Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96216.htm.
Аннотация. В современном обществе изменились требования к дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модель выпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше педагог стремился воспитать стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас встала необходимость формирования мыслящей, компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющей свою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитие личностных качеств дошкольников и их социальной адаптации. В практике дошкольного образования все большую популярность приобретает метод проектной деятельности как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современного дошкольника, отвечающего требованиям нового времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бочарова Елена Николаевна,Заведующий, МКДОУ «Детский сад № 34 «Радуга», Тульская область, г. Новомосковскbocharovaelena2013@yandex.ru

Проектная деятельность вДОО –первый шаг в большой мир

Аннотация.В современном обществе нашего государства изменились требованияк дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модель выпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитать стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, встала необходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющей свою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитие личностных качеств дошкольников и их социальной адаптации.

В практике дошкольного образования все большую популярность приобретает метод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современного дошкольника, отвечающего требованиям нового времени.Ключевые слова:педагогическая технология, проектнаядеятельность,проектный метод, творческая личность, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, творческое мышление, проблемное обучение, системно –деятельностный подход.

Всовременном обществе нашего государства в последние годы произошли значительные перемены, которые повлиялина требования квоспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.Свведением с 1 сентября 2013 года в действие «Закона об образовании РоссийскойФедерации» дошкольное образование определяется, как первый уровеньобщего образования. Оно, по–прежнему, остаётся, необязательным, но отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнкасущественным образом меняется. Дошкольное детство –это главный и самый ответственный этап, когда в ребенке закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда дети начинают осознавать себя и своё место в этом мире, когда они учатся общаться, взаимодействовать со сверстникамии окружающими ихвзрослыми.

Изменились итребования к дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модельвыпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитатьстандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, всталанеобходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющейсвою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитиеличностных качеств дошкольников и их социальнойадаптации.Концепция модернизации российского образования в качестве ведущихвыделяет следующие цели: формирование самопознания личности, самоопределения личности, формирование умения делать ответственный выбор. Подготовить современного дошкольника к жизни в быстро меняющемся обществе, сформировать осознанное устойчивое стремление и умение учиться. Дошкольникв современном мире –это гражданин, который является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Ребенок –личность, ориентированная на общение со сверстниками и взрослыми, он

по сути своей–исследователь различных природныхявлений, способный косвоению современных информационныхсредств итехнологий. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать событиям и явлениям свое объяснение, рассуждать, делать выводы.

Таким образом, в формировании современного дошкольника наибольшее значение приобретает развитие личностных его качеств. Следовательно, цельюсовременного педагога должно стать оказание помощиребенку в развитии у него познавательных и творческих способностей, заложенныхв немизначально. Поэтому, в наше время, вдошкольном возрасте на первое место выходит процесс формирования у ребенка произвольныхмыслительных процессов, чтобы в дальнейшем ребенок смог стать успешной и всесторонне развитой личностью.

В практике дошкольного образования все большую популярность приобретаетметод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современногодошкольника, отвечающего требованиям новоговремени.В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организациипедагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.В наше время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанниковс обязательной презентацией полученныхрезультатов. Суть метода проектов стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально –творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Как педагогическая технологияпроектнаядеятельностьпредполагаетиспользование различных технологий и совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Проектная деятельность позволяет интегрировать: предметные области, методы образовательной деятельности, различные формы организации педагогического процесса, виды детской деятельности. Это благоприятно влияет на формирование у детей целостного мировосприятия, развитие творческого мышления, инициативности и самостоятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в образовательнойдеятельности ДООметод проектирования носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Интеграция обеспечивает объединениеусилийвсех участников педагогического процесса, способствует реализации принципов педагогики сотрудничества, ориентирует родителей на тесное взаимодействие с образовательным учреждением.Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от общих со своим ребенком успехов. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности может статьрешениепроблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно. Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их в интересах ребенка. Не секрет, что существующие методы взаимодействия с семьей в стенах детского сада достаточно неэффективны, из –за своего часто назидательного характера. Они не требуют активных действий со стороны взрослого, необъединяют всех участников образовательного процесса в единый творческий союз, в котором от действия каждого из участников зависит конечный результат. Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какойлибо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки окружающим его сверстникам и взрослым. В процессе деятельности над проектом учатсяи родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!». Партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает в детско –взрослом коллективеположительную эмоциональную и психологическую атмосферу. Следует учитывать и то, что активность родителей может носить чисто исполнительский характер. Поэтому необходимопоощрять их активность, творческий подход, инициативность. Следует избегать привычных, однообразных форм работы с родителями, искать новые нестандартные, креативные подходы: совместные творческие вечера родителей и детей, мастер

