Сравнительно-исторический анализ категории «рефлексия» в антропологических науках
Выпуск:
ART 86279
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стеценко
В.
В. Сравнительно-исторический анализ категории «рефлексия» в антропологических науках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1296–1300. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86279.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу категории рефлексии в философии и психологии. Категория рефлексии рассматривается автором в различные исторические периоды, что позволяет проследить тенденции развития категории рефлексии в антропологических науках.
Ключевые слова:
рефлексия, философский подход, психологический подход, сравнительно-исторический анализ
Текст статьи
Стеценко Владимир Вадимович,магистрант, ассистент кафедры государственноправовых дисциплин Таганрогскогоинститута имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрогrch7666@gmail.com
Сравнительноисторический анализ категории «рефлексия» в антропологических науках
Аннотация. Статья посвящена анализу категории рефлексия в философии и психологии. Категория рефлексии рассматривается автором в различные исторические периоды, что позволяет проследить тенденции развития категории рефлексия в антропологических науках.Ключевые слова: рефлексия, философский подход, психологический подход, сравнительноисторический анализ.
Рефлексия имеет сложную интегративную структуру и содержание. Ее изучение возможно на основе сочетания философских, исторических и психологических подходов
исследования
рефлексии и на этой основе осуществить анализ.
Рефлексия рассматривается в русле следующих научных подходов: философского(И.С. Ладенко,М.К.Мамардашвили,Э.Г.Юдин и др.), социальнофилософского (В.А. Лефевр,М.А.Розови др.), психологического (К.А. АбульхановаСлавская,Г.М.Андреева, С.Л. Рубинштейн,В.И.Слободчиков и др.),культурологического (И.Ф. Исаев, Е.А. Курносикова), акмеологического (Н.Г. Алексеев,А.А.Бодалев,А.А.Деркач,И.Н.Семенов,С.Ю.Степанов).
В настоящее время границы применения понятия «рефлексия» начинают существенно расширяться. Данная категория исследуется традиционно в двух основных областях: в философии и психологии. Философские исследования обычно основываются на теоретических представлениях и не несут в себе практического компонента, а только описывают явление рефлексии как целостного механизма, свойственного всему человеческому роду.
Хотя проблематика рефлексии зародилась еще в древнем Китае, античности и разрабатывалась в философии Нового времени, в немецкой классической философии на рубеже XYIIIXIXвеков произошел качественный скачок в развитии рефлексии. Поэтому для нашего дальнейшего исследования важно рассмотреть истоки историкофилософского аспекта развития понятия «рефлексия».
Среди китайских философовКонфуцийопределил бесполезность накопления информации без рефлексии, не подтвержденной позитивным опытом. Древнегреческий философ, Аристотель,трактовал рефлексию как «мышление о мышлении». Организованным актом рефлексии являются знаменитые сократовские диалоги. Размышления Сократа, Платона и других древнегреческих философов над собственными переживаниями и ощущениями, носят рефлексивный характер.В эпоху Средневековья можно констатировать двойственное отношение схоластов к рефлексии. С одной стороны, без рефлексивного осознания текстов невозможно
доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулезным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений, а, с другой стороны, мы можем сослаться на классика средневековой теологии ХIIIвека Фому Аквинского, который утверждает, что нужна вера, а не активное сомневающееся действование, что предполагает запрет на любую попытку рефлексивного отношения к себе и требует особого состояния –смирения [11].Установлено, что проблема сознания была предметом исследования различных ученых Нового времени. Одни рассматривали отражение в качестве определяющего процесса сознания, другие –рефлексию. Само понятие «рефлексия» ввел в науку французский философ Р. Декарт, который отождествлял ее со способностью индивида сосредоточиваться на содержании своих мыслей [2].
