Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корозникова А. А. Сущность понятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 761–765. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86164.htm.
Аннотация. Статья посвящена всестороннему анализу понятия «учебная автономия», а также характеристике учебных стратегий, позволяющих формировать умения автономной учебной деятельности обучаемых в образовательном процессе по иностранному языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корозникова Анастасия Андреевна,студентмагистерской программы «Языковое образование», направление 44.04.01 Педагогическое образование ФГБОУ ВПО «Шадринскийгосударственный педагогическийинститут», г.Шадринскkoroznikova@yandex.ru

Сущностьпонятия «учебная автономия» и обучение стратегиям автономной учебной деятельности

в образовательном процессе поиностранному языку

Аннотация.Статья посвящена всестороннему анализупонятия «учебная автономия», а также характеристике учебных стратегий, позволяющихформироватьумения автономной учебнойдеятельностиобучаемых в образовательном процессе поиностранному языку. Ключевые слова: учебная автономия, автономная учебная деятельность; непрерывное образование, иностранныйязык, учебные стратегии.

Изменения в образовании XXI века ориентированы на формированиекомпетентности, мобильности, самостоятельности, развитие и саморазвитие личности обучаемых. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, наряду с другими основными целями и задачами современного образования выделяют: разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;непрерывность образования в течение всей жизни человека.Задача преподавателя помочь воспитаннику стать полноценным членом общества, подготовить будущего выпускника к самостоятельной жизни. Способность брать на себя ответственность исамостоятельно управлять собственной жизнью является необходимым качеством современной человека, поэтому проблема учебной автономии занимает важную позицию в современной педагогике и актуальна на всех ступенях обучения, начиная от начальной школы и заканчивая высшим образованием.Рассмотрение сущности понятия «учебная автономия» предполагает анализ значения термина «автономия» и подходы ученых к его толкованию применительно к сфере образования. Согласно этимологическому словарюМ. Фасмера, врусском языкеслово «автономия» является заимствованием из польского языка[11; с. 60]. Слово «автономия» общеевропейское и распространено во многих других языках мира. Первоисточником является греческая основа auto ‬«сам» и nomos‬«закон».В Древней Греции данное понятие применялось по отношению к независимым городамгосударствам, полисам. Лишь в эпоху европейского Просвещения автономия стала также пониматься как свойство личности. В философии более полная трактовка автономии как личностного качества была предложена И. Кантом. Кантовскую концепцию часто называют «моральная автономия». Моральная автономия личности подразумевает, что автономная личность, с точки зрения морали, самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и, в связи с этим несет ответственность за сделанный выбор перед собой и обществом. Большинствосовременных ученых(среди них Аникина Ж.С., КоряковцеваН.Ф., Насонова Е.В. и другие)рассматривает автономию как внутреннее качество, присущее личности. Автономную личность характеризуют повышенная способность к самоконтролю, самоанализу, независимости суждений, а также к критической оценке собственных действий. Автономная личность в определённом смысле является противоположностью личности с конформистским типом поведения. Конформизм проявляетсяв склонности избегать принятия самостоятельных решений, отсутствиикритического осмысления собственных поступков и пассивномпринятиисложившегося образа действий в той или иной ситуации.В рамках педагогической науки о необходимости формирования учебной автономии одними из первых заговорили европейские мыслители. Изучив исторические аспекты становления понятия «учебная автономии» в зарубежной педагогике, Ж.С. Аникинаотмечает,чтоеще Галилео Галилей заметил то, что для того, чтобы человек научился чемулибо, он должен открыть это знание для себя самостоятельно[2;c. 23]. Интересна в рамках исследования истории развития учебной автономии концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Свобода, по мнению философа, представляет собой главное условие реализации естественного воспитания. Опережая ход времени, Ж.Ж.Руссо, высказал идею о роли учителя в учебном процессе. Согласно его теории, учительвоспитатель, выполняют направляющую функцию в роли наставника, что актуально и длясовременной педагогической практики, т.к.