Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочарова
Е.
Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1486–1490. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96216.htm.
Аннотация. В современном обществе изменились требования к дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модель выпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше педагог стремился воспитать стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас встала необходимость формирования мыслящей, компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющей свою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитие личностных качеств дошкольников и их социальной адаптации. В практике дошкольного образования все большую популярность приобретает метод проектной деятельности как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современного дошкольника, отвечающего требованиям нового времени.
Ключевые слова:
проектная деятельность, исследовательская деятельность, проблемное обучение, творческое мышление, педагогическая технология, системно-деятельностный подход, творческая личность, дошкольный возраст, проектный метод
Похожие статьи
- ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- Реализация исследовательских проектов естественнонаучного содержания с младшими школьниками
- Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста как одно из решений проблемы успешной адаптации дошкольника в школе
- Проектные модели организации самостоятельной деятельности школьников на уроках математики
- Диагностическое сопровождение процесса развития детского технического творчества
Текст статьи
Бочарова Елена Николаевна,Заведующий, МКДОУ «Детский сад № 34 «Радуга», Тульская область, г. Новомосковскbocharovaelena2013@yandex.ru
Проектная деятельность вДОО –первый шаг в большой мир
Аннотация.В современном обществе нашего государства изменились требованияк дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модель выпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитать стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, встала необходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющей свою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитие личностных качеств дошкольников и их социальной адаптации.
В практике дошкольного образования все большую популярность приобретает метод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современного дошкольника, отвечающего требованиям нового времени.Ключевые слова:педагогическая технология, проектнаядеятельность,проектный метод, творческая личность, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, творческое мышление, проблемное обучение, системно –деятельностный подход.
Всовременном обществе нашего государства в последние годы произошли значительные перемены, которые повлиялина требования квоспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.Свведением с 1 сентября 2013 года в действие «Закона об образовании РоссийскойФедерации» дошкольное образование определяется, как первый уровеньобщего образования. Оно, по–прежнему, остаётся, необязательным, но отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнкасущественным образом меняется. Дошкольное детство –это главный и самый ответственный этап, когда в ребенке закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда дети начинают осознавать себя и своё место в этом мире, когда они учатся общаться, взаимодействовать со сверстникамии окружающими ихвзрослыми.
Изменились итребования к дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модельвыпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитатьстандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, всталанеобходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющейсвою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитиеличностных качеств дошкольников и их социальнойадаптации.Концепция модернизации российского образования в качестве ведущихвыделяет следующие цели: формирование самопознания личности, самоопределения личности, формирование умения делать ответственный выбор. Подготовить современного дошкольника к жизни в быстро меняющемся обществе, сформировать осознанное устойчивое стремление и умение учиться. Дошкольникв современном мире –это гражданин, который является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Ребенок –личность, ориентированная на общение со сверстниками и взрослыми, он
по сути своей–исследователь различных природныхявлений, способный косвоению современных информационныхсредств итехнологий. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать событиям и явлениям свое объяснение, рассуждать, делать выводы.
Таким образом, в формировании современного дошкольника наибольшее значение приобретает развитие личностных его качеств. Следовательно, цельюсовременного педагога должно стать оказание помощиребенку в развитии у него познавательных и творческих способностей, заложенныхв немизначально. Поэтому, в наше время, вдошкольном возрасте на первое место выходит процесс формирования у ребенка произвольныхмыслительных процессов, чтобы в дальнейшем ребенок смог стать успешной и всесторонне развитой личностью.