Дальнейшая разработка этого понятия связана со взглядами Г. Лейбница и Д. Локка,вработах которыхрефлексия связана с процессом самопознания. Близкие идеи высказывал Д. Юм, исследованиякоторогобыли направлены на дифференциацию самого мыслительного акта и разведение предмета и процесса рефлексии, на описание их с различных методологических позиций. В работах И. Канта рефлексия стала рассматриватьсякак форма познания. Исходя из трех уровней познания, И. Кант выделяет три уровня рефлексии:1)рефлексия над предметным, опытным знанием, формирование представления о чувственном предмете;2)рефлексия над способами формирования представлений то, что у И.Канта называется «критикой чистого разума»;3)высший уровень рефлексии[2].
Классикинемецкой философии Г. Гегельи И. Фихте рассматривали рефлексию в контексте саморазвития. В работах И.Фихте предметом рефлексии выступает знание, которое в развернутом виде может принимать форму средства, метода. Впервые Г. Гегель обратил внимание на эмоциональноценностное содержание данной категории «рефлексия». К. Маркс раскрывает единство отражения и деятельности в познании человека и определяет место рефлексии в нем. Рефлексию, К. Маркс рассматривает как определенный механизм производства знаний. Основатель феноменологической философии Э. Гуссерль трактовал рефлексию как «фундаментальную особенность сферы переживания» [3, С.155]. Таким образом, рефлексия сначала стала предметом исследования в философии, где понималась как способность к самопознанию (Г. Гегель,Г.Лейбниц,Д.Локк, Сократ, Платон, Д. Юм и др.), как обоснование познавательных способностей человека (И. Кант, И. Фихте и др.). В России разработкой идеи рефлексии занимались Л.М. Лопатин,В.С.Соловьев, Н.Г. Чернышевский, Г.И. Челпанов,С.Л.Франк и др., выступавшие за духовную активность субъекта, что было связано с социальноидеологической концепцией переустройства общества через совершенствование личности [2].
Современные философы определяют рефлексию как акт осмысления и понимания (Лекторский В.А.), процесс осознания деятельности (Г.А. Антипов,О.А.Донских, И.С. Ладенко), как отражение человеком самого себя, т.е. самоотражение (А.И. Ракитов, А.Г. Спиркин).
Итак, в философии рефлексия рассматривается как особый вид теоретической ретроспекции, реализующий следующие функции: критический анализ, логическое обоснование и систематизацию научного знания, а также разработку ценностей, целей и средств научного познания. Такое понимание рефлексии в философии является основой для ее изучения в психологии.
В психологии проблематика рефлексии возникает в то переломное время, когда рефлексия из объяснительногопринципа трансформируется в особый предмет научного изучения, который задает концептуальнокатегориальные рамки ее технологического освоения в контексте обеспечения реорганизации социальной практики. При этом радикально меняется гносеологическая функция понятия рефлексии. На рубеже XIX–XXвеков произошел процессвытеснения иззарубежной психологии проблематики методических приемов рефлексии и даже самого понятия, что было связано с ориентацией на естественнонаучную методологию. А. Буземан – первый из психологов предложил выделить исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и назвать ее «психологической рефлексией», которыйтрактовал рефлексию как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».
Представители бихевиоризма принципиально отказывались от категории «рефлексии» вплоть до последней трети ХХ века.Параллельно с бихевиоризмом в зарубежной психологии развивались и другие направления (гештальтпсихология, фрейдизм, гуманистическая психология и др.), которые характеризовались возобновлением интереса к изучению рефлексии как особой психической реальности, особенно в направлении исследования метакогнитивных процессов.
Общий смысл понятия рефлексии в метакогнитивистской концепции выражен в определении Д. Дернера,считающего, что рефлексия –«это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования». Ж. Пиаже трактовал рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе сознания необходимости такой связи.
Представитель прагматизма, Д. Дьюи обосновал новое понимание рефлексии как морали, суть которой в способности человека к саморегуляции поведения с опорой на индивидуальную шкалу ценностей и интересов [4].
