции заикания в условиях семьи, опираясь на четкое руководство со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образовательного процесса.Практическое применение предложенной модели в условиях инклюзивного образовательного процесса предполагает определенную подготовленность педагогов, наличия необходимых компетенций, а так же специальноразработанное и подобранное информационнометодическое сопровождение в ходе ее реализации. Создание необходимых условий приформировании педагогической родительской компетентностиявляются необходимыми составляющими данной модели.Таким образом, в результате теоретического исследования и практического опыта разработана модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с заиканием в условиях инклюзивного образовательного учрежденияв которой определены цель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм, формы и методы работы, условия реализации.Содержательные аспектырассматриваемой проблемы позволилишире и глубже раскрыть особенности взаимодействия инклюзивного образовательного учреждения ссемьями, в которых воспитываются детис ОВЗ, поновому определить направления работы: от традиционной и инновационной форм помощи семье –к формированию компетентного родителя.

Ссылки на источники1.Глинский,Б.А.Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) [Текст] / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин.–М.: Издво Моск. унта, 1965. –248 с.2.Захарова, Т.В., Поникарова, В.Н. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / Т.В.Захарова, В.Н. Поникарова // Специальная семейная педагогика –М., 2009. –С. 186 206.3. Поникарова,В.Н., Староверова,Т.С. Необходимость комплексного изучения личности ребенка с заиканием в структуре коррекционноразвивающей работы по формированию продуктивного копингповедения / В.Н. Поникарова, Т.С. Староверова // Мир специальной педагогики и психологии: научнопрактический альманах. Выпуск 4 // под ред. Ю.Е. Вятлевой–М., ЛОГОМАГ, 2016.–С. 277 284