В практике дошкольного образования все большую популярность приобретаетметод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современногодошкольника, отвечающего требованиям новоговремени.В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организациипедагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.В наше время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанниковс обязательной презентацией полученныхрезультатов. Суть метода проектов стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально –творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Как педагогическая технологияпроектнаядеятельностьпредполагаетиспользование различных технологий и совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проектная деятельность позволяет интегрировать: предметные области, методы образовательной деятельности, различные формы организации педагогического процесса, виды детской деятельности. Это благоприятно влияет на формирование у детей целостного мировосприятия, развитие творческого мышления, инициативности и самостоятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в образовательнойдеятельности ДООметод проектирования носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Интеграция обеспечивает объединениеусилийвсех участников педагогического процесса, способствует реализации принципов педагогики сотрудничества, ориентирует родителей на тесное взаимодействие с образовательным учреждением.Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от общих со своим ребенком успехов. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности может статьрешениепроблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно. Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их в интересах ребенка. Не секрет, что существующие методы взаимодействия с семьей в стенах детского сада достаточно неэффективны, из –за своего часто назидательного характера. Они не требуют активных действий со стороны взрослого, необъединяют всех участников образовательного процесса в единый творческий союз, в котором от действия каждого из участников зависит конечный результат. Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какойлибо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки окружающим его сверстникам и взрослым. В процессе деятельности над проектом учатсяи родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!». Партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает в детско –взрослом коллективеположительную эмоциональную и психологическую атмосферу. Следует учитывать и то, что активность родителей может носить чисто исполнительский характер. Поэтому необходимопоощрять их активность, творческий подход, инициативность. Следует избегать привычных, однообразных форм работы с родителями, искать новые нестандартные, креативные подходы: совместные творческие вечера родителей и детей, мастер
классы, музыкальные и спортивные мероприятия с участием родителей, и т.д. Очень важно привлекать в проектную деятельность как можно больше педагогов ДОО, соблюдать принцип преемственности и интеграции со всеми образовательными модулями (школа, клубы).Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации наследующей ступени образования,так как он предоставляет возможность ребенкуэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя наиболее безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности –учебной, то есть к школьному обучению. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает дифференциацию и индивидуализациюобразованиянетолькокакперсональныйучетотдельныхиндивидуальныхособенностейвоспитанников, нокакгибкость и вариативность в построении
образовательного процесса.
Проектный метод относится к личностно –ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно –деятельностный подход. Он органично сочетается с принципами личностноориентированной педагогики, такими как: планирование разных форм общения (рассуждения, обмен мнениями, мыслями, оценками), продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей, привлечение дошкольников к самостоятельному поиску дополнительной информации, применение проблемных ситуаций, использование субъективного опыта каждого ребёнка, и др.
Кроме того, метод проектной деятельности полностью соответствует принципам здоровьесберегающих технологий, так как вовлекает детей в творческую деятельность, позволяет педагогу обеспечитьпсихологическикомфортную атмосферу, создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Дети меньше устают, так как значительно повышается стрессоустойчивость организма. В процессе творческого самовыражения развиваются все познавательные процессы, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, ответственность, умение ставить задачи и находить средства для их реализации. Таким образом, как показывает практика, в процессе проектной деятельности у детей формируются все аспекты психологической зрелости: интеллектуальные, эмоциональные, социальные.
Метод это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата. А метод проекта позволяет педагогам:развивать у ребенка знания, умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности(самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);формировать универсальные интегративные качества(физически развитый, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…);развивать личностные качества (навык работыв команде, умение вести переговоры, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями).
Проект –это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.
Метод проектов является способом достижения поставленной цели через детальную, подробную разработку поставленной проблемы и получение в итоге реального осязаемого результата, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Проект является положительным аспектом для формирования условий развития продуктивной творческой деятельности ребенка:дети не боятся совершать ошибки;в спорных ситуациях соблюдают известные правила ведения дискуссии, которые осваиваются в ходе самих дискуссий;развиваются воображение и фантазия, базовые ступени, ведущие к формированию творческого мышления;развивается чувствительность, широта и насыщенность восприятия окружающей действительности.
Таким образом, формируются неоспоримые преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе ДОО, так как является одним из методов развивающего обучения, а также повышает качество образовательной деятельности, служит толчком к развитию креативности, способствует повышению компетенции педагогов и родителейдошкольников.
В результате применения методов развивающего обучения у современного дошкольника возникает потенциал к становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения. Все это является незыблемой основой для формирования у детей интегративных качеств успешного выпускника дошкольной образовательной организации, ведь одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования Тульской области, в частности, города Новомосковска, являетсяобразование детей старшего дошкольного возраста (предшкольное), которое должно обеспечить каждому ребенку равное стартовые возможности и успешность обучения в начальной школе.
Ссылки на источники1.Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. –2008. №3.С.612.2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М.:Педагогика, 1989.192 с.4.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие. М.: СинтезГЕО, 1997. 188с.5.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М.: Мозаика —Синтез, 2008. —112 с. 6.«Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребенок в детском саду. 2003.№4.С.4446.7.Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. –Волгоград: Перемена, 1995.8.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовн/Д: Издво «Феникс», 2004. –384с.9.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). –М.: Эгвес, 2004. 120 с. АРКТИ,2003. 112 с.10.Образовательные проекты в детском саду.Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айриспресс, 2008. 208 с.11.Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. –2003.№3.С.2024.12.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.сост. Л.С.Киселева. М.: АРКТИ, 2006. 96с.13.Семейные проекты /О.Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004. №2.С.2528.14.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. –96с.15.Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. –Тольятти: ТГУ, 2007. –116 с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Проектная деятельность вДОО –первый шаг в большой мир
Аннотация.В современном обществе нашего государства изменились требованияк дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модель выпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитать стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, встала необходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющей свою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитие личностных качеств дошкольников и их социальной адаптации.