Взападном психоанализе рефлексию увязывают в контексте с такими категориями, как –«сам», «самость», «самосознание».
Рассмотрим генезис перехода рефлексии из философскоонтологической категории в индуктивно исследуемый и эмпирически верифицируемыйгносеологический принцип в российской психологии. Со второй половины XIXв. по вторую половину ХХ в. русская психологическая мысль стала активно использовать категорию рефлексии в качестве одного из объяснительных принципов.В 19301940 гг. понятие рефлексии лишь эпизодически привлекалось(Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном)для объяснения сложных психических процессов и велись единичные исследования рефлексивных процессов (С.В. Кравков)и рефлексивнокритического мышления (П.П. Блонский), но на традиционной философской основе [7].Сконца 1950х гг. можно обосновано говорить о зарождении отечественной традиции систематического изучения проблематики рефлексии. Ее анализ велся в контексте изучения интуиции, сознания и мышления (П.Я. Гальперин,Э.В.Ильенков, А.Н. Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий). К новаторским для того времени, можно отнести публикации участников Московского методологического кружка по «рефлексивному выходу» (Г.П. Щедровицкий), «рефлексивной задаче» (Н.Г. Алексеев), «рефлексивным играм» (В.А. Лефевр), «рефлексивной саморегуляции» (И.Н. Семенов)[8; 12]
В 19601970 гг. развитие проблематики рефлексии происходит в контексте изучения мышления и коммуникации (Н.Г. Алексеев,В.В.Давыдов,В.А.Лефевр,И.Н.Семенов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) [1]. В ряде психологонауковедческих и методологопедагогических исследованиях, проводившихся в этот периодН.Г.Алексеевым, функция рефлексии трактовалась в виде обоснования и смены «моделирующих представлений» и реализующих их«оперативных правил» научной деятельности[1]. Позднее эти идеи послужили основой для рефлексии современных проблем психологии научного творчества в Институте психологии АН СССР, секция «Психология творчества».
На рубеже 19801990 гг. создается научная школа рефлексивнообразовательного проектирования (Н.Г. Алексеев,Ю.В.Громыко,В.К.Зарецкий,В.В.Рубцов,В.И.Слободчиков)[8]. Рефлексия наиболее изучена в общепсихологическом аспекте, в рамках которого существует ряд направлений: 1.Деятельностноенаправление, рассматривающее рефлексию как компонент структуры деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).2.Педагогическое направление, рассматривающее рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности (О.С.Анисимов, М.Э.Боцманова,А.З.Зак,А.В.Захарова).3.
Личностное направление, рассматривающее рефлексию как результат осмысления жизнедеятельности (Ф.Е.Василюк,М.Р.Гинзбург,Н.И.Гуткина,А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев).4. Генетическое направление исследования рефлексии (Ю.В.Громыко, Ж.Пиаже,В.И.Слободчиков).
5.«Системомыследеятельностное» направление в изучении рефлексии (А.А.Зиновьев,В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий).6.Рефлексивногуманистическое направление психологиисотворчества
(Е.П.Варламова,С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов). 7.Рефлексивноакмеологическое направление (И.В.Байер,А.А.Бодалев, А.А.Деркач,Н.Б.Ковалев, Н.В.Кузьмина). В психологической трактовке рефлексии можно выделить три процесса: обращение назад, познание субъектом своего внутреннего мира и осмысление индивидом социальной действительности [5].
В зависимости от задач исследования, в современной психологии выделяются различные типы рефлексии. С.Ю. Степанов,И.Н.Семенов выделяют следующие типы рефлексии [8; 9]:1. Кооперативная рефлексия.Объект –знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия. Кооперативный аспект рефлексии обеспечивает координацию профессиональных позиций исовместных действий субъектов в коллективной деятельности.
2. Коммуникативная рефлексия.Объект –представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Рефлексия – в данном случае –специфическое качество познания человека человеком. Результатом данного типа рефлексии может быть появление нового понимания того, как человек воспринимается партнерами по общению, и коррекция коммуникативного стиля.