классы, музыкальные и спортивные мероприятия с участием родителей, и т.д. Очень важно привлекать в проектную деятельность как можно больше педагогов ДОО, соблюдать принцип преемственности и интеграции со всеми образовательными модулями (школа, клубы).Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации наследующей ступени образования,так как он предоставляет возможность ребенкуэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя наиболее безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности –учебной, то есть к школьному обучению. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает дифференциацию и индивидуализациюобразованиянетолькокакперсональныйучетотдельныхиндивидуальныхособенностейвоспитанников, нокакгибкость и вариативность в построении

образовательного процесса.

Проектный метод относится к личностно –ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно –деятельностный подход. Он органично сочетается с принципами личностноориентированной педагогики, такими как: планирование разных форм общения (рассуждения, обмен мнениями, мыслями, оценками), продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей, привлечение дошкольников к самостоятельному поиску дополнительной информации, применение проблемных ситуаций, использование субъективного опыта каждого ребёнка, и др.

Кроме того, метод проектной деятельности полностью соответствует принципам здоровьесберегающих технологий, так как вовлекает детей в творческую деятельность, позволяет педагогу обеспечитьпсихологическикомфортную атмосферу, создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Дети меньше устают, так как значительно повышается стрессоустойчивость организма. В процессе творческого самовыражения развиваются все познавательные процессы, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, ответственность, умение ставить задачи и находить средства для их реализации. Таким образом, как показывает практика, в процессе проектной деятельности у детей формируются все аспекты психологической зрелости: интеллектуальные, эмоциональные, социальные.

Метод это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата. А метод проекта позволяет педагогам:развивать у ребенка знания, умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности(самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);формировать универсальные интегративные качества(физически развитый, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…);развивать личностные качества (навык работыв команде, умение вести переговоры, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями).

Проект –это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.

Метод проектов является способом достижения поставленной цели через детальную, подробную разработку поставленной проблемы и получение в итоге реального осязаемого результата, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

Проект является положительным аспектом для формирования условий развития продуктивной творческой деятельности ребенка:дети не боятся совершать ошибки;в спорных ситуациях соблюдают известные правила ведения дискуссии, которые осваиваются в ходе самих дискуссий;развиваются воображение и фантазия, базовые ступени, ведущие к формированию творческого мышления;развивается чувствительность, широта и насыщенность восприятия окружающей действительности.

Таким образом, формируются неоспоримые преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе ДОО, так как является одним из методов развивающего обучения, а также повышает качество образовательной деятельности, служит толчком к развитию креативности, способствует повышению компетенции педагогов и родителейдошкольников.

В результате применения методов развивающего обучения у современного дошкольника возникает потенциал к становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения. Все это является незыблемой основой для формирования у детей интегративных качеств успешного выпускника дошкольной образовательной организации, ведь одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования Тульской области, в частности, города Новомосковска, являетсяобразование детей старшего дошкольного возраста (предшкольное), которое должно обеспечить каждому ребенку равное стартовые возможности и успешность обучения в начальной школе.

Ссылки на источники1.Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. –2008. №3.С.612.2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М.:Педагогика, 1989.192 с.4.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие. М.: СинтезГЕО, 1997. 188с.5.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М.: Мозаика —Синтез, 2008. —112 с. 6.«Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребенок в детском саду. 2003.№4.С.4446.7.Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. –Волгоград: Перемена, 1995.8.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовн/Д: Издво «Феникс», 2004. –384с.9.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). –М.: Эгвес, 2004. 120 с. АРКТИ,2003. 112 с.10.Образовательные проекты в детском саду.Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айриспресс, 2008. 208 с.11.Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. –2003.№3.С.2024.12.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.сост. Л.С.Киселева. М.: АРКТИ, 2006. 96с.13.Семейные проекты /О.Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004. №2.С.2528.14.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. –96с.15.Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. –Тольятти: ТГУ, 2007. –116 с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.