особое внимание уделяется развитию самостоятельного критического мышления под чутким руководством преподавателя.Концепция автономии была заново осмыслена в XXвеке преподавателями иностранного языка. Концепт учебной автономии впервые проник в область языкового образования в 1971 г. в рамках языкового проекта, курируемого Советом Европы. Целью проекта стало предоставить взрослым возможность получать образование длиною в жизнь(lifelong learning). В результате возник центр изучения языков и применения полученных результатов (CentredeRecherchesetd‱ApplicationenLangues, CRAPEL) на базе французского университета в г.Нанси.Отцом учебной автономии в языковом образовании считают Ива Шалона, основателя CRAPEL. Однако определение понятия«учебной автономии» впервые было сформулировано Анри Олеком, который после смерти Ива Шалона возглавил центр изучения языков. Согласно А. Олекупонятие«учебная автономия»трактуется следующим образом: «умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность». Позднее другие исследователи предложили свои взгляды на интерпретацию данного термина.Необходимо подчеркнуть, что изначально учебная автономия рассматривалась применительно к обучению взрослых. Самостоятельное управление собственным обучением включало в себя постановку целей, организацию учебного процесса, а также оценку проделанной работы. Результатом такого обучения являлось приобретение навыка учебной автономии. Новшеством языкового центра CRAPELстало введение курсов самостоятельного обучения и предоставление учащимся доступа к аутентичным материалам и иноязычным словарям. Подобные центры получили распространение в Азии, Европе и Северной Америке. В современных центрах самостоятельного обучения помимо фотокопий упражнений с ответами предоставляется доступ к интерактивным компьютерным программам в сети Интернет. В подобных центрах обязательно работают консультанты, которые помогают учащимся преодолеть возникающие трудности в обучении. Согласно многим исследователям, обучение в подобных центрах получило положительные отзывы обучающихся и во многом способствовало развитию навыков, необходимых для формирования учебной автономии. Следующий этап в развитии терминологии концепции учебной автономии связан с уточнением первоначальной формулировки концепта, предложенной А. Олеком. Д. Литтл дает следующее определение: «Автономия ‬это способность к независимым и самостоятельным действиям,критической рефлексии, принятию решений»[5;с. 1].На протяжении 198090х гг. исследователи учебной автономии постепенно приходят к мысли, что для успешного самообучения иностранному языку учащегося необходимо научить учиться. А. Олек в статье «Qu‱estcequ‱apprendreaapprendre» отмечает, что «самостоятельное выполнение задания учит лишь ответственно относиться к выполнению задания»[14; с. 77]. В то время как понастоящему автономный учащийся активно участвует в организации своего собственного обучения, самостоятельно принимает решения относительно того, что и каким образом он должен изучить. Как бы то ни было, даже при высоком уровне учебной автономии, преподаватель остается незаменимым участником учебного процесса. Полная автономия идеалистична, поэтому обучаемый попрежнему нуждается в помощи преподавателя. В чем же заключается новая роль преподавателя? Основной формой взаимоотношений ученика и учителя становится сотрудничество. Традиционно, учитель служил источником информации, «транслятором» знании. В рамках же нового подхода, учитель должен научить учащегося самостоятельно добывать знания, стать его наставником. В отечественной методике обучения иностранным языкам вопросу учебной автономии посвящены работы Ж.С. Аникиной, Н.Ф. Коряковцевой, Е.Н. Солововой, Т.Ю. Тамбовкиной, Т.Ю. Терновых,И.Д. Трофимовойи других исследователей. Так, Н.Ф.Коряковцевапредлагает обратить внимание на теорию развивающего бучения. В рамках этой теории рассматривается концепт «субъектность». Проведя сопоставительный анализ, Н.Ф. Коряковцеваприходит к выводу о том, что в рамках теории развивающего образования субъектность, как цель образования, во многом сходится с понятием «учебной автономии», предложенногоА. Олеком и Д. Литтлом. Субъектность, согласно Н.Ф. Коряковцевой, это категория, которая формируется в процессе развития личности и характеризуется определенным уровнем независимости, самостоятельности[7; с. 11]. И.Д. Трофимова рассматривает автономию обучающегося как проявление высшего уровня самостоятельности, как способность личности к принятию решений, к анализу и оценке учебной ситуации, к рефлексии своего речевого и учебного опыта, к осознанию себя в качестве ответственного субъекта процесса учения в различных образовательных контекстах[10; с. 16].