3. Личностная рефлексия.Объект – собственныепоступки и образы «Я» как индивидуальности, процесс понимания человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности.4. Интеллектуальная рефлексия.В данном случае рассматриваются знания об объекте и способы действия с ним, а рефлексия трактуется, как способность объекта выделять, анализировать и соотносить собственные действия с предметной ситуацией. Возникающие новые идеи и представления могут относиться непосредственно к предмету профессиональной деятельности, что является результатом интеллектуальной рефлексии. Обобщая исследования различных аспектов рефлексии, остановимся подробнее на психологической модели рефлексивного механизма И.Н. Семенова, в которой рефлексия представлена как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности и общения, то есть своего поведения как целостного отношения к окружающему миру. Этот процесс охватывает пять основных этапов:
актуализация смысловых структур «Я» при осмыслении субъектом проблемной ситуации;
исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании субъектом различных стереотипов опыта и образцов деятельности;
дискредитация актуализировавшихся смыслов в контексте противоречий, обнаруженных субъектом;
инновация принципов конструктивного преодоления этихпротиворечий через новое осмысление субъектом проблемной ситуации и самого себя в ней (собственно фаза переосмысления);
реализация вновь приобретенного целостного смысла через последующую реконструкцию содержания личного опыта и адекватное разрешение проблемной ситуации [8].В данной модели делается акцент на личностносмысловой обусловленности рефлексивного механизма и творческом аспекте рефлексии, что открывает возможности для дальнейшего исследования проблем подготовки специалистовс высоким уровнем рефлексии.
А.В. Карповпридерживается позиции, что рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая выступает как процесс, свойство и состояние одновременно [6] /см. Рисунок 1/.
Рис.1. Рефлексия как психологическая реальность
Итак, в ходе рассмотрения рефлексии в философскопсихологическом аспекте выясняется, что рефлексивность–это ничем не заменимая способность и ценное личностное качество человека, необходимое для саморазвития.
В процессе изучения проблемы рефлексии можно выделить две ее черты. Вопервых, многовековую историю рефлексии, начинающуюся со времен Сократа и совпадающую с развитием представлений человека о себе, и, следовательно, имеющую гносеологические связи с философским знанием; вовторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и широком спектре психологических и педагогических направлений ее разработки.Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания определяется изменением в общественной жизни, постепенным развитием человека, ростом его самостоятельности, потребностью личности в понимании и оценке себя. Интерес к рефлексии со стороны различных областей знаний объясняется тем, что она является необходимым компонентом процесса адаптации средств и способов деятельности специалистов и коллективов к условиям профессиональной деятельности[10]. При этом конкретизируются практические возможности рефлексии, проводятся теоретические исследования по выявлению ее места в различных формах деятельности, ее структуры и видов.
Ссылки на источники1.Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., ЛаденкоИ.С., СеменовИ.Н.Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения.Новосибирск, 1991. 74 с.2.БондаренкоТ.А. Историкофилософский аспект развития понятия рефлексии [WWWdocument]URL: ttp://mgpi.magnitka.ru/science/publ/sbornik/3.htm3.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. М., 1999. 236с.4.ДьюиДж. Демократия и образование. М.: ПедагогикаПресс, 2000. 654 с.5.Задорожнюк И.Е.Рефлексивные процессы: психологопедагогические аспекты // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 129132.6.Карпов А.В.Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Том 24. №5. С.4547.7.Рубинштейн С.Л.О мышлении и путях его исследования. М., 1985. 338 с. Рефлексия в целомсвойство(рефлексивность)
процесс(рефлексия)
состояние(рефлектирование)8.Семенов И.Н.Развитие концепции Н.Г.Алексеева на фоне становления рефлексивнометодологического подхода // Кентавр. 2004. №34.С. 2225.9.Степанов С.Ю. Рефлексивнаяпрактика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 70 с.10.Стеценко И.А. Генезис и интерпретация категории «педагогическая рефлексия» // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. №S12. С. 123127.11.Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. 167 с.12.Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Исследования речемыслительнойдеятельности. АлмаАта, 1974. С.1228.
