Обогащение словарного запаса младших школьников при помощи диалектизмов на уроках русского языка и литературного чтения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голованева М. А., Вилкова А. А. Обогащение словарного запаса младших школьников при помощи диалектизмов на уроках русского языка и литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 841–845. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86182.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт сбора, описания и систематизации диалектной лексики одного из сёл Астраханской области, а также предложены приёмы и формы использования данного языкового материала на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Делается вывод об эффективности применения специфических лексико-семантических сведений в процессе развития речи учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вилкова Анна Андреевна, студент Астраханского государственного университета, Астраханьanetta.96@mail.ru

Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астраханьyarrow@inbox.ru

Обогащение словарного запаса младших школьниковпри помощи диалектизмов на уроках русского языка и литературного чтения

Аннотация. В статье представлен опыт сбора, описания и систематизации диалектной лексики одного из сёл Астраханской области, а также предложены приёмы и формы использования данного языкового материала на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Делается вывод об эффективности применения специфических лексикосемантических сведений в процессе развития речи учащихся.Ключевые слова: лингвистическая компетентность, культуроведческая компетентность, коммуникативная компетентность, диалектная лексика,методы и приёмы развития речи младших школьников.

Формирование лингвистической, культуроведческой, коммуникативной компетентностей у учащихся младших классов представляет собой сложный и многосторонний процесс, включающий как традиционные формы работы, так и нетрадиционные. Содержаниеязыкового образования, несмотря на чётко очерченный стандартом круг систематизированного знания, может в определённой степени корректироваться в целях обогащения и привитияучащимся любви к родной речи. Так, представляется возможным на уроках русского языка, литературного чтения, факультативных, кружковых занятиях вводить в круг рассматриваемых языковых вопросов ряд тем, непосредственно связанных с родной языковой средой младших школьников. Это, в том числе, диалектизмы. ©Живые корниª родного языка, его история, этимология, неологические процессы окружающего младшего школьника речевого пространства наилучшим образом пробуждают неподдельный интерес к одному из самых сложных школьных предметов; позволяютпосмотреть на него с новой точки зрения исследователя.

Еще в XIXвеке писатели классики дворянского звания смело обращались к языку простонародья, увидев в нем не только вечно живой и всегда освежающий источник литературного языка, но и образец художественности. А.С.Пушкин призывал обращаться ©к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному…ª[1].

Таким языком простонародья являются диалекты ‬разновидность языка, употребляющаяся как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Недостаточная изученность русских диалектов, существование их в основном в устной форме, так же как и постепенное снижение к ним пользовательского интереса самих носителей, ставит их в положение исчезающего явления. Специфические признаки речи, включающей в себя диалектизмы, ‬идиоматичность, повышенная образность, меткость, живость ‬нивелируются в такой же степени, в какой с очевидностью стираются, исчезают в наши дни эти уникальные лексические пласты. Необходимость сохранять, исследовать и систематизировать диалектические образцы бесспорна как с позиций развития науки о языке, так и с позиций методического совершенствования процесса обучения младших школьников. Не вызывает сомнений тот факт, что живое общение с диалектизмами родного края в условиях их посильного научного осмысления, анализа, изучения вызывает интерес к русскому языку вообще, воздействует воспитывающе, закладывая фундамент патриотического отношения к малой родине. Польза подобной работы в плане развития речи и обогащения словарного запаса может быть отмечена в первую очередь. По наблюдению М.Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников на уроках русского языка [2]. ©Словарная работа ‬это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языкаª, ‬писал известный ученыйметодист А.В. Текучев[3].Обогащение словарной работы систематическим обращением к диалектизмам, а именно к единицам, бытующим на территории родного села, района, однозначно укрепит позиции учебной деятельности по развитию речи. Как показал практический опыт ныне работающего учителя начальных классов, Антонины Александровы Катышевой, использование опыта предыдущих поколений школьников села Барановка Наримановского района Астраханской области в уроках русского языка и литературного чтения начальной школы, а также постоянная собирательская деятельность самих нынешних учащихся приносят ощутимые результаты. Связь нескольких поколений в такой работе: бабушек и дедушек(иногда прадедушек, прабабушек), родителей, старших детей,младших детей, так или иначе задействованных в процессе собирания и сохранения живого родного языка, ‬служит средством духовного обогащения, умственного, нравственного, эстетического, речевого развития ребёнка.Наша планируемая работа с учащимися 14 классов по развитию речи предполагает поэтапное решение следующих задач: познание истории родного края, знакомство с особенностями речи старожилов, постоянный сбор диалектического материала, приведение его в научную систему и использование при изучении сопутствующих тем на уроках и на внеклассных занятиях.Представляется, что план работы должен состоять из следующих сегментов: 1.Составление толкового словаря диалектных слов даннойместности, задачей которого является определение видов диалектных слов, их семантизация, распределение в алфавитном порядке.2.Определение принадлежности местных говоров к северному, южному или среднерусскому наречию; выявление их фонетических, грамматических, лексических особенностей.3.Собирание и письменное фиксирование былей и небылицродного села, описание ритуальныхобрядов с целью выявления их своеобразия.