В трактовке, предложенной Е.Н. Солововой[9;с. 83], подчеркивается значимость сотрудничества преподавателя и учащегося: учебная автономия предполагает «равную/разделённую ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда».Е.А. Насонова среди важных характеристик учебной автономии выделяет мотивационный компонент и дает следующее определение понятия учебной автономии: учебная автономия ‬это «желание и способность личности выступать в качестве ответственного субъекта процесса учения, осуществлять самостоятельную учебную деятельность и саморазвиваться в образовательном и профессиональном аспектах»[6; с. 320].В целом, отечественные исследователи сходятся во мнении относительно того, что автономия является индивидуальным свойством личности. Е.Е. Бухтеева и О.И.Кравец под учебной автономией понимают «личностную характеристику молодогочеловека, которая включает определенные свойства, такие как активность, свобода выбора, принятие ответственности, способность к саморегуляции, к самоуправлению»[4; с. 39]. Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на настоящий момент учеными предложено описание сущности понятия «учебная автономия» и доказана необходимости ее формирования. Тем не менее, как отмечают С. Борг и С.С.АльБусаиди в своем исследовании, на современном этапе недостаточно подробно освещён вопрос о том, как формировать / развивать учебную автономию в процессе обученияиностранномуязыку[12]. Сцелью выяснить, что мешает формированию и дальнейшему развитию учебной автономии у учащихся, С. Борг