Сравнительноисторический анализ категории «рефлексия» в антропологических науках
Аннотация. Статья посвящена анализу категории рефлексия в философии и психологии. Категория рефлексии рассматривается автором в различные исторические периоды, что позволяет проследить тенденции развития категории рефлексия в антропологических науках.Ключевые слова: рефлексия, философский подход, психологический подход, сравнительноисторический анализ.
Рефлексия имеет сложную интегративную структуру и содержание. Ее изучение возможно на основе сочетания философских, исторических и психологических подходов
исследования
рефлексии и на этой основе осуществить анализ.
Рефлексия рассматривается в русле следующих научных подходов: философского(И.С. Ладенко,М.К.Мамардашвили,Э.Г.Юдин и др.), социальнофилософского (В.А. Лефевр,М.А.Розови др.), психологического (К.А. АбульхановаСлавская,Г.М.Андреева, С.Л. Рубинштейн,В.И.Слободчиков и др.),культурологического (И.Ф. Исаев, Е.А. Курносикова), акмеологического (Н.Г. Алексеев,А.А.Бодалев,А.А.Деркач,И.Н.Семенов,С.Ю.Степанов).
В настоящее время границы применения понятия «рефлексия» начинают существенно расширяться. Данная категория исследуется традиционно в двух основных областях: в философии и психологии. Философские исследования обычно основываются на теоретических представлениях и не несут в себе практического компонента, а только описывают явление рефлексии как целостного механизма, свойственного всему человеческому роду.
Хотя проблематика рефлексии зародилась еще в древнем Китае, античности и разрабатывалась в философии Нового времени, в немецкой классической философии на рубеже XYIIIXIXвеков произошел качественный скачок в развитии рефлексии. Поэтому для нашего дальнейшего исследования важно рассмотреть истоки историкофилософского аспекта развития понятия «рефлексия».
Среди китайских философовКонфуцийопределил бесполезность накопления информации без рефлексии, не подтвержденной позитивным опытом. Древнегреческий философ, Аристотель,трактовал рефлексию как «мышление о мышлении». Организованным актом рефлексии являются знаменитые сократовские диалоги. Размышления Сократа, Платона и других древнегреческих философов над собственными переживаниями и ощущениями, носят рефлексивный характер.В эпоху Средневековья можно констатировать двойственное отношение схоластов к рефлексии. С одной стороны, без рефлексивного осознания текстов невозможно
доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулезным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений, а, с другой стороны, мы можем сослаться на классика средневековой теологии ХIIIвека Фому Аквинского, который утверждает, что нужна вера, а не активное сомневающееся действование, что предполагает запрет на любую попытку рефлексивного отношения к себе и требует особого состояния –смирения [11].Установлено, что проблема сознания была предметом исследования различных ученых Нового времени. Одни рассматривали отражение в качестве определяющего процесса сознания, другие –рефлексию. Само понятие «рефлексия» ввел в науку французский философ Р. Декарт, который отождествлял ее со способностью индивида сосредоточиваться на содержании своих мыслей [2].
Дальнейшая разработка этого понятия связана со взглядами Г. Лейбница и Д. Локка,вработах которыхрефлексия связана с процессом самопознания. Близкие идеи высказывал Д. Юм, исследованиякоторогобыли направлены на дифференциацию самого мыслительного акта и разведение предмета и процесса рефлексии, на описание их с различных методологических позиций. В работах И. Канта рефлексия стала рассматриватьсякак форма познания. Исходя из трех уровней познания, И. Кант выделяет три уровня рефлексии:1)рефлексия над предметным, опытным знанием, формирование представления о чувственном предмете;2)рефлексия над способами формирования представлений то, что у И.Канта называется «критикой чистого разума»;3)высший уровень рефлексии[2].