Результаты уже проделанной работы заключаются в следующем.При составлении толкового словаря местных слов был выявлен ряд особенностей:Среди местных слов есть небольшое количество этнографизмов, то есть таких диалектных слов, которые используются для названия предметов, существующих только в данной местности. Например, дипломАт‬©род старинной мужской верхней одеждыª; полусАк ‬©короткое мужское пальтоª; момО, момОгОрное‬©сказочное существо наподобие лешего, живущее в степи или на высоком левом берегу Волгиª; грохОтка‬©рамка из палочекс сеткой для пробивания рыбной икры,т.е. для освобождения ее от плёнокª; нАдолба‬©невеста, засидевшаяся в девкахª; пирожЕнчик‬©особый род маленького пирожка в виде цветка, с фруктовой начинкой, его пекли на масленницуª, чекУшка‬©кленовая дубинка для глушения крупной рыбыª; чёблок‬©деревянный настил крышиª.В ряде случаев для всех известных предметов, признаков, действий в данной местности имеется особое, местное, слово. Такие диалектные слова называются лексическимидиалектизмами. Например, кобёл ‬©деревоª; гас‬©керосинª; маякОпка‬©тыкваª; вАчуги‬©варежкиª; демьЯнка‬©баклажанª; багАйчик ‬©гвоздодерª; катЕтка‬©головной платокª; мУшка ‬©деревянная кувалда для разбивания льдаª; панЕр‬©сычужный сырª; пАперница‬©круглая форма для сыраª; пОдловка ‬©чердакª.В местном говоре существует целый ряд слов, совпадающих по звучанию с литературным языком, но используемых в другом, диалектном, лексическом значении. Такие диалектные слова называются семантическимидиалектизмами.

Сравнительная таблица

В литературном языкеВ местном говореядрО‬пушечный снарядядрО‬рыбацкая сетьметёлка ‬соцветие растенияметёлка‬веникбалалАйка‬музыкальный инструментбалалАйка ‬приспособление, не дающее неводу скручиватьсярубЕц‬след от зажившей ранырубЕц‬1. коровий желудок; 2. середина ВолгисАло‬род пищисАло‬мелкий ледвЫход‬производственное от слова ©выходитьªвЫход

погребЯмка‬углубление в землеЯмка‬погреб

Жизнь моих односельчан в основном связана с рекой, с тяжелым рыбацким трудом. Отсюда такое обилие ©рыбацкихª диалектизмов. Например: кляч ‬©палка, удерживающая сетьª; хребтИна‬©веревка, на которую нанизана сетьª; таш, балбЕрка‬©поплавок, удерживающий сеть на поверхностиª; закрОй‬©лодочный ящикª; катЕц, кацЫ‬©снасть для зимней, подледной, ловлиª; накИдка‬©большой сачокª; плИчка ©приспособление для вычерпыванияводы из лодкиª; суводЯ, шутИха‬©водоворот, подмывающий обрывистый берегª; уголЕц‬©рыбная молодьª; хлопУн‬©большой судакª; шахшУшка‬©внутренняя часть кормы лодкиª.