и С.С.АльБусаидипровели опроспреподавателей языкового центра в университете им. султана Кабуса (SultanQaboosUniversity) в Омане. Согласно проведенному опросу,формирование и дальнейшее развитиеучебной автономии обучаемых в образовательном процессе по иностранному языку сопряженыс определенными трудностями. Среди факторов, которые затрудняют формированиеучебной автономии, выделяют следующие[12; с. 19]:нехватка учебного времени; отсутствие опыта обучения, предполагающего учебную автономию;учащийся надеется на помощь преподавателя;отсутствие языковой практики вне аудитории;чрезмерная сосредоточенность на оценках;недостаточно высокий уровень владения английским языком;учебники, предписанные программой;недостаточная учительская автономия;неспособность учителя определить реальные возможности учащихся.Мы разделяем мнение Н.Ф.Коряковцевой, что «переориентация с непосредственного обучения иностранному языку на изучение иностранного языка, т.е. актуализация самостоятельной учебной деятельности учащихся по овладению языком и культурой позволит повысить степень их автономии в языковой и образовательной среде, а такжеих реальной самостоятельности» [8; с. 5].Как известно развитие качеств личности происходит в процессе деятельности. Вслед за А.А. Бекк под автономной учебной деятельностьюмыбудем понимать организованную и управляемую совместнос преподавателем продуктивную образовательную деятельность обучающегося, направленную на создание личностного образовательного продукта, включающую рефлексиюданной деятельности, конструктивное и творческое взаимодействие обучающегося с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности [1;с.13].Целесообразно начинать формирование умений автономной учебной деятельностипод контролем преподавателя. Однако, роли учащегося и преподавателя несколько видоизменяются. Учащийся приобретают большую свободу в выборе стратегий, постановки задач и целей своего обучения. Учитель, в свою очередь, помогает сделать этот выбор. Условно процесс становления полноценного автономного учащегося Е.А. Насоновапредлагаетподелить на четыре этапа: 1) этап подготовки, 2) этап тренировки, 3) этап практики и 4) этап самооценки[6;с. 321322].На первом этапе задача преподавателя сформировать позитивный настрой к изучению учебного предмета, максимально заинтересоватьучащегося, ознакомить с учебными стратегиями, позволяющими организовать автономную учебную деятельность по изучению / овладению иностранным языком, устранить возможные трудности.На втором этапе преподаватель помогает учащемуся выбрать собственный (индивидуальный) стиль изучения иностранного языка,интегрируя те/иные учебные стратегии в самостоятельную деятельность с учетом его предпочтений. На третьем этапе уже можно говорить оботносительно полной автономии, то есть учащийся способен к автономной учебной деятельностибез участия преподавателя.На четвёртом уровне учащийся может самостоятельно оценивать достигнутыерезультаты и проводить коррекционную работу в случае необходимости.Таким образом, основная работа по формированию и развитию учебной автономии осуществляется преподавателем на первых двух этапах. В.В. Борщёва и Я.Г. Григорян предлагают следующие рекомендации для преподавателей иностранного языка[3; c. 4748]:•предлагать планировать учебный процесс совместно;•предлагать учащимся всевозможные способы изучения материала;•ознакомить с ресурсами интернета;•интегрировать инновационные технологии в процесс изучения иностранного языка;•формировать учебные стратегии учащихся;•содействовать в формировании групп самообучения;•использовать технологию портфолио;•периодически коллективно обсуждать результаты самостоятельной работы.Перенос акцента с обучения языку на изучения языка предполагает овладение определенными инструментамиработы с языком, такими как учебные стратегии. Вслед за Р.Оксфорд подучебными стратегиями мы понимаем«определенные действия, их последовательность, некий алгоритмдействий, а также особыеметоды, используемые учащимися с целью улучшить эффективностьсвоего обучения, нр, поиск партнерасобеседника, решительный настрой на преодоление трудностей» [15;с. 2].Анализ зарубежной научной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о разнообразных подходах к классификацииучебных стратегий. Так,Э.Д. Коухени С.Д.Уивервыделяют четыре группы учебных стратегий[13; с. 44]:1.Стратегии для изучения языка;2.Стратегии для использования языка;3.Стратегии, выбор которых зависит от типа речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);4.Стратегии, которые выполняют определённую функцию.Дадим их краткую характеристику.Стратегии для изучения языка заключаются в сознательном выборе способа изучения языкового материала. Данная группа включает следующие стратегии:отбор материала, которыйнеобходимо заучить, нр, выделение в тексте информации текстовыделителем/карандашом;

выделениематериала,необходимогодля заучивания, нр, созданиесписка слов для заучивания;группировка материала для более лёгкого запоминания, нр, группировка слов на части речи;практика, нр, активная работа в классе и регулярное выполнение домашнего задания;

проверка проделанной работы, нр, заучивание наизусть.Стратегии для использованияязыкаподразумеваютосознанный процесс выбора изученного материала для осуществления коммуникации на изучаемом языке:

извлечение из памяти, нр, при помощи визуализации (абзаца, диаграммы, таблицы);«репетиции», нр, повторение слов и фраззаранее;коммуникационные стратегии, нр, умение выразить мысль при ограниченном словарном запасе, избегание незнакомых тем, умение удерживать внимание слушателей до тех пор, пока не будет найдено подходящее слово;умение производить впечатление человека с более богатым словарным запасом, чем на самом деле, нр, избегать употребление глагола, если не уверен, как он правильно спрягается.Стратегии, выбор которых зависит от типа речевой деятельности. Примерами могут бытьследующие стратегии:

в аудировании стратегии узнавания на слух звуков в речи на изучаемом языке;

в чтении просмотровое чтение, умение резюмировать прочитанное;

в письме стратегии составления плана эссе, его написания и проверки на наличие ошибок;

в говорении стратегиивключенияв беседу, поддержаниядиалога, не смотря на ограниченность словарного запаса;