Классикинемецкой философии Г. Гегельи И. Фихте рассматривали рефлексию в контексте саморазвития. В работах И.Фихте предметом рефлексии выступает знание, которое в развернутом виде может принимать форму средства, метода. Впервые Г. Гегель обратил внимание на эмоциональноценностное содержание данной категории «рефлексия». К. Маркс раскрывает единство отражения и деятельности в познании человека и определяет место рефлексии в нем. Рефлексию, К. Маркс рассматривает как определенный механизм производства знаний. Основатель феноменологической философии Э. Гуссерль трактовал рефлексию как «фундаментальную особенность сферы переживания» [3, С.155]. Таким образом, рефлексия сначала стала предметом исследования в философии, где понималась как способность к самопознанию (Г. Гегель,Г.Лейбниц,Д.Локк, Сократ, Платон, Д. Юм и др.), как обоснование познавательных способностей человека (И. Кант, И. Фихте и др.). В России разработкой идеи рефлексии занимались Л.М. Лопатин,В.С.Соловьев, Н.Г. Чернышевский, Г.И. Челпанов,С.Л.Франк и др., выступавшие за духовную активность субъекта, что было связано с социальноидеологической концепцией переустройства общества через совершенствование личности [2].
Современные философы определяют рефлексию как акт осмысления и понимания (Лекторский В.А.), процесс осознания деятельности (Г.А. Антипов,О.А.Донских, И.С. Ладенко), как отражение человеком самого себя, т.е. самоотражение (А.И. Ракитов, А.Г. Спиркин).
Итак, в философии рефлексия рассматривается как особый вид теоретической ретроспекции, реализующий следующие функции: критический анализ, логическое обоснование и систематизацию научного знания, а также разработку ценностей, целей и средств научного познания. Такое понимание рефлексии в философии является основой для ее изучения в психологии.
В психологии проблематика рефлексии возникает в то переломное время, когда рефлексия из объяснительногопринципа трансформируется в особый предмет научного изучения, который задает концептуальнокатегориальные рамки ее технологического освоения в контексте обеспечения реорганизации социальной практики. При этом радикально меняется гносеологическая функция понятия рефлексии. На рубеже XIX–XXвеков произошел процессвытеснения иззарубежной психологии проблематики методических приемов рефлексии и даже самого понятия, что было связано с ориентацией на естественнонаучную методологию. А. Буземан – первый из психологов предложил выделить исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и назвать ее «психологической рефлексией», которыйтрактовал рефлексию как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».
Представители бихевиоризма принципиально отказывались от категории «рефлексии» вплоть до последней трети ХХ века.Параллельно с бихевиоризмом в зарубежной психологии развивались и другие направления (гештальтпсихология, фрейдизм, гуманистическая психология и др.), которые характеризовались возобновлением интереса к изучению рефлексии как особой психической реальности, особенно в направлении исследования метакогнитивных процессов.
Общий смысл понятия рефлексии в метакогнитивистской концепции выражен в определении Д. Дернера,считающего, что рефлексия –«это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования». Ж. Пиаже трактовал рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе сознания необходимости такой связи.
Представитель прагматизма, Д. Дьюи обосновал новое понимание рефлексии как морали, суть которой в способности человека к саморегуляции поведения с опорой на индивидуальную шкалу ценностей и интересов [4].
Взападном психоанализе рефлексию увязывают в контексте с такими категориями, как –«сам», «самость», «самосознание».