©Рыбацкоеª счастье связано с ветрами, поэтому у каждого ветра свое название: ВерьхОва‬северный ветер; РвАна ШАпка‬северозападный; МарЯна‬ветер с югозапада; КазахстАн‬восточный ветер.Судьба некоторых диалектных слов изменилась, и они вошли в литературный язык. Например: чУнки‬особые деревянные санки, катающийся садится на нихна колени и отталкивается пиками ‬железными острыми палками. Эти санки предназначены для катания только на льду. ©В Астрахани проводятся соревнования чуночниковª, ‬

эти слова былиуслышали в речи диктора астраханского телевидения. Слова вОбла(плотва), пОйма(затапливаемая речкой часть степи) обнаружилисьв этимологическом словаре, то есть они стали общеупотребительными.В селе издавна жили казахи, поэтому некоторые казахские слова усвоены местным говором, они стали диалектными. Например: айдА‬©пошлиª;барсучкИ (правильно ©баурсАкª) ‬кусочки жаренного в масле теста; курАй‬©траваª; баткАк‬©вязкая илистая грязьª; джингИл‬©саксаулª.Итак, наблюдения над местным говором показали, что ему присущи следующие особенности:наличие этнографизмов;лексических диалектизмов;семантических диалектизмов;обилие ©рыбацкихª диалектизмов ‬профессиональных слов;переход некоторых диалектизмов в общеупотребительную лексику;множество заимствованийиз казахского языка.Для того чтобы определить, на каком наречии говорят местные жители, необходимо было записать рассказы старожилов,и при этом были обнаружение фонетические, грамматические и лексические отличияот литературного языка.Фонетические отличия. Анализируя речь местных жителей старшего поколения, мы обнаружили особое произношение гласных фонем, когда во втором предударном слоге произносится не [о] или [а], а [ъ]. Например: [бърода], [мълодой], [гъвори], [кълопушка], [скъвородка], [мълоко], [тъбаком], [пъсмотри], [зълотой], [пъсоветоваца]. Это так называемое неполное оканье.Были также проведены наблюдения и примеры яканья, которое характеризует Южные районы страны ‬южновеликорусское наречие. Выделяют три типа яканья: сильное, умеренное, диссимилятивное. В говоре села Барановка наблюдается умеренное яканье, когда перед твердым согласным произносится [а], а перед мягким [и] или [э]. Например: [п‱атнацат‱], [п‱так], [св‱атой], но [н‱эс‱и], [пъсв‱нт‱и]. В системе согласных фонем также обнаружены особенности ‬долгие шипящие. Например: щи [шши], ищи [ишши], ещё [ишшо], дожди [дажжи]. Это характерно и для местных говоров, и для среднерусских. В некоторых случаях шипящий заменяет другие согласные [шулушубок] ‬полушубок, [шевриз] ‬сервиз.В грамматическом строеговора села Барановка тоже есть отличия от литературного языка. Например, для южного наречия характерен переход существительных женского и среднего рода в мужской род, а существительных среднего и мужского рода в женский род (красный Яблок, сливовая повИдла, зеленая помидОра, одна морОженка (одно мороженое)).

Глаголы в 3м лице имеют особую форму. Например: он гоняет ‬[он гон‱ат], она понимает ‬[она понимат], они понимают ‬[они пымат], он сыграет ‬[он сыграт], надену ‬[надею].В лексикебыли найдены многозначные слова, например: рубЕц:1.коровий желудок; 2. середина Волги; мулЫзгать: 1. бездельничать; 2. грызть семечки; синонимы: таш, балбЕрка‬поплавок; сАло, шАлух‬мелкий лёд; мулЫзгать, мЫзгать‬бездельничать; суводЯ, шутИха‬водоворот; Ямка, вЫход‬погреб;Заимствованные слова: барсУчки(из казахского ©баурсАк) ‬разновидность пышек, пончиков; баткАк(казах.) ‬грязь, ил; джингИл(казах.) ‬саксаул; курАй(казах.) ‬колючая трава.