В практике дошкольного образования все большую популярность приобретает метод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современного дошкольника, отвечающего требованиям нового времени.Ключевые слова:педагогическая технология, проектнаядеятельность,проектный метод, творческая личность, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, творческое мышление, проблемное обучение, системно –деятельностный подход.
Всовременном обществе нашего государства в последние годы произошли значительные перемены, которые повлиялина требования квоспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста.Свведением с 1 сентября 2013 года в действие «Закона об образовании РоссийскойФедерации» дошкольное образование определяется, как первый уровеньобщего образования. Оно, по–прежнему, остаётся, необязательным, но отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнкасущественным образом меняется. Дошкольное детство –это главный и самый ответственный этап, когда в ребенке закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда дети начинают осознавать себя и своё место в этом мире, когда они учатся общаться, взаимодействовать со сверстникамии окружающими ихвзрослыми.
Изменились итребования к дошкольникам, поступающим в первый класс. Соответственно, модельвыпускника детского сада также предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если педагог стремился воспитатьстандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, всталанеобходимость формирования мыслящей, компетентной, социальноадаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, имеющейсвою точку зрения, умеющей ее отстаивать, продуктивно и конструктивно взаимодействовать с окружающими. Приоритетным становится развитиеличностных качеств дошкольников и их социальнойадаптации.Концепция модернизации российского образования в качестве ведущихвыделяет следующие цели: формирование самопознания личности, самоопределения личности, формирование умения делать ответственный выбор. Подготовить современного дошкольника к жизни в быстро меняющемся обществе, сформировать осознанное устойчивое стремление и умение учиться. Дошкольникв современном мире –это гражданин, который является активным деятелем, внутренние резервы которого могут раскрыться в различных, выбранных им самим видах детской деятельности. Ребенок –личность, ориентированная на общение со сверстниками и взрослыми, он
по сути своей–исследователь различных природныхявлений, способный косвоению современных информационныхсредств итехнологий. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать, давать событиям и явлениям свое объяснение, рассуждать, делать выводы.
Таким образом, в формировании современного дошкольника наибольшее значение приобретает развитие личностных его качеств. Следовательно, цельюсовременного педагога должно стать оказание помощиребенку в развитии у него познавательных и творческих способностей, заложенныхв немизначально. Поэтому, в наше время, вдошкольном возрасте на первое место выходит процесс формирования у ребенка произвольныхмыслительных процессов, чтобы в дальнейшем ребенок смог стать успешной и всесторонне развитой личностью.
В практике дошкольного образования все большую популярность приобретаетметод проектной деятельности, как один из наиболее эффективных, способных формировать личность современногодошкольника, отвечающего требованиям новоговремени.В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организациипедагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.В наше время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанниковс обязательной презентацией полученныхрезультатов. Суть метода проектов стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально –творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Как педагогическая технологияпроектнаядеятельностьпредполагаетиспользование различных технологий и совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проектная деятельность позволяет интегрировать: предметные области, методы образовательной деятельности, различные формы организации педагогического процесса, виды детской деятельности. Это благоприятно влияет на формирование у детей целостного мировосприятия, развитие творческого мышления, инициативности и самостоятельности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в образовательнойдеятельности ДООметод проектирования носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Интеграция обеспечивает объединениеусилийвсех участников педагогического процесса, способствует реализации принципов педагогики сотрудничества, ориентирует родителей на тесное взаимодействие с образовательным учреждением.Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от общих со своим ребенком успехов. Одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности может статьрешениепроблемы дефицита общения между детьми и родителями. Проект помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно. Метод проекта позволяет ребенку стать некой связующей нитью между двумя сторонами, между педагогом и родителями, объединяя их в интересах ребенка. Не секрет, что существующие методы взаимодействия с семьей в стенах детского сада достаточно неэффективны, из –за своего часто назидательного характера. Они не требуют активных действий со стороны взрослого, необъединяют всех участников образовательного процесса в единый творческий союз, в котором от действия каждого из участников зависит конечный результат. Метод проекта позволяет сформировать у ребенка представление о модели взаимодействия взрослых и детей по решению какойлибо возникшей проблемы, поиска средств в преодолении трудностей, оказанию помощи и поддержки окружающим его сверстникам и взрослым. В процессе деятельности над проектом учатсяи родители: они вынуждены корректировать свои действия, смотреть на возникшие проблемы с различных точек зрения. Главным девизом проектов может стать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!». Партнерство участников от начала и до конца проекта позволяет полностью решить проблему назидательности и нравоучительности, создает в детско –взрослом коллективеположительную эмоциональную и психологическую атмосферу. Следует учитывать и то, что активность родителей может носить чисто исполнительский характер. Поэтому необходимопоощрять их активность, творческий подход, инициативность. Следует избегать привычных, однообразных форм работы с родителями, искать новые нестандартные, креативные подходы: совместные творческие вечера родителей и детей, мастер
классы, музыкальные и спортивные мероприятия с участием родителей, и т.д. Очень важно привлекать в проектную деятельность как можно больше педагогов ДОО, соблюдать принцип преемственности и интеграции со всеми образовательными модулями (школа, клубы).Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации наследующей ступени образования,так как он предоставляет возможность ребенкуэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя наиболее безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности –учебной, то есть к школьному обучению. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает дифференциацию и индивидуализациюобразованиянетолькокакперсональныйучетотдельныхиндивидуальныхособенностейвоспитанников, нокакгибкость и вариативность в построении
образовательного процесса.