Рассмотрим генезис перехода рефлексии из философскоонтологической категории в индуктивно исследуемый и эмпирически верифицируемыйгносеологический принцип в российской психологии. Со второй половины XIXв. по вторую половину ХХ в. русская психологическая мысль стала активно использовать категорию рефлексии в качестве одного из объяснительных принципов.В 19301940 гг. понятие рефлексии лишь эпизодически привлекалось(Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном)для объяснения сложных психических процессов и велись единичные исследования рефлексивных процессов (С.В. Кравков)и рефлексивнокритического мышления (П.П. Блонский), но на традиционной философской основе [7].Сконца 1950х гг. можно обосновано говорить о зарождении отечественной традиции систематического изучения проблематики рефлексии. Ее анализ велся в контексте изучения интуиции, сознания и мышления (П.Я. Гальперин,Э.В.Ильенков, А.Н. Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий). К новаторским для того времени, можно отнести публикации участников Московского методологического кружка по «рефлексивному выходу» (Г.П. Щедровицкий), «рефлексивной задаче» (Н.Г. Алексеев), «рефлексивным играм» (В.А. Лефевр), «рефлексивной саморегуляции» (И.Н. Семенов)[8; 12]
В 19601970 гг. развитие проблематики рефлексии происходит в контексте изучения мышления и коммуникации (Н.Г. Алексеев,В.В.Давыдов,В.А.Лефевр,И.Н.Семенов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин) [1]. В ряде психологонауковедческих и методологопедагогических исследованиях, проводившихся в этот периодН.Г.Алексеевым, функция рефлексии трактовалась в виде обоснования и смены «моделирующих представлений» и реализующих их«оперативных правил» научной деятельности[1]. Позднее эти идеи послужили основой для рефлексии современных проблем психологии научного творчества в Институте психологии АН СССР, секция «Психология творчества».
На рубеже 19801990 гг. создается научная школа рефлексивнообразовательного проектирования (Н.Г. Алексеев,Ю.В.Громыко,В.К.Зарецкий,В.В.Рубцов,В.И.Слободчиков)[8]. Рефлексия наиболее изучена в общепсихологическом аспекте, в рамках которого существует ряд направлений: 1.Деятельностноенаправление, рассматривающее рефлексию как компонент структуры деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).2.Педагогическое направление, рассматривающее рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности (О.С.Анисимов, М.Э.Боцманова,А.З.Зак,А.В.Захарова).3.
Личностное направление, рассматривающее рефлексию как результат осмысления жизнедеятельности (Ф.Е.Василюк,М.Р.Гинзбург,Н.И.Гуткина,А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев).4. Генетическое направление исследования рефлексии (Ю.В.Громыко, Ж.Пиаже,В.И.Слободчиков).
5.«Системомыследеятельностное» направление в изучении рефлексии (А.А.Зиновьев,В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий).6.Рефлексивногуманистическое направление психологиисотворчества
(Е.П.Варламова,С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов). 7.Рефлексивноакмеологическое направление (И.В.Байер,А.А.Бодалев, А.А.Деркач,Н.Б.Ковалев, Н.В.Кузьмина). В психологической трактовке рефлексии можно выделить три процесса: обращение назад, познание субъектом своего внутреннего мира и осмысление индивидом социальной действительности [5].
В зависимости от задач исследования, в современной психологии выделяются различные типы рефлексии. С.Ю. Степанов,И.Н.Семенов выделяют следующие типы рефлексии [8; 9]:1. Кооперативная рефлексия.Объект –знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия. Кооперативный аспект рефлексии обеспечивает координацию профессиональных позиций исовместных действий субъектов в коллективной деятельности.
2. Коммуникативная рефлексия.Объект –представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Рефлексия – в данном случае –специфическое качество познания человека человеком. Результатом данного типа рефлексии может быть появление нового понимания того, как человек воспринимается партнерами по общению, и коррекция коммуникативного стиля.