Таким образом, на основании проведенных наблюдений сделан вывод, что местный говор относится к смешанным или среднерусским говорам, и в нем есть следующие особенности: а) неполное оканье; б) умеренное яканье; в) долгие шипящие; г) изменения в категории рода, особая форма глаголов в 3м лице.Богатство и своеобразие лексики говорит о том, что местный говор имеет древние корни (это действительно так: ведь первые сведения о селе относятся к концу XVIIIвека), а заимствования из казахского языка относятся к более позднему периоду, поэтому их не очень много.В каждой местности свои обычаи, свои ритуалы, обряды. Есть своеобразия в свадебном ритуале и ритуале погребения и в моем селе. Описанный выше материал и тот, который будет собранв дальнейшем,мы предлагаем на урокахв форме следующих заданий.1.При знакомстве с темой ©Фонетика. Орфографияª раздать карточки с указанием перевести диалектный текст на литературный язык. Такая работа вырабатывает орфографическую зоркость и орфоэпическую грамотность, искореняет произносительные и орфографические ошибки, связанные с местным диалектом. 2.При изучении темы ©Словообразованиеª можно дать морфемный разбор некоторых диалектизмов. Такое задание повысит интерес к русскому языку в целом, откроет желание узнать больше о языке, о его истории, о людях, говорящих на нём.3.При изучении частей речи можно использовать задания с подбором к диалектизмам синонимов и антонимов. Подобная работа поможет ребенку пополнить его словарный запас, речь школьника станет более свободной.4.Больший интерес вызовет у учащихся лингвистический анализ текста, где встречаются диалектизмы. Ребята смогут убедиться в выразительности, красочностипроизведения. 5.В границах традиционных методов работы могут применяться и новаторские приёмы работы с диалектическим языковым и речевым материалом. Среди наиболее необычных ‬продуцирование текста, полностью состоящего из диалектизмов родного села. Упражнение наилучшим образом развивает речевую гибкость, аналитические и синтетические способности, направленные на процессы речепроизводства. Трудная задача наполнения всех ©слотовª высказывания диалектическими единицами стимулирует избирательные процедуры речевого сознания младшего школьника, их параллельную реализацию с процессами построения той же фразы из литературных слов, что усложняет задачу. Одновременно учащийся утверждается в мысли о коренном отличии двух вариантов одного и того же высказывания, о невозможности смешивания слов из одной и другой сферы, а это, в свою очередь, положительно влияет на формирование стилистических навыков младшего школьника. В лексике наиболее наглядно проявляется связь языка с жизнью общества: появление нового требует слова для его обозначения, уход из употребления какоголибо предмета, явления влечет за собой постепенное забывание слова, служившего его названием. Благодаря работе с диалектизмами дети научатся определять лексическое значениеслов, устанавливать семантическиесвязи между словами. Работа обогатит словарный запас, научит понимать языковые особенности изучаемых литературных произведений, поможет обнаружить связь языка с бытом и обычаями народа, его нравами,историей.Таким образом, систематически проводимая работа по привитию детям любви к родному языку во многом определяет успех и в воспитании учащихся,и в их обучении, создание на уроке и вне его атмосферыпоиска, открытия, радости, бесспорно, сделает предмет любимым и интересным для изучения.

Ссылки на источники1.ПушкинА.С. О поэтическом слоге. ‬ПСС в 12 т. ‬Т. 6. ‬

М.: Прогресс, 2010. ‬с. 18. ‬Эл. ресурс: Режим доступа: http://aspushkin.net/pushkin/text/articles/article025.htm[16.01.2016]2.Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ‬М.: Издательский центр Академия, 2000. ‬с. 98.

3.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. ‬М.: Просвещение, 1995. ‬с. 435.