Проектный метод относится к личностно –ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно –деятельностный подход. Он органично сочетается с принципами личностноориентированной педагогики, такими как: планирование разных форм общения (рассуждения, обмен мнениями, мыслями, оценками), продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей, привлечение дошкольников к самостоятельному поиску дополнительной информации, применение проблемных ситуаций, использование субъективного опыта каждого ребёнка, и др.
Кроме того, метод проектной деятельности полностью соответствует принципам здоровьесберегающих технологий, так как вовлекает детей в творческую деятельность, позволяет педагогу обеспечитьпсихологическикомфортную атмосферу, создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Дети меньше устают, так как значительно повышается стрессоустойчивость организма. В процессе творческого самовыражения развиваются все познавательные процессы, активность, самостоятельность, коммуникативные навыки, ответственность, умение ставить задачи и находить средства для их реализации. Таким образом, как показывает практика, в процессе проектной деятельности у детей формируются все аспекты психологической зрелости: интеллектуальные, эмоциональные, социальные.
Метод это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению нужного результата. А метод проекта позволяет педагогам:развивать у ребенка знания, умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности(самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);формировать универсальные интегративные качества(физически развитый, любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…);развивать личностные качества (навык работыв команде, умение вести переговоры, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями).
Проект –это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.
Метод проектов является способом достижения поставленной цели через детальную, подробную разработку поставленной проблемы и получение в итоге реального осязаемого результата, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Проект является положительным аспектом для формирования условий развития продуктивной творческой деятельности ребенка:дети не боятся совершать ошибки;в спорных ситуациях соблюдают известные правила ведения дискуссии, которые осваиваются в ходе самих дискуссий;развиваются воображение и фантазия, базовые ступени, ведущие к формированию творческого мышления;развивается чувствительность, широта и насыщенность восприятия окружающей действительности.
Таким образом, формируются неоспоримые преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе ДОО, так как является одним из методов развивающего обучения, а также повышает качество образовательной деятельности, служит толчком к развитию креативности, способствует повышению компетенции педагогов и родителейдошкольников.
В результате применения методов развивающего обучения у современного дошкольника возникает потенциал к становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению,умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения. Все это является незыблемой основой для формирования у детей интегративных качеств успешного выпускника дошкольной образовательной организации, ведь одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования Тульской области, в частности, города Новомосковска, являетсяобразование детей старшего дошкольного возраста (предшкольное), которое должно обеспечить каждому ребенку равное стартовые возможности и успешность обучения в начальной школе.
Ссылки на источники1.Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. –2008. №3.С.612.2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.М.:Педагогика, 1989.192 с.4.Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие. М.: СинтезГЕО, 1997. 188с.5.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М.: Мозаика —Синтез, 2008. —112 с. 6.«Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи/Н.П. Флегонтова//Ребенок в детском саду. 2003.№4.С.4446.7.Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. –Волгоград: Перемена, 1995.8.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовн/Д: Издво «Феникс», 2004. –384с.9.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный процесс (методология образовательной деятельности). –М.: Эгвес, 2004. 120 с. АРКТИ,2003. 112 с.10.Образовательные проекты в детском саду.Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айриспресс, 2008. 208 с.11.Проект как мотивация к познанию/ Е. Евдокимова// Дошкольное воспитание. –2003.№3.С.2024.12.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.сост. Л.С.Киселева. М.: АРКТИ, 2006. 96с.13.Семейные проекты /О.Давыдов, М. Кизил//Обруч, 2004. №2.С.2528.14.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. –96с.15.Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. –Тольятти: ТГУ, 2007. –116 с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.