расширение словарного запаса и стратегии перевода, нр, стратегии заучивания новых слов, стратегии перевода на родной язык.Стратегии, которые выполняют определённую функцию. Данная классификация была предложена Р.Л.Оксфорд. Онавыделяет шесть групп учебных стратегий при изучении иностранного языка [15;с. 1215]:1)когнитивныестратегии помогают учащемуся оперировать изучением языка на прямую, другими словами, при помощи анализа, составления конспектов, создания опорных схем, реорганизации материала для большего удобства, составления плана в качестве опоры. 2)метакогнитивныестратегии заключаются в выборе собственного стиля обучения, в поиске необходимого материала, создания собственного учебногорасписания, самостоятельном нахождении ошибок и оценивании собственного прогресса.3)стратегии сохранения материала в памятимогут быть разнообразными: использование рифмы, картинок, звуков, а также двигательная активность.4)компенсаторныестратегии предполагают использование контекстуальной догадки, синонимов, умений выразить мысль доступными средствами,а также использованиемимикии жестикуляции.5)аффективные стратегииимеют отношение к умению контролировать свои негативные эмоции. Примером данного вида стратегий может послужить умение снижатьуровеньбеспокойства, вести подбадривающий разговор с самим собой, умения обсуждатьсвои эмоции.

6)социальные стратегии ориентированы на взаимодействие учащегося с другими людьми с целью поиска ответа на сложный вопрос, возможности обсудить непонятный материал. К социальным стратегиям изучения иностранного языка можно также отнести общение с носителем языка.В отечественной методической литературе по проблеме исследования также сделана попытка систематизации учебных стратегий по формированию умений самостоятельной учебной деятельности изучающих иностранный язык.Н.Ф. Коряковцева выделяет две большие группы учебных стратегий: общеучебные и специальные[8; с. 47].К общеучебным стратегиямотносятся:метакогнитивные,учебноинформационные,стратегии учебного сотрудничества.В состав специальных учебных стратегийвходят:компенсационные,лингводидактические,конкретнопрактические.Раскроем сущность предлагаемых стратегий и приемы их реализации в процессе изучения иностранного языка.Метакогнитивные стратегииобеспечивают общие процессы мыслительной и информационнопознавательной деятельности. Данная группа учебных стратегий включает в себя когнитивные иинформационные стратегии. Н.Ф. Коряковцева рекомендует использовать следующие приемы реализации данных стратегии в образовательномпроцессе по иностранному языку: сравнение и классификация фактов; обобщение, систематизация; соотнесение с имеющимся опытом/знаниями; выводы, умозаключения; логическая индукция/дедукция;поиск и выделение информации; организация информации; обобщение информации; оценка и интерпретация информации; изложение информация.Учебноинформационные стратегиирекомендуются учащимся при работе с различной учебной литературой и дополнительными информационными и справочными источниками.Используемые приёмы:составление плана; составление логикосмыслового наброска прочитанного/прослушанного; составление тезисов; заметки на полях, составление краткого обобщения; составление доклада/презентации; сжатие текста; составление аннотации; конспектирование; заполнение схем, таблиц, графиков.Стратегии учебного сотрудничествапозволяют учащемуся более продуктивно решать учебные задачи за счёт взаимодействия с преподавателем и другими учащимися.Используемые приёмы:составление/обмен учебнотренировочными заданиями; совместная, интерактивная речевая практика; составление языковых и речевых заданий для группы; корректорское чтение, редактирование и оценка письменных произведений товарищей в группе; редактирование и оценка устных сообщений товарищей в группе.Компенсационные стратегииобеспечивают процесс общения, несмотря на наличие незнакомых элементов или недостатка выразительных средств. К компенсационным стратегиям относятся: компенсация языковых средств, поиск опор, стратегии социального взаимодействия.Стратегии компенсации языковых средствреализуются посредством следующих приемов: использование языковой/контекстуальной догадки; пользование словарями; перифраз; выражение мысли более простыми средствами; использование интонации; выражение неумения, незнания.Стратегии поиска опорпредполагают владение следующими приемами работы: использование таблиц, графиков, картинок в качестве изобразительной опоры; выделение структурных и логический частей текста; выделение ключевых фраз; опора на заголовки, подзаголовки; выделение понятийного ряда слов; использование примеров, разъяснений. Стратегии социального взаимодействияподразумевают использование таких приемов как: переспрос с целью уточнения; просьба привести пример; обращение за помощью к собеседнику; высказывание побуждения, просьбы, извинения и других коммуникативных намерений; изменение, уход от темы разговора.