3. Личностная рефлексия.Объект – собственныепоступки и образы «Я» как индивидуальности, процесс понимания человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности.4. Интеллектуальная рефлексия.В данном случае рассматриваются знания об объекте и способы действия с ним, а рефлексия трактуется, как способность объекта выделять, анализировать и соотносить собственные действия с предметной ситуацией. Возникающие новые идеи и представления могут относиться непосредственно к предмету профессиональной деятельности, что является результатом интеллектуальной рефлексии. Обобщая исследования различных аспектов рефлексии, остановимся подробнее на психологической модели рефлексивного механизма И.Н. Семенова, в которой рефлексия представлена как переосмысление и перестройка субъектом содержания своего сознания, деятельности и общения, то есть своего поведения как целостного отношения к окружающему миру. Этот процесс охватывает пять основных этапов:
актуализация смысловых структур «Я» при осмыслении субъектом проблемной ситуации;
исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании субъектом различных стереотипов опыта и образцов деятельности;
дискредитация актуализировавшихся смыслов в контексте противоречий, обнаруженных субъектом;
инновация принципов конструктивного преодоления этихпротиворечий через новое осмысление субъектом проблемной ситуации и самого себя в ней (собственно фаза переосмысления);
реализация вновь приобретенного целостного смысла через последующую реконструкцию содержания личного опыта и адекватное разрешение проблемной ситуации [8].В данной модели делается акцент на личностносмысловой обусловленности рефлексивного механизма и творческом аспекте рефлексии, что открывает возможности для дальнейшего исследования проблем подготовки специалистовс высоким уровнем рефлексии.
А.В. Карповпридерживается позиции, что рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая выступает как процесс, свойство и состояние одновременно [6] /см. Рисунок 1/.
Рис.1. Рефлексия как психологическая реальность
Итак, в ходе рассмотрения рефлексии в философскопсихологическом аспекте выясняется, что рефлексивность–это ничем не заменимая способность и ценное личностное качество человека, необходимое для саморазвития.
В процессе изучения проблемы рефлексии можно выделить две ее черты. Вопервых, многовековую историю рефлексии, начинающуюся со времен Сократа и совпадающую с развитием представлений человека о себе, и, следовательно, имеющую гносеологические связи с философским знанием; вовторых, ее комплексный, многоаспектный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и широком спектре психологических и педагогических направлений ее разработки.Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания определяется изменением в общественной жизни, постепенным развитием человека, ростом его самостоятельности, потребностью личности в понимании и оценке себя. Интерес к рефлексии со стороны различных областей знаний объясняется тем, что она является необходимым компонентом процесса адаптации средств и способов деятельности специалистов и коллективов к условиям профессиональной деятельности[10]. При этом конкретизируются практические возможности рефлексии, проводятся теоретические исследования по выявлению ее места в различных формах деятельности, ее структуры и видов.
Ссылки на источники1.Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., ЛаденкоИ.С., СеменовИ.Н.Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения.Новосибирск, 1991. 74 с.2.БондаренкоТ.А. Историкофилософский аспект развития понятия рефлексии [WWWdocument]URL: ttp://mgpi.magnitka.ru/science/publ/sbornik/3.htm3.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. М., 1999. 236с.4.ДьюиДж. Демократия и образование. М.: ПедагогикаПресс, 2000. 654 с.5.Задорожнюк И.Е.Рефлексивные процессы: психологопедагогические аспекты // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 129132.6.Карпов А.В.Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Том 24. №5. С.4547.7.Рубинштейн С.Л.О мышлении и путях его исследования. М., 1985. 338 с. Рефлексия в целомсвойство(рефлексивность)
процесс(рефлексия)
состояние(рефлектирование)8.Семенов И.Н.Развитие концепции Н.Г.Алексеева на фоне становления рефлексивнометодологического подхода // Кентавр. 2004. №34.С. 2225.9.Степанов С.Ю. Рефлексивнаяпрактика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 70 с.10.Стеценко И.А. Генезис и интерпретация категории «педагогическая рефлексия» // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. №S12. С. 123127.11.Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. 167 с.12.Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. Исследования речемыслительнойдеятельности. АлмаАта, 1974. С.1228.