Лингводидактические стратегииимеют отношение к освоению неродного языка и культуры. Данная группа учебных стратегий подразделяется на семантические, когнитивноконцептуальные (лингвокультуроведческие), лингвосистематизирующие.Семантические стратегииреализуются посредством таких приемовкак: выделение новых значений в контексте; толкование стилистических особенностей текста с точки зрения говорящего/пишущего; наблюдение, поиск новых слов в известном контексте и известных слов в новом контексте.Когнитивноконцептуальные (лингвокультуроведческие) стратегиипредполагают использование приемов: толкование лингвокультурной информации, содержащейся в безэквивалентной лексике; соотнесение реалий с историческим и социокультурным контекстом; Лингвосистематизирующие стратегииреализуются обучаемыми посредством приемов: соотнесение нового значения с другими в ряду известных; построение системы синонимичных языковых средств; построение системы противоположных значений; обобщение и систематизация языковых средств по тезаурусному признаку; выстраивание сравнительносопоставительной системы языковых средств родного и иностранного языка.Конкретнопрактическиеучебные стратегииотвечают за практическое овладение языковыми средствами, самостоятельную тренировку и речевую практику. Сюда входят стратегии самостоятельной речевой практики, ресурсные стратегии, а также стратегии самоконтроля и коррекции языковых навыков и коммуникативных умений, экзаменационные стратегии.Владениестратегиямисамостоятельной речевой практикив чтении/аудировании предполагает, чтообучаемые могут выполнять следующие действия: составление круга самостоятельного чтения/аудирования; составление библиотеки/аудиотеки для самостоятельного чтения/аудирования; определение встречных информационных ожиданий на основе заголовка, знания специфики текста, автора; определение цели и адекватных стратегий чтения/аудирования;в говорении/письместратегии самостоятельной речевой практики включают действия по: созданию/инициированиюситуаций общения; выборустратегии общения и взаимодействия; выборуадекватных языковых средств и оформлениювысказывания; мониторингуадекватности и корректности своей устной/письменной речи.По мнению Н.Ф. Коряковцевой, для развития учебной автономии и осуществления автономной учебной деятельностиобучаемых целесообразно ознакомитьсресурснымистратегиями: отбор и составление учебных материалов и дидактических средств; ведение различного рода учебных записей; ведение словариков; составление различного рода рабочих опорных схем, таблиц; ведение грамматических и других справочников по типу «грамматика для себя»;стратегиямисамоконтроля и коррекции языковых навыков и коммуникативных умений;экзаменационнымистратегиями:понимание целей экзамена и объектов уровневого контроля; осознание критериев оценки и показателей уровня владения ИЯ; знание типичных экзаменационных вопросов и ориентация в стандартных заданиях по разным объектам контроля для определённого уровня владения ИЯ; хронометрирование выполнения теста[8; с. 59].Исследования по проблеме формирования и развития учебной автономии свидетельствуют о том, что некоторые учащиеся интуитивно пользуются учебными стратегиями. Но большая частьучащихся не могут самостоятельно открыть для себя наиболее приемлемый способ изучения материала. Как во многих видах деятельности процесс достижения успеха в учебе обладает некоторыми закономерностями. Высокие результаты в учебной деятельности ‬это не только упорный труд, но и показатель хорошо сформированного умения учиться, т.е. умения автономной учебной деятельности. Дж. Рубин даёт следующую характеристику ученика, успешно изучающего иностранный язык[16; с. 4548]:активно пользуется языковой догадкой,использует общение для получения новых знаний,не боится сделать ошибку, главное для него быть понятым,ищет способы для лучшей организации полученной информации,постоянно практикуется в говорении (письме)на изучаемом языке,наблюдает за своей речью и речью окружающих,на первое место ставит смысл высказывания, нежели его грамматическое оформление.На основе выше сказанного можно сделать вывод, что применение учебных стратегий облегчает и улучшает процесс изучения иностранного языка. Овладение учебнымистратегиямипомогают учащемуся организовать самостоятельное изучение иностранного языка, тем самым формируя его учебную автономию. Обобщая материалы научноисследовательскихработ и публикаций по проблеме исследования, можно сделать вывод, что учебная автономия ‬личностное качество, которое является основой обучения «через жизнь». Ключевыми компонентами учебной автономии являются умения нести ответственность за свою учебную деятельность и умение учиться. Человек будущего ‬это независимая личность, способная к самообразованию и самосовершенствованию. Именно поэтому проблеме формирования учебной автономииуделяется особое внимание в современной методике преподавания иностранных языков.

Ссылки на источники1.Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика): монография / Н. Ю. Милютинская [и др.]; под ред. Н. М. Платоненко. ‬Ижевск: Издво «Удмуртский университет», 2011. ‬266 с.2.Аникина, Ж.С. Развитие учебной автономии при обучении иностранному языку: к истории вопроса в зарубежной педагогике / Ж. С. Аникина, Л. И. Агафонова. // Вестник Томского государственного педагогического университета. ‬2009. №4. ‬С. 23 ‬27. 3.Борщёва,В.В. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе / В.В.Борщёва, Я.Г.Григорян. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. ‬2014.‬

№1. ‬С. 4348.4.Бухтеева, Е. Е. Личностно ориентированный подход как основа учебной автономии / Е.Е. Бухтеева, О. И. Кравец. // Среднее профессиональное образование. ‬2014. ‬№ 12. ‬С. 3840.5.Маргарян, Т.Д.Формы автономного обучения в техническом ВУЗе в группах ESP (английский для специальных целей) / Т. Д. Маргарян // Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э.Баумана) : электронный журнал. ‬2014. ‬№2 (16). URL: http://hmbul.bmstu.ru/cat…edu/pedagog/166.html, свободный (дата обращения: 20.01.2016). ‬Загл. с экрана.6.Насонова, Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е.А. Насонова. // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химикотехнологического университета. ‬2009. ‬№4. ‬С. 318322.7.Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева.// Иностранные языки в школе. ‬2001. ‬№ 1. ‬С. 914.8.Коряковцева,Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. ‬М.:АРКТИ, 2002. ‬176 с.9.Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка: интегративнорефлексивный подход : монография/ Е. Н. Соловова. ‬М.:ГлоссаПресс,2004.‬336 с.10.Трофимова, И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза (немецкий язык, I курс) [Текст] / И.Д.Трофимова. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Д. Трофимова. ‬УланУдэ, 2003. ‬222 с11.Фасмер,М. Этимологический словарь русского языка: в4х т.: пер. с нем/ М. Фасмер.‬2е изд., стереотип. ‬М.: Прогресс, 1986. ‬Т. 1. ‬576 с.12.Borg, S. Learner Autonomy: English Language Teachers‱ Beliefs and Practices / S.Borg, S. AlBusaidi. ‬London: British Council. ‬2012. ‬45 c.13.Cohen, A. Styles and StrategiesBased Instruction: A Teachers‱ Guide / A. Cohen, S.Weaver. ‬Minneapolis: Centre for Advanced Research on Language Acquisition, University of Minnesota. ‬2006. ‬177 p. 14.Holec, H. Qu‱estce qu‱apprendre a apprendre/ H. Holec // Mélanges pédagogiques.‬1990. ‬pp. 75 ‬87.15.Language learning styles andstrategies: an overview ‬URL: http://http://web.ntpu.edu.tw/~language/workshop/read2.pdfl, свободный (дата обращения: 16.01.2016). ‬Загл. с экрана.16.Rubin, J. What the "Good Language Learner" Can Teach Us / J. Rubin // TESOL Quarterly‬Vol. 9‬№1 ‬1975. ‬pp. 4151.